К вопросу о собственности
Скорейшее рассмотрение на высоком союзном уровне вопросов совершенствования в бюджетной сфере пойдет на пользу народам двух стран. В этом были единодушны участники двадцать первого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства».
С 1998 года бюджет Союзного государства увеличился почти в семь раз и в 2010 году дорос без малого до 5 млрд российских рублей. Уровень его исполнения достаточно высок: поступления в доходную часть почти 100 процентов, исполнение расходной части – около 90 процентов от запланированных объемов. Однако действующий порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства не лишен недостатков. Например, учитывает не все принятые решения, касающиеся деятельности Союзного государства, не определяет в полной мере механизмы использования средств бюджета и содержит положения, требующие корректировки. Причем на протяжении нескольких лет недостатки кочуют из заключения в заключение российского и белорусского контрольных органов, а предложения Постоянного Комитета по внесению в действующий Порядок соответствующих изменений и дополнений с 2008 года находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации. Исправить положение не помогли и рекомендации участников аналогичного семинара 2008 года, направленные на устранение препон, мешающих оптимизации бюджетного процесса.
Кроме того, при формировании и исполнении бюджета Союзного государства отсутствуют нормы и положения об учете и управлении союзной собственностью, обеспечении ее содержания.
Между тем соглашение о собственности Союзного государства было подписано главами правительств двух стран в январе 2006 года и ратифицировано Государственной Думой РФ в июле 2007 года.
Соглашение создало правовую основу регулирования вопросов собственности Союзного государства, определило основания для возникновения и прекращения права собственности Союзного государства на имущество, которое может находиться в его собственности, основные положения, касающиеся управления такой собственностью. Однако соглашение не закон, многие проблемы собственности оно не регулирует.
Поэтому в бюджете Союзного государства пока не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов. Однако прежде чем выделять деньги, необходимо провести учет собственности, и это тоже проблема.
Так, в Республике Беларусь с 2002 года ведется учет созданных в ходе выполнения бюджета СГ материальных объектов и интеллектуальной собственности. На 1 января 2010 года учетом охвачены активы в количестве более 110 тысяч единиц. В Российской Федерации подобная работа, к сожалению, не ведется. Поэтому можно только предполагать, сколько стоит союзная собственность.
Участники семинара отметили, что не стоит переоценивать союзные программы, однако не стоит их и недооценивать. Так из 10 суперкомпьютеров, которые находятся на территории СНГ, пять сделано по архитектуре программы СКИФ. Однако на всемирном компьютерном форуме компания «ИНТЕЛ» позиционировала эту архитектуру якобы как ту, к которой имеет отношение. Зато о Союзном государстве не было сказано ни слова. Еще один яркий пример.
В производство оборудования для специальных химических волокон союзный бюджет вложил 90 миллионов рублей. На сегодняшний день только оценка интеллектуальной собственности по союзной программе составляет два миллиарда семьсот пятьдесят миллионов рублей. «Поэтому затягивание согласования всех документов, связанных с собственностью, это упущенная выгода», – считает начальник управления организации непроизводственной сферы и зарубежной собственности Росимущества Ольга Попова. По ее словам, самая главная задача сегодня сесть за утверждение документов по инвентаризации и управлению собственностью.
«Дальше мы двинемся по плану мероприятий. Сегодня он срывается, но без двух документов дальше двинуться не сможем, потому что необходимо квалифицировать имущество на некие группы, например: имущество, которое создано в рамках программы по обороне и безопасности, инфраструктурные объекты, социальные объекты», – сказала Ольга Попова.
Все это, по ее мнению, позволит найти решение, в какой форме его возможно в дальнейшем использовать: либо это доверительное управление, аутсорсинг, концессионное соглашение, аренда или что-то другое.
Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Постоянной комиссии палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Сергей Маскевич предлагает использовать в разработке нормативно-правой базы, связанной с собственностью союзного государства, опыт Евросоюза. «Сейчас, по меньшей мере, необходимо наладить учет того, что создано за счет средств бюджета СГ. Это позволит избежать в будущем вопросов эффективности использования союзных денег», – подчеркнул он.
«Вопрос учета собственности – перезревший вопрос. Он должен был быть решен еще вчера. Неопределенность принадлежности этих объектов и объектов интеллектуальной собственности создает предпосылки к их неправомерному использованию и юридическому оформлению прав на них третьими лицами, а также ведет к невозможности использования этих активов для пополнения доходной части бюджета», – поддержал коллегу первый заместитель Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Михаил Сосонко.
Подводя итоги, участники семинара рекомендовали Совету Министров Союзного государства обеспечить завершение (не позднее первого квартала 2011 года) разработки нормативно-правовых актов, предусмотренных планом мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными за счет средств бюджета Союзного государства, а также рассмотреть в первом квартале 2011 года ход подготовки новой редакции порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства с целью внесения данного акта в Парламентское Собрание.