На страже Отечества
Объем финансирования программ по обороне и безопасности и борьбе с преступностью составляет более 37% средств бюджета, выделяемых на реализацию всех союзных программ и мероприятий
Одна из приоритетных союзных программ – обустройство внешних границ Отечества. После распада Союза бывшим республикам пришлось возводить границы в спешном порядке по временной схеме. Тогда защитникам рубежей Отечества приходилось ютиться в вагончиках и пользоваться примитивным оборудованием. Ситуация изменилась только в 1997 году – тогда впервые была принята союзная программа развития пограничных пунктов пропуска. Затем в 2002 году стартовала еще одна аналогичная программа. Благодаря ей прошла делимитация и демаркация различных участков границы, появились новые комендатуры и заставы, пограничники получили новую технику и самые передовые средства обнаружения нарушителей. В настоящее время Госпогранкомитет Республики Беларусь и Федеральная служба безопасности Российской Федерации реализуют совместную Программу обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годов, мероприятия которой распространяются на белорусско-прибалтийский и российско-украинский участки внешней границы Союзного государства. На территории Республики Беларусь запланировано создание военных городков, пограничных застав и пунктов пропуска. Белорусско-прибалтийский участок будет оснащен двумя вертолетами.
Государственная граница является лицом страны. Если еще в недалеком прошлом граница выполняла так называемую барьерную функцию, то сейчас она служит носителем широких связей государства, общества с внешним миром. Способствует расширению контактов, туристической и деловой привлекательности страны. Одновременно при этом требуется принятие эффективных мер, позволяющих поставить надежный заслон всем видам трансграничной преступности, не допустить использования границы отдельными преступными элементами, вынашивающими корыстные цели.
Существующие современные реалии показывают, что обстановка в пограничном пространстве Республики Беларусь динамично меняется. Возникают новые вызовы и угрозы. И если ранее степень опасности для Республики Беларусь проявлялась в военно-политической сфере, то сегодня доминируют криминальные и экономические факторы.
Так, к примеру, повысилась трансграничная криминальная активность, причем в большей степени в сопредельном приграничье. Вызванная кризисом трансформация ценообразования и условий деятельности субъектов хозяйствования во всех странах вынуждает криминальные структуры, имеющие интересы на границе, быстро перестраиваться и менять тактику. Возникшие новые условия для получения сверхприбыли подталкивают их к активным и более организованным действиям.
Незаконная транзитная миграция, торговля людьми, международный терроризм, контрабанда оружия, боеприпасов, незаконный оборот наркотиков и радиационных материалов – это далеко не весь перечень факторов, оказывающих влияние на состояние пограничной безопасности.
В числе наиболее актуальных факторов, с которыми столкнулась Беларусь, – именно вопросы противодействия незаконной миграции граждан в страны Евросоюза, среди которых наиболее «востребованными» являются Латвия, Литва, Польша, Германия, Австрия, Италия, Франция, Великобритания, Скандинавские страны и ряд других государств Евросоюза.
Однако если ранее через Беларусь проходили миграционные потоки в основном из стран Азии и Африки, то в последние годы эта тенденция изменилась. Пограничники все чаще сталкиваются с устойчивыми попытками миграции на Запад граждан государств постсоветского пространства, в частности Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и Молдовы.
Одной из самых серьезных угроз национальной безопасности государств европейского региона, в том числе Республики Беларусь, остается незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих лекарств и прекурсоров.
Международный масштаб незаконного оборота наркотиков и вовлечение все большего количества государств в мировую сеть маршрутов их нелегальной транспортировки в настоящее время не позволяют четко разграничить страны на производителей наркотических средств и их потребителей. Республика Беларусь вследствие своего географического положения выступает как потребитель, так и государство транзита.
В соответствии с решением Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ (от 24 апреля 2008 года) в мае 2009 года при координации Госпогранкомитета с участием пограничных ведомств России и Украины проведена совместная специальная пограничная операция «Граница-2009» по противодействию проникновению через границы государств – участников СНГ контрабанды материальных, наркотических средств и их прекурсоров.
В рамках защиты экономических интересов при незаконном перемещении через государственную границу и в приграничных районах изъято товарно-материальных ценностей более чем в 2,5 тыс. случаев на сумму более 43 млрд рублей. В том числе на внешней границе Союзного государства – 1690 случаев на сумму свыше 23,7 млрд рублей.
