На одном поле
Подготовка проекта концепции единой аграрной политики Союзного государства ведется с начала 2009 года Минсельхозпродом Беларуси и Минсельхозом России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами двух государств.
Как отмечают специалисты, единая аграрная политика Союзного государства – это совокупность взаимоприемлемых принципов и методов государственного воздействия на развитие АПК и сельской местности в интересах каждой страны и Союзного государства в целом, эффективной экономической интеграции и политической стабильности в рамках Союзного государства.
Основными целями единой аграрной политики является повышение устойчивости и эффективности развития агропромышленных комплексов стран – участниц Союзного государства, обеспечение населения продовольствием в соответствии с рациональными нормами потребления, развитие национальных рынков товаров и услуг, использование преимуществ экономической интеграции посредством формирования общего аграрного рынка. Решение этих задач особенно актуально сегодня, когда во всем мире растут цены на продукты питания. Так, по данным ООН, в октябре ежемесячный индекс цен на продовольствие достиг отметки 197,1, увеличившись на 8,4 пункта (или 4,45%) по сравнению с сентябрем. Более высокие значения за последние 20 лет индекс цен имел лишь в феврале – июле 2008 года – на пике продовольственного кризиса (до 208,2-213,5 пункта).
Таким образом, создание единого аграрного пространства позволит смягчить негативные последствия волатильности цен и поставок на рынке продовольствия.
Как отмечается в концепции, приоритетными направлениями экономического сотрудничества государств являются: развитие общего аграрного рынка Союзного государства, включая формирование единых требований в области таможенно-тарифной защиты, контроля безопасности и качества продукции сельскохозяйственного происхождения; координация и последующая синхронизация систем регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Республики Беларусь и Российской Федерации; создание условий для преференциальной взаимной торговли продукцией агропромышленного комплекса.
Вопросы государственной поддержки сельского хозяйства, включенные в проект концепции, будут регулироваться соглашением о единых правилах поддержки сельского хозяйства в рамках формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Сегодня в целях проведения согласованной политики Беларуси и России создана необходимая правовая база.
В настоящее время действует более 120 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров. Вместе с тем по отдельным направлениям национальной аграрной политики стран Союзного государства сложился различный уровень синхронизации. Наиболее высокая гармонизация законодательства отмечается в сфере таможенно-тарифного регулирования импорта продукции сельскохозяйственного происхождения из третьих стран. Зато в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей есть расхождения, связанные с уровнем ставок отчислений в социальные фонды, различиями в налогооблагаемой базе единого сельскохозяйственного налога.
Одним из актуальных вопросов развития интеграции рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия является разработка и согласование требований и процедур контроля качества и безопасности продукции, технических требований при ее производстве и реализации.
Решение этих вопросов требует скоординированных действий национальных санитарных и ветеринарных служб и государственных органов управления. Несмотря на то что важнейшие нормативные правовые положения стран унифицированы и базируются на международных документах, правоприменительные процедуры предстоит синхронизировать.
Особое место в осуществлении интеграционных процессов должны занять меры по совершенствованию научно-инновационной сферы агропромышленного комплекса. Для их осуществления предполагается создание совместных научно-исследовательских структур и разработка единой программы фундаментальных и прикладных научных исследований Национальной академии наук Беларуси и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Кроме того, реализация единой аграрной политики требует соответствующего развития институциональной структуры общего аграрного рынка Союзного государства.
С этой целью предусматривается создание в структуре Совета Министров Союзного государства комиссии по АПК. Одновременно должна быть поднята до соответствующего уровня роль отраслевых союзов обоих государств. Кроме того, может быть создан Союзный фонд поддержки развития сельского хозяйства и регулирования рынков.
Таким образом, успешное осуществление единой аграрной политики позволит не только увеличить производство основных продуктов питания в должном объеме и ассортименте, но и обеспечить их ценовую доступность для жителей России и Беларуси.
Дмитрий НЕРАТОВ