Будущее союзного парламента
Главной целью прошедшей встречи стал комплексный научно-практический анализ места и роли парламентских органов в межгосударственных интеграционных процессах, направлений и методов сближения законодательств государств-участников, а также выработка предложений по формированию парламентского органа, способного обеспечить правовую основу для союзной интеграции и сближения законодательств.
В семинаре приняли участие члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, представители ведущих научных учреждений двух стран, представители государственных органов Беларуси и России, курирующие межпарламентскую деятельность.
– Тема, которая предложена для рассмотрения, не совсем ординарная. Она не относится к разряду животрепещущих, как, например, урегулирование вопросов собственности Союзного государства или обеспечение равных прав граждан, – отметил Алексей Ершов в своем выступлении, – тем не менее эта тема требует всестороннего научного анализа.
Решение этих вопросов обеспечит эффективное решение задач нормативно-правового регулирования и сближения законодательств России и Беларуси в рамках Союзного государства. Проблемы унификации законодательств и реализации международно-правовых актов в законодательстве государств – участников Договора о создании Союзного государства стали темой серьезного обсуждения в ходе семинара. В процессе обсуждения было принято решение разработать концепцию сближения законодательств государств-участников. По мнению участников, надлежит рассматривать на заседаниях комиссий и сессиях вопросы сближения (гармонизации и унификации) законодательств и принимать рекомендации по активизации и совершенствованию этого процесса. Также необходимы меры по разработке методических основ сближения законодательств государств-участников и определенные механизмы корреляции правовых классификаторов Беларуси и России и создания правового классификатора Союзного государства, в том числе в электронном виде, с целью содействия сравнительно-правовому анализу законодательств.
В своих докладах многие выступавшие, в особенности представители научного сообщества, уделили большое внимание мировому опыту межгосударственной интеграции. По словам заместителя Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Виктора Борисова, наиболее ярким примером может послужить Европейский парламент, прошедший путь от консультативного органа к законодательному. Что же касается подобных органов на территории СНГ, пока они находятся только на начальной стадии развития, тем не менее уже сегодня можно подвести определенные итоги их работы и отметить положительные результаты, а также услышать оценки и мнения ученых о перспективах работы данных органов, в первую очередь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Участники семинара сошлись во мнении о том, что сегодня необходимо учитывать в работе позитивный опыт, накопленный европейскими межпарламентскими организациями.
Сегодня важной задачей является инициация разработки проектов нормативно-правовых актов Союзного государства по внутренним вопросам деятельности Союзного государства, не затрагивающих компетенцию государств-участников. Также в ходе обсуждения было принято решение подготовить предложения по разработке закона Союзного государства о нормативно-правовых актах Союзного государства.
Что касается деятельности палат парламентов государств-участников, то на сегодняшний день особо важен их обмен планами законопроектной деятельности и проектами законов по тематике Союзного государства. В связи с этим, как было подчеркнуто участниками встречи, необходимо разработать формы участия в подготовке международных договоров по вопросам ведения Союзного государства, в том числе путем усиления контроля за своевременным внесением их на ратификацию.
Также была принята рекомендация приглашать ответственных должностных лиц на «правительственный час» для более углубленного обсуждения актуальных вопросов союзного строительства.
Как уже отмечалось, вопрос о работе парламентских органов и совершенствовании правотворческой деятельности Парламентского Собрания требует серьезного научного подхода при изучении. Подробно о перспективах научного решения этого вопроса рассказала Елена Гуйда, научный сотрудник отделения исследований в области государственного строительства и развития общества НЦЗПИ. В связи с этим по итогам заседания была принята рекомендация предусмотреть выделение средств бюджета Союзного государства на обеспечение деятельности Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, в том числе на финансирование подготовки заключений и проектов нормативно-правовых актов членами Научно-консультативного совета.
Правотворческая деятельность парламентских органов должна быть направлена в том числе и на решение столь актуального сегодня вопроса об обеспечении равных прав граждан Союзного государства. По мнению участников семинара, необходимо инициировать обсуждение на сессиях Парламентского Собрания проектов законов государств-участников, затрагивающих в том числе и эти предметы ведения Союзного государства.
В ходе обсуждения затрагивались и многие другие аспекты союзного сотрудничества. Так, ректор Смоленского государственного университета Евгений Кодин напомнил о том, что Смоленск уже дважды принимал у себя Олимпиаду для школьников Союзного государства.
