САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Как пополнить союзный кошелек

27-28 октября в Минске (РГЦ «Силичи») прошло XXI заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в центре внимания участников которого было повышение эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации соглашения о регулировании вопросов совместной собственности. В рамках семинара заседала Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам. Союзные депутаты, представители Постоянного Комитета, Секретариата Парламентского Собрания, органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, обсудив положение дел в этой сфере, пришли к выводу, что в целом бюджетный процесс стадию становления прошел успешно. Однако есть и недочеты. О том, что мешает его оптимизации, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий САБЛИН.

27-28 октября в Минске (РГЦ «Силичи») прошло XXI заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, в центре внимания участников которого было повышение эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации соглашения о регулировании вопросов совместной собственности. В рамках семинара заседала Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам. Союзные депутаты, представители Постоянного Комитета, Секретариата Парламентского Собрания, органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, обсудив положение дел в этой сфере, пришли к выводу, что в целом бюджетный процесс стадию становления прошел успешно. Однако есть и недочеты. О том, что мешает его оптимизации, рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий САБЛИН.

– Сначала несколько слов о бюджете Союзного государства. С 1998 года он увеличился почти в  семь  раз  и в 2010 году дорос без малого до 5 млрд российских рублей. Это важнейший инструмент укрепления межведомственных и межотраслевых белорусско-российских связей, культурных и общественных контактов. Уровень его исполнения достаточно высок: поступления в доходную часть – почти 100 процентов, исполнение расходной части – около 90 процентов от запланированных объемов.
Напомню, что бюджет Союзного государства финансирует все наши совместные мероприятия – военно-техническое сотрудничество, правоохранительную деятельность, реализацию программ и подпрограмм в областях промышленности и информатики, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, образования и культуры, социальной и трудовой сфер. А это – и забота о ветеранах, одна из граней которой – создание условий для качественного медицинского обслуживания и отдыха наших заслуженных стариков. И молодежная политика – проведение математических, исторических,  спортивных олимпиад, слетов юных экологов, всевозможные фестивали и многое другое: с каждым годом жизнь ребят в Союзном государстве становится насыщеннее, интереснее и «музыкальнее». Значительные средства идут на устранение последствий чернобыльской катастрофы, развитие союзных средств массовой информации. То есть наша союзная жизнь зависит от размеров общего кошелька, наполняемого с помощью интеллекта и трудовых рук белорусов и россиян.
И тем обиднее уже в который раз говорить о том, что недочеты, выявленные в бюджетном процессе несколько лет назад, до сих пор не устранены. Еще на XXXVII сессии Парламентского Собрания, обсуждая бюджетный процесс, участники форума отмечали, что действующий Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства не лишен недостатков. Например, учитывает не все принятые решения, касающиеся деятельности Союзного государства, не определяет в полной мере механизмы использования средств бюджета и содержит положения, требующие корректировки. Причем на протяжении нескольких лет недостатки «кочуют» из заключения в заключение российского и белорусского контрольных органов, а предложения Постоянного Комитета по внесению в действующий Порядок соответствующих изменений и дополнений с 2008 года находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации. Исправить положение не помогли и рекомендации участников аналогичного семинара 2008 года, направленные на устранение препон, мешающих оптимизации бюджетного процесса. Наши предложения  Совету Министров Союзного государства, направленные на решение возникших в ходе бюджетного процесса проблем, содержались в Постановлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России  «О мерах по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве» (от 16 декабря 2008 года №XXXV-11). Однако многие из конструктивных предложений до сих пор обсуждаются, а некоторые вообще остались без внимания.

Еще хуже обстоят дела с учетом союзной собственности, которая должна была служить одним из источников наполнения общего кошелька. Хочу обратить ваше внимание на то, что в Беларуси ее учет ведется с 2002 года – к 1 января этого года в реестр занесено уже более 110 тысяч единиц. В России к этой работе еще не приступали. Готовые проекты нормативно-правовых актов, согласованные со всеми заинтересованными министерствами России и Беларуси, кроме ведомства Алексея Кудрина, два года назад, как я уже сказал,  застряли в Минфине России.
Неопределенная принадлежность созданных на средства нашего бюджета объектов и объектов интеллектуальной собственности открывает лазейки не только для неправомерного использования и юридического оформления прав на союзную собственность третьими лицами, но и не позволяет использовать ее для пополнения доходной части бюджета Союзного государства. Ведь до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов активы, созданные от реализации союзных программ, – научно-техническая продукция, опытные, экспериментальные и макетные образцы и другие – числятся за российскими и белорусскими головными исполнителями, механизмы их содержания и использования не определены. Как следствие, в бюджете Союзного государства не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов, а это значит, что никто не несет ответственность за их эксплуатацию и починку в случае физического износа. Очень неприятно было услышать в Силичах о том, что на границе Союзного государства наши защитники и их семьи живут в домах, требующих капитального ремонта, и не знают, кто должен их чинить – Беларусь или Россия. И подобных примеров в различных областях нашей союзной деятельности множество. Но главное – совместно созданные активы до сих пор не приносят доход в бюджет Союзного государства, а оседают неизвестно в чьих карманах.
Все прекрасно понимают, что отсутствие необходимых нормативно-правовых актов, полноценного учета объектов собственности Союзного государства не позволяет обеспечить их охрану и содержание должным образом, использовать как еще один источник пополнения союзного кошелька. Поэтому участники семинара в Силичах в этом году в очередной раз обратились к Совету Министров Союзного государства с просьбой оперативно заслушать этот вопрос. Необходимые документы, напоминаю, уже прошли согласование со всеми министерствами и ведомствами государств-участников, за исключением Минфина Российской Федерации. Подготовить к внесению в Парламентское Собрание новую редакцию Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства. Ввести в практику одновременное рассмотрение ежегодных отчетов об исполнении бюджета Союзного государства и аналитического отчета о результатах выполнения программ. Акцентировать внимание Высшего Государственного Совета Союзного государства на том, что незавершенность разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус должностных лиц, и порождает недостатки бюджетного процесса, о которых нам не единожды сообщали контрольные органы.  
В заключение хочу озвучить предложение моих коллег, высказанное в ходе семинара, – ввести в практику работы Парламентского Собрания такую форму отчета руководителей Постоянного Комитета перед союзными депутатами, как «Правительственный час», что, кстати, предусмотрено Регламентом Парламентского Собрания. Союзные депутаты должны быть в курсе того, как выполняются мероприятия по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета. На мой взгляд, депутатский контроль участников бюджетного процесса поможет наконец вытащить союзную собственность на белый свет и заставить работать на Союзное государство.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также