САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Сантехник с дипломом

Что лучше – быть безработным с вузовским дипломом или дополнительно получить профессию рабочего и стать лидером на стройке, в сельском хозяйстве, в ремонтной мастерской? На этот вопрос отвечает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ:

Что лучше – быть безработным с вузовским дипломом или дополнительно получить профессию рабочего и стать лидером на стройке, в сельском хозяйстве, в ремонтной мастерской? На этот вопрос отвечает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ:

– Сейчас основной задачей для развития профессионально-технического образования является подготовка по новым профессиям на основе анализа потребностей рынка труда. До сих пор некоторые ПТУ готовят маловостребованных региональными рынками труда ткачей, поваров, швей-мотористок, портных, парикмахеров, в то время как наблюдается нехватка операторов сельхозпроизводства, строителей, машинистов бульдозера и экскаватора, сантехников... Но, на мой взгляд, даже не это главное. Современному бизнесу нужны «многостаночники». Если это строитель, то он должен уметь почти все на стройке: выполнять и плотницкие работы, и бетонные, уметь арматуру вязать и электропрогрев бетона делать.
В советские годы рабочих и рядовых служащих с вузовским дипломом были единицы. Сейчас уже около 3 процентов рабочих, около 18 процентов обычных служащих (секретари, заведующие копировально-множительным бюро, хозяйством, общежитием, кладовщики и т.п.) имеют высшее образование (для примера – в Германии их только 1 процент). Зачастую дипломированный юрист или экономист приносит в ПТУ заявление с просьбой обучить его профессии бармена или повара. Данную тенденцию можно было бы рассматривать как негативную, но на самом деле ее нужно всячески приветствовать, ведь, согласно статистическим данным, уже сейчас около 3 процентов рабочих мест должны быть заняты специалистами именно с высшим образованием. Сегодня в строительной отрасли, например, используются современные материалы (жидкие обои, герметики, новые кровельные и стеновые материалы). Сантехника по сложности устройства сопоставима с космическим кораблем, не говоря уже о современной зерноуборочной технике. Все это требует от рабочих более высокого уровня образования.
Решить проблему переизбытка на рынке труда дипломированных специалистов при одновременной нехватке рабочих рук можно было бы достаточно просто: закрепив законом ограничения на прием в вузы и ссузы и перенаправив поток абитуриентов в учреждения профтехобразования. Но это было бы неправильно. Во-первых, потому, что в Беларуси построено общество свободного выбора, в котором молодой человек имеет право сам решать, где ему учиться и на каких условиях. А во-вторых, чем выше образование у людей, тем лучше для государства: более высокие достижения в экономике, большая консолидация граждан и стабильность в обществе, более высокий уровень культуры. Как же найти оптимальное решение, чтобы и уровень образованности населения не снизить, а, наоборот, повысить, и обеспечить занятость рабочих мест?.. Выход может оказаться весьма простым. Ведь мы психологически противимся, имея высшее образование, трудиться по рабочим специальностям. А ведь с точки зрения материальной обеспеченности правильно поступают те, кто, не найдя работы по специальности, полученной в вузе, ищет себя в рабочих профессиях.
Сказанное в полной мере касается и дипломированных людей в возрасте. Хотя средний возраст российского рабочего достиг 53-54 лет, а белорусского – сохраняется в районе 40, но из-за сложившейся демографической ситуации на белорусский рынок труда тоже стало приходить меньше молодых рабочих. А это обусловливает необходимость более полного использования людей среднего и старшего возраста, особенно тех из них, кто по разным причинам остался без работы (закрытие предприятия, сокращение штатов, переезд в другую местность и т.п.). Получать второе высшее образование для них дорого и длительно (как минимум 3 года). А в ПТУ срок учебы – один год. Кроме того, после вуза и ссуза за обучение в ПТУ платить деньги не нужно, ведь, по Конституции, оно у нас бесплатное. Кстати, чем выше уровень образования, тем раньше присвоят следующий тарифный разряд. Поэтому нужно приветствовать получение образования более высокого уровня и одновременно открыть глаза молодежи на то, что в сочетании с освоением обычной рабочей профессии можно достичь большего успеха в жизни и всегда иметь средства для существования.
В ПТУ нужно открывать специальные группы для лиц с высшим образованием, желающих обучиться рабочим профессиям, и принимать в эти группы людей с учетом особенностей полученного ими ранее образования и заниматься с ними по отдельным программам. Должна быть и материальная заинтересованность. Иначе – зачем учиться, если получать одинаково с другим?!. В некоторых организациях действуют стимулирующие надбавки к зарплате, которые устанавливаются нанимателями за уровень этичности общения в коллективе, за умение работать на компьютере, за уровень образования. Это хорошо, но не в некоторых, а во всех организациях доплаты за уровень образования (базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, а не только за ученую степень или звание) должны быть обязательно установлены каждому работающему человеку – от дворника до министра. Думаю, от этого существенно выиграли бы и люди, и государство. Нам нужно чаще ставить перед собой вопрос: что лучше – быть безработным с вузовским дипломом  или дополнительно, через систему профтехобразования получить профессию рабочего и стать лидером, передовиком на стройке, в сельском хозяйстве, в ремонтной мастерской, используя высшее образование как преимущество по отношению к другим занятым в этой профессии?.. Ответ на него очевиден.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин прибыл в Тегеран на инаугурацию Масуда Пезешкиана
  2. Владимир Путин принял с докладом главу «Ростеха» Чемезова
  3. Минобрнауки предлагает строить жилье для аренды студентами рядом с вузами
  4. Более 50 тыс. студентов обучаются в регионах по сетевым программам
  5. Трансмашхолдинг отправил в Беларусь первый поезд для Минского метрополитена
  6. Лукашенко и Зюганов обсудили проведение антифашистского форума в Минске
  7. В Государственной Думе проходит «правительственный час» с участием Валерия Фалькова
  8. Александр Лукашенко: Наукоемкое конкурентоспособное производство – это жилье, образование, экспорт и достойные зарплаты
  9. После ДТП с поездом Казань – Адлер в больницах находятся 22 пострадавших
  10. Венгрия упростила условия въезда для граждан России и Беларуси
  11. Мужские соревнования по триатлону на ОИ перенесли из-за низкого качества воды в Сене
  12. Александр Лукашенко и Игорь Сечин обсудили сотрудничество Беларуси с «Роснефтью»
  13. В Свердловской области завели уголовные дела против восьми подростков, пытавшихся совершить теракт
  14. Джабаров: Новая экономическая реальность наносит удар по доллару
  15. Митин: Производители кормов и ветпрепаратов для сельского хозяйства получат господдержку

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также