В рамках противодействия терроризму и экстремизму на приграничной территории совместно с органами ГТК, КГБ, МВД и иными органами проведено свыше 50 профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по пресечению незаконного оборота оружия и боеприпасов, в результате которых из незаконного оборота изъято 166 единиц огнестрельного оружия (на внешней границе СГ – 115), свыше 5,5 тыс. шт. боеприпасов (5043), а также изъято из обращения более 17 кг (10) взрывчатых веществ.
Несмотря на сложную обстановку, органам пограничной службы удается сохранять ситуацию на границе и в приграничье стабильной, управляемой и контролируемой во многом благодаря созданию интегрированных систем охраны границы, внедрению новых современных технологий, технической оснащенности и умелому их применению.
Действующей союзной программой заявлена основная цель – частично обустроить к 2012 году российско-украинский участок и завершить обустройство белорусско-латвийского и белорусско-литовского участков внешней границы Союзного государства.
В рамках взаимодействия и в соответствии с достигнутыми договоренностями налажен и осуществляется обмен оперативно значимой информацией с пограничными управлениями ФСБ России по Псковской, Смоленской, Брянской и Калининградской областям, Оперативной пограничной группой ФСБ России в Республике Беларусь, а также отрядами пограничного контроля ФСБ России в международных аэропортах Внуково, Домодедово, Шереметьево.
В целом можно констатировать, что уровень сотрудничества между пограничными структурами двух государств позволяет эффективно осуществлять охрану внешней границы и обеспечивать безопасность Союзного государства в пограничной сфере.
Говоря о координации совместных усилий и взаимодействии министерств и ведомств Беларуси и России в сфере пограничной безопасности Союзного государства, следует отметить, что основой для их осуществления являются:
– концепция пограничной политики Союза Беларуси и России, утвержденная решением Высшего Госсовета Союза Беларуси и России от 28 апреля 1999 года №4 (конкретно п. 8.2. «Обеспечение пограничной безопасности Союза Беларуси и России»);
– действующее национальное законодательство о Государственной границе Республики Беларусь и Российской Федерации;
– международные межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые по линии Пограничного комитета Союзного государства (Постановление Пограничного комитета об обеспечении погранбезопасности на внешней границе и приграничной территории Союзного государства на календарный период).
Организованная преступность давно приобрела транснациональный характер. Для международного криминала не существует препятствий правового, этнического, религиозного и иного характера при согласовании и реализации преступных замыслов, прежде всего приносящих крупную прибыль преступникам, при этом причиняющих значительный вред экономическим интересам государств. С проведением экономических реформ в Беларуси и России для субъектов хозяйствования сложились благоприятные условия по установлению прямых контактов. Однако экспортно-импортные операции в рамках законной предпринимательской деятельности служат порой прикрытием для совершения махинаций с присвоением неконтролируемой прибыли, большая часть которой оседает на счетах в иностранных банках, что способствует отмыванию преступно нажитых капиталов. Предметы контрабанды перемещаются в основном с использованием поддельных таможенных и иных разрешительных документов, оформленных на подставных лиц, специально изготовленных тайников и других ухищрений, причем как через пункты таможенного контроля, так и в обход их, через так называемые «окна» на государственной границе. Для перемещения контрабанды используются все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный. Так, в 2007 году в Беларуси пресечена деятельность межгосударственной преступной организации, действовавшей в белорусско-российском экономическом пространстве и занимавшейся незаконным перемещением грузов в особо крупных размерах из стран Западной Европы и США в Россию и Беларусь. Руководителем преступной организации являлся гражданин России. Всего в группировку входили 3 организованные группы общей численностью не менее 13 участников (граждане Российской Федерации и Республики Беларусь), которые в период с 1999 по 2004 год организовали канал поставок через польско-белорусскую и литовско-белорусскую границы крупных партий бытовой и оргтехники, а также товаров народного потребления, которые в дальнейшем направлялись в адрес субъектов хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации через таможенную границу Беларуси. Для осуществления международных автомобильных грузоперевозок участники преступной организации использовали поддельные международные сопроводительные документы и товарно-транспортные накладные, изготавливаемые с применением компьютерной техники. Установлена причастность членов данной преступной организации более чем к полутора тысячам контрабандных грузоперевозок; по предварительным оценкам, общий ущерб для экономики только Республики Беларусь составляет более одного миллиарда долларов США.