– Необходимо обратиться с рекомендацией в Федеральное Собрание Российской Федерации – принять меры по обеспечению права победителей Олимпиады школьников Союзного государства на поступление без экзаменов в высшие учебные заведения Российской Федерации, – заявил ректор.
Как отмечалось в ходе заседания, важным направлением работы должно стать проведение мониторинга вносимых в парламенты государств-участников проектов законов с целью выявления законопроектов, затрагивающих предметы ведения Союзного государства. Поэтому на современном этапе необходимо выработать способы и методы проведения мониторинга.
Для дальнейшей эффективной работы, по мнению участников, в ближайшее время необходимо исследовать возможность создания органа Союзного государства, в компетенцию которого входили бы полномочия по разработке и правовой экспертизе проектов нормативно-правовых актов Союзного государства по обеспечению регистрации и учета нормативно-правовых актов, а также по обмену правовой информацией.
Участники заседания отметили, что для формирования Парламента Союзного государства и предоставления ему функций по принятию нормативно-правовых актов прямого действия требуется скорейшее принятие Конституционного Акта Союзного государства. Прошедшее мероприятие стало еще одним серьезным шагом в этом направлении: в ходе работы семинара были выработаны рекомендации, направленные на совершенствование деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на этапе, предваряющем принятие Конституционного Акта. Участниками заседания была поставлена задача – в дальнейшем при разработке Конституционного Акта урегулировать порядок реализации основ законодательства Союзного государства, определив методы и сроки их имплементации.
_____________
Приветствие участникам
Виктор Борисов, заместитель Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:
– Уважаемые участники семинара!
Сегодня мы собрались для того, чтобы обсудить одну из важных тем в области развития межгосударственных интеграционных образований. Мы рассмотрим вопросы становления, развития международных парламентских органов, а также вопросы сближения законодательств.
Как мы видим на примере Европейского союза, Европейский парламент прошел долгий и сложный путь в своем становлении и от консультативного дошел до полноценного представительного и законодательного органа.
Парламентские органы межгосударственных объединений на пространстве СНГ сегодня находятся только в начале этого пути. Поэтому сейчас важно провести всесторонний научно-практический анализ того, что уже достигнуто, и определить направления дальнейшего развития. Надо выработать стратегический план формирования парламента, способного обеспечить законодательную основу для союзной интеграции и унификации законодательства.
Думаю, в рамках этого семинара мы сможем найти подходы к решению этой сверхзадачи.
Семинар проводится по инициативе Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту.
________________________
От истории…
На прошедшем семинаре от его участников поступило предложение о регулярном проведении мероприятий Парламентского Собрания на территории Смоленской области. Смоленск можно по праву назвать городом с двумя национальностями, о чем свидетельствует история, сохранившая весьма интересные факты о городе.
l На рубеже XIX и XX веков белорусы составляли едва ли не большинство населения Смоленской губернии. Исследователь языка, литературы и культуры белорусского народа, филолог-славист Евфимий Карский в своих исследованиях утверждал, что белорусами были 56,7% населения Смоленской губернии. Данные Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона приводили цифру и до 90% населения Смоленского уезда. Хотя стоит отметить, что в те годы сам термин «белорус» не означал лицо, непременно владеющее белорусским языком. Своим родным языком, согласно тогдашней переписи, его считали лишь 1,4% населения уезда и 0,7% населения города Смоленска.
l Смоленск по праву считается и колыбелью белорусской государственности. После революции на включение в свой состав Смоленска претендовали и Белорусская Народная Республика, и Белорусская СССР. В 1918 году здесь была провозглашена Белорусская Социалистическая Республика.
В 1918 году Смоленск был центром Западной области, на базе которой 1 января 1919 года была сформирована Белорусская ССР. 7 января правительство БССР переехало из Смоленска в Минск. А уже 16 января 1919 года решением ЦК РКП(б) Смоленская область была передана в состав РСФСР.
l В 1920 году была проведена новая перепись, согласно результатам которой русское население преобладало над белорусским, но белорусское партийное руководство вплоть до 1926 года не оставляло надежды на возможность включения Смоленска в БССР.
…к современности
l Смоленщину издавна связывают с Беларусью тесные торгово-экономические и культурные связи, которые с годами только крепнут. Город имеет и исключительное географическое положение: он расположен на пересечении важных транспортных путей.
l Сегодня активно развивается взаимовыгодное экономическое сотрудничество между Республикой Беларусь и Смоленской областью. Регулярно в Смоленской области проводятся совместные российско-белорусские выставки-ярмарки, создаются совместные предприятия.
