Единые подходы в трудовой сфере
В 2008 году была разработана и утверждена программа Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России» сроком на четыре года. Ход ее реализации обсудили на заседании совместной коллегии Минздравсоцразвития России и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Как отметила директор Департамента охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ Наталья Жарова, в программу включены 22 мероприятия по основным направлениям социально-трудовой сферы, из которых 5 направлены на улучшение условий и охраны труда. Так, в рамках программы разработан проект единой для России и Беларуси концепции реформирования системы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда.
По словам Жаровой, в настоящее время работодатели обоих государств используют компенсации, как правило, в качестве дополнительного стимула по привлечению рабочей силы на непрестижные рабочие места вместо того, чтобы заниматься предупреждением рисков, а работники привыкли приспосабливаться к тем условиям труда, которые им предлагаются, получая различные компенсации как бы за вред, причиняемый здоровью.
Сегодня принципиальная позиция концепции реформирования двух ведомств – переход от системы предоставления компенсаций на основе централизованно утвержденных списков, дающих право на получение компенсаций для массовых профессий и производств, к созданию механизма социальной защиты посредством предоставления компенсаций на основе информации о фактическом состоянии условий труда по результатам аттестации рабочих мест.
При этом реформирование системы предоставления компенсаций должно основываться на усилении роли договорных отношений. В коллективных договорах в организациях должны приниматься обязательства по осуществлению мероприятий по охране труда, необходимых для поэтапного достижения уровня нормативных требований охраны труда.
Участники коллегии считают, что дальнейшую работу по реформированию системы предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда необходимо продолжить путем дополнительных исследований, с целью получения следующих достоверных и конкретных информационно-статистических данных по массовым профессиям и должностям.
Результатом указанной работы должны стать нормативно- правовые акты, устанавливающие единый порядок предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Указанной работе должна способствовать гармонизация трудового законодательства с соответствующими требованиями законодательства ЕС. Другим направлением сближения трудового законодательства РФ и РБ является разработка методов экономического стимулирования работодателей в целях создания безопасных условий труда.
В настоящее время стимулирование работодателей за снижение производственного травматизма осуществляется на основе механизма скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев. Однако этот механизм нуждается в совершенствовании, так как определение указанных скидок и надбавок фактически не зависит от состояния условий труда на рабочих местах.
Необходимо разработать единую методику расчета скидок или надбавок к страховым тарифам в РФ и РБ, которая позволит учитывать реальные условия труда на рабочих местах.
Еще одним направлением сближения законодательства по охране труда РФ и РБ в рамках программы является унификация требований к качеству и обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. В результате были разработаны единые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и проект технического регламента «О средствах индивидуальной защиты».
Как отметили участники коллегии, сегодня одним из основных и перспективных направлений реализации программы является разработка унифицированных для обоих государств нормативно-технических документов по охране труда. В результате совместных научно-исследовательских работ в рамках программы были разработаны нормативно-технические документы по охране труда, регламентирующие проведение наиболее травмоопасных работ в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Таким образом, комплексный подход к решению указанной задачи позволяет формализовать алгоритм установления требований охраны труда к любому из видов работ в любом виде экономической деятельности, что облегчает разработку правил и инструкций по охране труда для целей Союзного государства.
Кроме того, сегодня планируется разместить в открытом доступе информационный ресурс с банком данных по нормативно- правовым актам в области охраны труда и изготовителям средств индивидуальной и коллективной защиты.
Участники заседания договорились о дальнейшей работе по сближению требований законодательства об охране труда. Будет продолжена разработка единой системы компенсации за работу с вредными условиями труда, модернизация нормативных требований охраны труда в соответствии с профессиональными рисками, разработка унифицированных требований охраны труда для различных видов экономической деятельности и видов работ.
Дмитрий НЕРАТОВ