Преступные группировки стремятся использовать весь арсенал криминальных деяний, чтобы получить выгоду: хищения, взяточничества, различные формы мошеннических действий, нарушения таможенного законодательства, валютного и экспортного контроля, а нанесенный ущерб для экономик государств – участников Союзного государства исчисляется сотнями миллиардов рублей. Например, в ходе оперативных мероприятий по выявлению и пресечению незаконных и приносящих крупный доход операций со спиртом, спиртосодержащими и табачными изделиями установлено, что данный бизнес находится под постоянным контролем криминальных авторитетов и группировок в основном из России, Беларуси, Литвы, Латвии.
Создаваемые офшорные компании в государствах со льготными режимами налогового и таможенного контроля нередко используются в качестве посредников, кредиторов или партнеров при осуществлении незаконных экспортно-импортных операций. Они нередко являются базой организованной преступности для сокрытия прибыли, неправомерного перемещения денежных средств и последующего их хищения. Таким образом «отмываются» доходы от краж, мошенничеств, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Зачастую такие структуры взяты под опеку международных организованных преступных сообществ.
Также угрозу экономической безопасности наших государств создает деятельность организованных преступных сообществ, занимающихся производством и распространением фальшивых денежных средств. Территорию Беларуси преступники пытаются использовать для транзита из Западной Европы крупных партий фальшивой валюты.
Привлекательным для организованной преступности остается криминальный автобизнес, позволяющий получать колоссальные доходы при минимальных затратах.
В этом году правоохранительными органами Беларуси и России пресечена деятельность преступной организации под руководством гражданина Казахстана, который в 2002 году объединил 5 организованных групп, ранее самостоятельно занимавшихся преступным автобизнесом на территории Российской Федерации, Казахстана, Кыргызстана. Участники преступной организации похищали дорогостоящие автомашины на территории России и других государств, с использованием поддельных регистрационных документов и похищенных либо числящихся уничтоженными номерных знаков перемещали их в Республику Беларусь и в дальнейшем легализовывали.
В ходе взаимодействия и обмена оперативной информацией с правоохранительными органами России и Казахстана стало известно, что участниками преступной организации похищено и легализовано на территории Беларуси, России, республик Средней Азии около 300 автомашин. Обнаружены и изъяты сертификаты о прохождении техосмотра, бланки водительских удостоверений и доверенности образца Российской Федерации, бланки техпаспортов на автомашины, счета-справки, бланки водительских удостоверений и талонов к ним.
С развитием отрасли, занимающейся переработкой, хранением и использованием драгоценных металлов и камней, возникли реальные предпосылки для формирования на территории Союзного государства преступных группировок, пытающихся взять под контроль ее деятельность. В последнее время из-за насыщенности западных рынков (прежде всего литовского, польского и немецкого) отдельными видами антиквариата (например, иконами), не имеющего высоких художественных достоинств и исторической ценности, претерпела изменения тактика действий контрабандистов. Теперь предпочтение отдается вывозу предметов «под заказ». Незаконным вывозом культурных ценностей занимаются устойчивые криминальные группы, имеющие связи с аналогичными структурами за рубежом.
В текущем году МВД Беларуси изобличена деятельность международной преступной группы, занимавшейся незаконным оборотом культурных ценностей. Эта группа пыталась продать коллекционеру из Москвы похищенные в ходе разбойного нападения несколько лет назад в Литве православные иконы.
Основными каналами, используемыми для незаконного ввоза и вывоза культурных ценностей, являются международные железнодорожные пассажирские перевозки, а также отправка багажа лицами, выезжающими на постоянное место жительства за границу. Подавляющее большинство «бесхозных» контрабандных закладок выявляется в составах, формируемых в Российской Федерации, например Санкт-Петербург – Берлин, Москва – Варшава, следующих транзитом через территорию Республики Беларусь.
Обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью являются одними из приоритетных целей Договора о создании Союзного государства.
С 1997 года действует Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации. За эти годы сделаны значительные шаги в направлении укрепления безопасности и стабильности, предприняты активные совместные меры по противодействию организованной транснациональной преступности.
В настоящее время министерствами внутренних дел Беларуси и России решены основные вопросы организационного и правового характера, налажено конструктивное сотрудничество, отвечающее требованиям складывающейся криминогенной ситуации на территориях наших государств.
Начиная с 1998 года проводятся заседания Объединенной коллегии министерств внутренних дел Беларуси и России, что позволяет обеспечивать более высокий уровень координации и эффективного взаимодействия органов внутренних дел.
Реализация двух программ – «Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств – участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года» и «Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2003-2005 годов» – консолидировала усилия по противодействию криминалу, прежде всего его организованным формам.