15-18 декабря этого года в Смоленске состоялась традиционная выставка-ярмарка «Республика Беларусь – ваш партнер». Целью выставки-ярмарки стало укрепление межрегионального экономического сотрудничества белорусских и российских предприятий. Белорусские предприятия в ходе выставки представили широкий спектр товаров производства Республики Беларусь. В мероприятии приняли участие 55 предприятий и представители торгово-промышленных палат из всех областей Республики Беларусь.
l Именно в Смоленске в 1996 году прошла первая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. А нынешний губернатор Смоленска Сергей Антуфьев раннее возглавлял Комиссию Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту.
l Уже дважды Смоленск принимал у себя Олимпиаду для школьников Союзного государства. В этом году более 200 школьников из девятнадцати регионов России, шести областей Республики Беларусь, а также города Минска приняли участие в пятой, юбилейной Олимпиаде школьников «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Организатором Олимпиады школьников Союзного государства выступает Постоянный Комитет Союзного государства.
l Именно в Смоленске зародилась идея совместного проведения фестиваля для людей с ограниченными возможностями, но обладающими при этом уникальными талантами, из России и Беларуси. В октябре 2009 года в городе прошел IV фестиваль творчества инвалидов «Мы вместе». Фестиваль проводится раз в два года при содействии Постоянного Комитета Союзного государства, администрации Смоленской области и министерств культуры России и Беларуси.
l В мае нынешнего года в Смоленске состоялся торжественный старт международного велопробега «Молодежь России и Беларуси – дорога в будущее Союзного государства». Велопробег прошел по маршруту «Смоленск – Демидов – Велиж – Витебск – Орша – Красный – Смоленск». В пробеге приняли участие 20 человек, среди которых были молодые парламентарии, преподаватели и ученые, лидеры молодежных общественных организаций, студенты учебных заведений. В рамках велопробега во всех контрольных пунктах прошли физкультурно-спортивные праздники, «круглые столы», патриотические и благотворительные мероприятия.
l 2 июля 2010 года, накануне Дня независимости Республики Беларусь, в Смоленске было торжественно открыто отделение белорусского посольства, что стало значимым событием для развития интеграции.
_____________
О перспективах развития парламентской деятельности
Алексей Ершов, заместитель начальника Главного управления правового и документационного обеспечения Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:
– На мой взгляд, на современном этапе развития процессов интеграции как в Союзном государстве, так и в других межгосударственных объединениях роль парламентских структур сохраняет значительный потенциал для совершенствования. Возможности парламентариев стоит использовать шире и эффективнее. Однако положительная динамика в этом вопросе не столь велика, как ожидается.
С 1996 года на этапе Сообщества Беларуси и России Парламентское Собрание имело право принятия модельных законодательных актов и внесения соответствующих предложений в органы, имеющие право законодательной инициативы, в парламенты государств-участников и в Высший Государственный Совет – по вопросам развития правовой базы Сообщества.
При создании Союза Беларуси и России в 1997 году Парламентское Собрание обрело право принимать нормативно-правовые акты, имеющие статус законодательной рекомендации Союза, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию в установленном порядке парламентами государств-участников в целях унификации их законодательства. Сохранилось также право внесения предложений в Высший Государственный Совет Союза и органы государств-участников, обладающие правом законодательной инициативы. Всего за время Союза Беларуси и России Парламентским Собранием было рассмотрено и принято 11 нормативно-правовых актов по различным сферам деятельности.
Договором о создании Союзного государства с 2000 года названные выше полномочия были заменены правом Парламента Союзного государства принимать законы (акты прямого действия по предметам исключительного ведения Союзного государства) и Основы законодательства (подлежащие имплементации в национальное законодательство акты по предметам совместного ведения Союзного государства и государств-участников).
То есть в исторической перспективе в российско-белорусской интеграции наблюдается последовательное развитие нормотворческой функции:
1. Модельные законы с юридической силой рекомендаций;
2. Акты, подлежащие первоочередному рассмотрению и принятию парламентами государств-участников;
3. Законы прямого действия и основы законодательства.
Аналогичным образом прослеживается усиление состава представительного органа: первоначально в него включалось по 25 парламентариев от парламента каждой стороны, затем их число возросло до 36, а в Парламенте Союзного государства предусмотрено две палаты, причем верхняя сохранит по 36 представителей, а нижнюю палату предполагается сформировать на прямых выборах из 75 депутатов от Российской Федерации и 28 депутатов от Республики Беларусь.
