САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Как пополнить союзный кошелек

27-28 октября в Минске (РГЦ «Силичи») прошло XXI заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в центре внимания участников которого было повышение эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации соглашения о регулировании вопросов совместной собственности. В рамках семинара заседала Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам. Союзные депутаты, представители Постоянного Комитета, Секретариата Парламентского Собрания, органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, обсудив положение дел в этой сфере, пришли к выводу, что в целом бюджетный процесс стадию становления прошел успешно. Однако есть и недочеты. О том, что мешает его оптимизации, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий САБЛИН.

27-28 октября в Минске (РГЦ «Силичи») прошло XXI заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в центре внимания участников которого было повышение эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации соглашения о регулировании вопросов совместной собственности. В рамках семинара заседала Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам. Союзные депутаты, представители Постоянного Комитета, Секретариата Парламентского Собрания, органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, обсудив положение дел в этой сфере, пришли к выводу, что в целом бюджетный процесс стадию становления прошел успешно. Однако есть и недочеты. О том, что мешает его оптимизации, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий САБЛИН.

– Сначала несколько слов о бюджете Союзного государства. С 1998 года он увеличился почти в  семь  раз  и в 2010 году дорос без малого до 5 млрд российских рублей. Это важнейший инструмент укрепления межведомственных и межотраслевых белорусско-российских связей, культурных и общественных контактов. Уровень его исполнения достаточно высок: поступления в доходную часть – почти 100 процентов, исполнение расходной части – около 90 процентов от запланированных объемов.
Напомню, что бюджет Союзного государства финансирует все наши совместные мероприятия – военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность, реализацию программ и подпрограмм в областях промышленности и информатики, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, образования и культуры, социальной и трудовой сфер. А это – и забота о ветеранах, одна из граней которой – создание условий для качественного медицинского обслуживания и отдыха наших заслуженных стариков. И молодежная политика – проведение математических, исторических,  спортивных олимпиад, слетов юных экологов, всевозможные фестивали и многое другое: с каждым годом жизнь ребят в Союзном государстве становится насыщеннее, интереснее и «музыкальнее». Значительные средства идут на устранение последствий чернобыльской катастрофы, развитие союзных средств массовой информации. То есть наша союзная жизнь зависит от размеров общего кошелька, наполняемого с помощью интеллекта и трудовых рук белорусов и россиян.
И тем обиднее уже в который раз говорить о том, что недочеты, выявленные в бюджетном процессе несколько лет назад, до сих пор не устранены. Еще на XXXVII сессии Парламентского Собрания, обсуждая бюджетный процесс, участники форума отмечали, что действующий Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства не лишен недостатков. Например, учитывает не все принятые решения, касающиеся деятельности Союзного государства, не определяет в полной мере механизмы использования средств бюджета и содержит положения, требующие корректировки. Причем на протяжении нескольких лет недостатки «кочуют» из заключения в заключение российского и белорусского контрольных органов, а предложения Постоянного Комитета по внесению в действующий Порядок соответствующих изменений и дополнений с 2008 года находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации. Исправить положение не помогли и рекомендации участников аналогичного семинара 2008 года, направленные на устранение препон, мешающих оптимизации бюджетного процесса. Наши предложения  Совету Министров Союзного государства, направленные на решение возникших в ходе бюджетного процесса проблем, содержались в Постановлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России  «О мерах по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве» (от 16 декабря 2008 года №XXXV-11). Однако многие из конструктивных предложений до сих пор обсуждаются, а некоторые вообще остались без внимания.

Еще хуже обстоят дела с учетом союзной собственности, которая должна была служить одним из источников наполнения общего кошелька. Хочу обратить ваше внимание на то, что в Беларуси ее учет ведется с 2002 года – к 1 января этого года в реестр занесено уже более 110 тысяч единиц. В России к этой работе еще не приступали. Готовые проекты нормативно-правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными министерствами России и Беларуси, кроме ведомства Алексея Кудрина, два года назад, как я уже сказал,  застряли в Минфине России.
Неопределенная принадлежность созданных на средства нашего бюджета объектов и объектов интеллектуальной собственности открывает лазейки не только для неправомерного использования и юридического оформления прав на союзную собственность третьими лицами, но и не позволяет использовать ее для пополнения доходной части бюджета Союзного государства. Ведь до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов активы, созданные от реализации союзных программ, – научно-техническая продукция, опытные, экспериментальные и макетные образцы и другие – числятся за российскими и белорусскими головными исполнителями, механизмы их содержания и использования не определены. Как следствие, в бюджете Союзного государства не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов, а это значит, что никто не несет ответственность за их эксплуатацию и починку в случае физического износа. Очень неприятно было услышать в Силичах о том, что на границе Союзного государства наши защитники и их семьи живут в домах, требующих капитального ремонта, и не знают, кто должен их чинить – Беларусь или Россия. И подобных примеров в различных областях нашей союзной деятельности множество. Но главное – совместно созданные активы до сих пор не приносят доход в бюджет Союзного государства, а оседают неизвестно в чьих карманах.
Все прекрасно понимают, что отсутствие необходимых нормативно-правовых актов, полноценного учета объектов собственности Союзного государства не позволяет обеспечить их охрану и содержание должным образом, использовать как еще один источник пополнения союзного кошелька. Поэтому участники семинара в Силичах в этом году в очередной раз обратились к Совету Министров Союзного государства с просьбой оперативно заслушать этот вопрос. Необходимые документы, напоминаю, уже прошли согласование со всеми министерствами и ведомствами государств-участников, за исключением Минфина Российской Федерации. Подготовить к внесению в Парламентское Собрание новую редакцию Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Ввести в практику одновременное рассмотрение ежегодных отчетов об исполнении бюджета Союзного государства и аналитического отчета о результатах выполнения программ. Акцентировать внимание Высшего Государственного Совета Союзного государства на том, что незавершенность разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус должностных лиц, и порождает недостатки бюджетного процесса, о которых нам не единожды сообщали контрольные органы.  
В заключение хочу озвучить предложение моих коллег, высказанное в ходе семинара, – ввести в практику работы Парламентского Собрания такую форму отчета руководителей Постоянного Комитета перед союзными депутатами, как «Правительственный час», что, кстати, предусмотрено Регламентом Парламентского Собрания. Союзные депутаты должны быть в курсе того, как выполняются мероприятия по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета. На мой взгляд, депутатский контроль участников бюджетного процесса поможет наконец вытащить союзную собственность на белый свет и заставить работать на Союзное государство.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также