Усиление ответственности
Ольга КАРЯКИНА, заместитель начальника департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства:
– В разработанных нами предложениях есть, в частности, большой блок вопросов, который касается ответственности государственного заказчика за исполнение программ. Например, в соответствии с новыми решениями, закрепленными в российском законодательстве, государственный заказчик наделен правом корректировать расходы в рамках программы. В отношении бюджетных средств Союзного государства это пока не предполагается. Мы также согласны с тем, что необходимо совершенствовать сам процесс формирования и исполнения бюджета.
– В разработанных нами предложениях есть, в частности, большой блок вопросов, который касается ответственности государственного заказчика за исполнение программ. Например, в соответствии с новыми решениями, закрепленными в российском законодательстве, государственный заказчик наделен правом корректировать расходы в рамках программы. В отношении бюджетных средств Союзного государства это пока не предполагается. Мы также согласны с тем, что необходимо совершенствовать сам процесс формирования и исполнения бюджета.
Попытки внести изменения в регламент рассмотрения, принятия и реализации программ были предприняты еще несколько лет назад. Это необходимо было делать хотя бы потому, что в некоторых случаях понятийный аппарат уже не соответствовал новым, изменившимся условиям.
В марте 2009 года в Минске прошла совместная коллегия министерств финансов Беларуси и России. Затем было принято решение о создании специальной рабочей группы. Ей поручили разработать предложения по совершенствованию бюджетного процесса Союзного государства. Однако мы столкнулись со сложностями. Дело в том, что в министерствах финансов Беларуси и России по-разному осуществляют процедуры выделения средств, их учета, качественного анализа. Есть отличия и в методологии реализации бюджетного процесса. Это обусловлено тем, что общий бюджет Союзного государства в двух странах исполняют в соответствии с национальными нормами, подходами. Тем не менее точки взаимодействия находить удается.
Необходимо совершенствовать механизм внесения изменений в программы, упрощать такие процедуры. Иначе так и не удастся решить проблему, процедура переработки и согласования программы может растянуться на полгода, а то и больше.
Хотелось бы более четко отразить в новых документах и сущность бюджетного процесса. Ведь нужно подробно расписать, кто именно и за что отвечает, как это реализуется на практике. Было бы хорошо придать министерствам финансов и экономики двух стран в рамках Союзного государства более высокий статус, более действенные полномочия. Иначе дело порой доходит почти до патовых ситуаций. Например, ежегодно мы занимаемся оздоровлением инвалидов. Постоянный Комитет принимает в этом активное участие. Но при этом в соответствии с законодательством он не может быть государственным заказчиком. В Минэкономики предлагают обращаться в профильные министерства, чтобы они выступили в этой роли. А те порой не проявляют в этом заинтересованности.
Между тем в Постоянном Комитете этот вопрос решается. Вначале объявляется тендер. По его результатам выбирается самое привлекательное предложение. Выделяются средства. На них приобретаются путевки. И дети, инвалиды едут на оздоровление. Все довольны.
Поэтому, как мы считаем, нужно не бояться кого-то наделять полномочиями выступать в роли госзаказчика и использовать финансирование из бюджета Союзного государства. Просто вместе с этим следует предусмотреть и ответственность за целевое использование средств.
Постоянный Комитет Союзного государства мог бы взять на себя больше полномочий. Ведь у этой структуры есть опыт. Повышение статуса Постоянного Комитета позволило бы избежать длительных процедур согласования новых программ, внесения изменений в действующие.