Однако показанный мной прогресс очевиден только в документах. Реально формирование Парламента Союзного государства на прямых выборах и осуществление им законотворческих полномочий в полном объеме станет возможным только после принятия Конституционного Акта Союзного государства, который определит государственное устройство Союзного государства и его правовую систему. А также после внесения соответствующих изменений в конституции государств-участников.
Согласно Договору о создании Союзного государства до формирования Парламента его функции исполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Однако эти функции исполняются в урезанном виде. Принятие законов прямого действия считается несогласующимся с действующими конституциями государств-участников и требует предварительного внесения соответствующих поправок. Поэтому в настоящее время Парламентское Собрание принимает акты в форме постановлений, которые обладают рекомендательной силой.
Позиция о необходимости предварительного принятия Конституционного Акта и поправок в конституции была выработана сразу после подписания в 2000 году Договора о создании Союзного государства. Тогда доминировала уверенность в том, что Конституционный Акт вот-вот будет подписан, и вопросам переходного периода внимания не уделялось. Однако Союзное государство отметило свое десятилетие, и вопрос о том, какие акты следует принимать парламентскому органу Союзного государства на современном этапе, становится все более и более актуальным.
___________
Равенство и братство – наши главные ценности и достижения
Иван Яценко, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС), кандидат юридических наук:
– Встреча в рамках заседания Парламентского Собрания Союза Беларуси и России имеет огромное значение для обоих наших народов. Мы вырабатываем точки сближения по всем вопросам: законодательной деятельности, политической, государственной. Все это направлено на сближение политических систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках единого государства. Мы рассматриваем множество проблем, относящихся к этой теме. Прежде всего – проблемы создания единого экономического, правового и культурного пространства. Я нахожусь здесь в качестве эксперта по проблемам правотворческой деятельности Парламентского Собрания, а также в качестве президента Европейского форума Совета мира, в котором объединены представители 38 государств Европы, в том числе России и Беларуси.
Наиболее важны вопросы формирования и создания единых надгосударственных органов Союзного государства, а также правотворческая деятельность.
Как эксперт я могу смело сказать: перспективы развития Союзного государства весьма достойные. Они носят прогрессивный характер. Наша главная цель – единство наших двух братских славянских народов. Недавно я участвовал в работе Х Международного съезда славянских народов в Киеве, где также присутствовали представители Беларуси и России. И речь также шла об обеспечении единства славянских народов. Таким образом, эта тема сегодня невероятно актуальна. И весьма символично то, что именно сегодня, когда мы встречаемся в Смоленске, происходит долгожданная встреча президентов России и Беларуси.
_________
Смоленск – один из ключевых центров эффективного партнерства наших стран
Николай КУЦКО, советник, руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации:
– Тема нынешнего семинара говорит о значимости Парламентского Собрания в интеграционных процессах в Союзном государстве.
Для меня большая честь принимать это мероприятие в Смоленске. Именно здесь состоялась первая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в 1996 году. Значимость семинара с каждым годом растет. Более того, в этом году произошло знаменательное событие в истории отношений наших стран – 2 июля торжественно открылось отделение Посольства Республики Беларусь в Смоленске. Отделение посольства открыто для того, чтобы нашим гражданам – и белорусам, и россиянам – было удобно разрешать все возникающие проблемы.
В зону ответственности отделения посольства входят Смоленская, Тверская, Брянская, Белгородская, Курская, Воронежская, Тульская, Орловская, Калужская, Липецкая области. Товарооборот Республики Беларусь и этих десяти областей Центрального федерального округа в этом году составил 3,2 млрд долларов. В этом году мы выйдем на докризисный уровень. Мы превзойдем 2008 год – самый эффективный год в наших торгово-экономических отношениях. Достаточно сказать, что в этом году товарооборот Республики Беларусь и Смоленской области приблизился к 1 млрд. Для сравнения: Польша имеет товарооборот с Республикой Беларусь 1,2 млрд рублей. Но и это еще не все: из более чем 300 совместных предприятий 200 предприятий в Смоленской области функционируют с использованием белорусского капитала. Но самое главное – ни один праздник в Смоленске не проходит без участия белорусов. То же самое мы наблюдаем в Витебске и Могилеве – ни один праздник не пройдет без смолян. Это касается мероприятий и культурного, и спортивного характера. И этот факт еще раз доказывает: мы не можем жить друг без друга.
В 2013 году Смоленск отпразднует свое 1150-летие. Конечно же, мы с нетерпением ждем наших белорусских гостей на этом масштабном праздновании.