Дело не в названии
Проект федерального закона «О полиции» внесен в Государственную Думу 27 октября. В документе определено основное назначение полиции – защита гражданина и общества. В этом состоит четкое общественное задание сотруднику на использование предусмотренных законом прав и обязанностей. Смена названия правоохранительного органа вызвала множество споров. О том, чем будут отличаться полицейские от милиционеров, рассказал корреспонденту «СВ» заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Государственной Думы по безопасности Алексей РОЗУВАН.
– Алексей Михайлович, у вас огромный опыт работы в правоохранительных органах. Какие проблемы на сегодняшний день вам кажутся наиболее актуальными?
– На мой взгляд, это закон о полиции. Основная задача сегодня – вернуть утерянное доверие к органам внутренних дел. Потому что без доверия, без взаимодействия полиции, милиции и всего населения достигнуть каких-то результатов практически невозможно. В создаваемом подразделении органов внутренней полиции стражи порядка будут стоять не над народом, а вместе с институтами гражданского общества. Полицейские должны, не нарушая личностные права граждан, обеспечивать общественный порядок и, строго соблюдая закон, бороться с преступностью. Я еще раз повторяю – в интересах гражданина. Вот такой вижу основную задачу обсуждаемого сейчас закона, который, надеюсь, будет принят.
– А чем принципиально будет отличаться полицейское подразделение от милиции?
– Дело, конечно, не в названии, но, на мой взгляд, его необходимо сменить и вот почему. Во всем мире – в дореволюционной России в том числе – борьбой с преступностью и обеспечением общественного порядка профессионально занимается полиция. А милиция – орган, созданный после революции, куда на общественных началах шли рабочие и крестьяне. Сегодня наша милиция практически уже является полицией, обеспечивает порядок и борется с преступностью на профессиональном уровне. Так что речь идет не о переименовании, а о возвращении этому органу исторического названия.
– А как будут решаться вопросы социальной защиты полицейских?
– Вопросы материального обеспечения – прерогатива другого законопроекта, он и будет регулировать вопросы денежного довольствия. Следом за законом о полиции появится закон о порядке прохождения службы и денежном довольствии, в том числе пенсионных выплатах сотрудникам. Не секрет, что заработная плата милиционеров оставляет желать лучшего. Иногда берут на работу тех, кто не может и не должен носить милицейскую форму, независимо от того, отвечает человек моральным, этическим нормам или нет, а только для того, чтобы заполнить вакансии. Милиционер совершает преступления, а из-за недостойного поведения одного страдает репутация всех сотрудников милиции.
Денежное довольствие, заработная плата, пенсионное обеспечение играют очень большую роль.
Успех работы милиционера зависит от того, сколько лет он работает на одном участке. Если мы создадим такие условия, при которых участковый будет работать с первого дня до выхода на пенсию, а это 20-25 лет, у нас появятся специалисты высочайшего класса.
Денежное содержание должно определяться количеством лет, которые полицейский проработал на одном участке. Врач, например, окончив институт, не стремится быть начальником отделения, он стремится стать хорошим врачом. И уровень доверия пациентов к нему зависит от стажа работы. А у нас сегодня лейтенант два года отработал – и требует повышения по службе. Через два года он переходит уже в уголовный розыск.
Необходимо, чтобы каждый выпускник вуза, который придет в милицию, рассчитывал работать именно на этом участке. Здесь и вопрос обеспечения квартирами сможет решиться. Приходишь работать участковым, подписываешь договор на 25 лет и, пожалуйста, трудись. Отработаешь безупречно, значит, квартира переходит тебе безвозмездно. А сегодня зачастую квартиру дали, а человек через год увольняется. И проблема решения квартирного вопроса сотрудников милиции встает еще острее. Принимая законы, касающиеся правоохранительных органов, мы должны заимствовать опыт у наших коллег из-за рубежа. Полиция – авторитетный орган, и материальное положение, рабочие и человеческие качества сотрудника полиции должны соответствовать его статусу.
– Нужен ли общественный контроль деятельности правоохранительных органов? И в какой форме он может быть осуществлен?
– Контроль необходим. И в проекте закона о полиции мы его предусматриваем. Я согласен с критикой, прозвучавшей из уст правозащитников. Все справедливо. Нужно дать общественному контролю деятельности правоохранительных органов серьезную законодательную базу. Законодательные собрания регионов, которые будут определять и утверждать состав полиции, должны обладать соответствующими властными полномочиями. И в новом законе, надеюсь, полномочия общественного контроля будут прописаны.
Беседовала
Алена ВАРНАЧЕВА