Исходя из положительных результатов работы по выполнению этих программ правоохранительными органами обоих государств продолжено взаимодействие в рамках программы Союзного государства «Борьба с преступностью на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на период 2008-2012 годов», основные мероприятия которой нацелены на достижение максимального взаимодействия правоохранительных органов России и Беларуси в борьбе с преступностью, повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с трансграничной преступностью, обеспечение более надежной защиты общественного порядка, жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан и различных форм собственности, а также нормализацию миграционных процессов на территории Союзного государства. Предусмотрено выполнение широкого круга мероприятий: от выработки согласованных позиций двух стран о целесообразности присоединения к договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках ООН и других международных организаций, совершенствования и гармонизации национального законодательства до решения вопросов подготовки кадров, проведения практических мероприятий по розыску и задержанию преступников, скрывшихся от органов уголовного преследования.
Активизирован обмен своевременной и объективной информацией о лицах, причастных к поддержанию, развитию и финансированию организованной преступности, террористической деятельности, занимающихся легализацией доходов, приобретенных преступным путем, контрабандой товаров.
Например, в 2009 году совместными усилиями завершено создание автоматизированной системы для организации межгосударственного обмена информационными фондами по антитеррористической деятельности министерств внутренних дел государств – участников Договора о создании Союзного государства. Специалистами МВД России в сентябре 2009 года в ходе выезда в МВД Республики Беларусь оказана практическая и методическая помощь при внедрении данной автоматизированной системы в эксплуатацию. Проведена настройка технических средств, модернизация установленной ранее автоматизированной информационно-поисковой системы «Антитеррор», установка нового специализированного программного обеспечения. В настоящее время на технических средствах главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Республики Беларусь развернут программный комплекс автоматизированной информационной системы «Обмен-Антитеррор», проведено обучение сотрудников практическому использованию этой системы.
Географическое положение Республики Беларусь создает предпосылки к нелегальной миграции через территорию Союзного государства. Нелегальные мигранты с территорий Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Ирана, Ирака, Пакистана и Афганистана прибывают на территорию России, а затем въезжают в Республику Беларусь.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь осуществляет сотрудничество по вопросам миграции на территории Союзного государства с Федеральной миграционной службой, которая реализует государственную политику в сфере миграции в Российской Федерации.
Главными направлениями взаимодействия этих ведомств являются проведение согласованной миграционной политики, принятие единых скоординированных мер по регулированию миграционных процессов на территории государств –участников Договора о создании Союзного государства.
Одной из составляющих миграционной политики выступает противодействие незаконной миграции. Негативная составляющая миграционных процессов, которая создает благоприятную почву для разрастания криминальных проявлений, требует регулярного осуществления межведомственных оперативно-профилактических и специальных мероприятий по выявлению иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Союзного государства, предупреждению с их стороны преступлений и правонарушений.
Ежегодно органы внутренних дел Республики Беларусь совместно с территориальными подразделениями Федеральной миграционной службы участвуют в проведении в рамках ОДКБ скоординированных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций по противодействию незаконной миграции и торговле людьми под условным наименованием «Нелегал».
Для создания правовой основы взаимодействия Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой проделана значительная работа по разработке проектов международных договоров межведомственного характера по вопросам сотрудничества в сфере миграции, в том числе и по приграничному сотрудничеству.
Так, 5 декабря 2008 года в Минске подписаны Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой о сотрудничестве в области миграции и Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службой о взаимодействии компетентных органов в сфере миграции приграничных регионов в области борьбы с незаконной миграцией.
Для осуществления контроля за въездом, пребыванием и выездом иностранцев с территории Республики Беларусь в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь создана автоматизированная система учета иностранных граждан, въезжающих на территорию государств – участников Союзного государства через пункты пропуска Республики Беларусь (АС «Миграция»). В Федеральной миграционной службе создан Центральный банк данных учета иностранных граждан.
Большую роль в выработке решений, направленных на обеспечение контроля за миграционными процессами, играет созданная в соответствии с протоколом заседания Совета Министров Союзного государства от 2 апреля 2003 года №1 Межгосударственная межведомственная рабочая группа по выработке рекомендаций по проведению согласованной миграционной политики. В состав данной рабочей группы входят должностные лица МВД Республики Беларусь, ФМС России, а также представители других государственных органов.
Сложившийся уровень взаимодействия Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Федеральной миграционной службы Российской Федерации позволяет эффективно выполнять задачи по управлению миграционными потоками на территории Союзного государства.