Союзное государство развивает технический прогресс, поддерживает общую память
О том, как развивалось Союзное государство в первые два десятилетия существования нам рассказал бывший Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Он занимал пост с 2011 по 2021 год.
- Если говорить о том, как родилось Союзное государство, как оно делало свои первые шаги, то тут большую роль сыграл первый его Госсекретарь Павел Бородин. Именно на его плечи легли заботы по становлению нашего интеграционного Союза. При нем формировалась идеология строительства СГ, решались вопросы формирования валюты, единой государственности, формы государственности и так далее. Это был путь проб и ошибок, что вполне понятно, ведь подобного опыта у нас не было. Мы только начинали.
Перед Постоянным Комитетом Союзного государства тогда стояли две кардинально отличающиеся задачи. Первое - создание правовой базы.
Второе - принесение практической пользы. С самого начала была попытка разбить практическую часть на инновационную и инвестиционную. В частности, была попытка создать дизель Союзного государства, телевизор Союзного государства и так далее. Чтобы в результате получился продукт, который мы позиционировали бы как продукт Союзного государства. Вообще, я считаю, сам подход был правильный, потому что люди, которые живут в России и Беларуси, должны не только знать о правовой базе, но и видеть реальный результат.
К сожалению, от инвестиционной части пришлось отказаться. По объективным причинам.
Может быть, сейчас, по мере развития Союзного государства, стоит вернуться к этой теме.
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОСВЕЩЕНИЕ
- Мы постарались уделить больше внимания сотрудничеству в сфере науки и техники. В 2012 году собрали первый Форум вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства. С тех пор он проходит ежегодно по очереди в России и в Беларуси. Причем съезжаются не только руководители и педагоги, а именно студенты. Они общаются, рассказывают о своих проектах, налаживают связи, даже соревнуются и получают за свои разработки призы. Это отнюдь не скучное протокольное мероприятие, а важное событие, принять участие в котором важно, престижно и реально полезно.
В 2018 году постановлением Совета Министров Союзного государства была учреждена Премия Союзного государства в области науки и техники. Она присуждается белорусским и российским ученым и специалистам за выдающиеся результаты совместных научных исследований, открытия и научные достижения, а также за совместную разработку образцов новой техники и прогрессивных технологий.
СОВМЕСТНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Техническое сотрудничество на уровне Союзного государства воплощалось в конкретных союзных программах. Значительная и важная часть была посвящена созданию совместной космической группировки спутников дистанционного зондирования Земли. Это была комплексная программа на уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Очень важные и серьезные программы были в области здравоохранения. Так, в рамках программы «Спинальные системы» была разработана система прототипирования дефектов позвоночника. Перед проведением операции делается точный макет пораженного участка и на нем отрабатывается вся технология оперативного вмешательства. Подобный метод уже давно и активно используется в стоматологии, а мы распространили его на спинальную хирургию.
В рамках программы «ДНК-идентификация» были созданы технологии, позволяющие по малейшим биологическим фрагментам определять национальность, особенности внешнего вида и даже наиболее вероятное место рождения человека. Результатами программы уже активно пользуются следственные органы наших стран.
Успехом завершились союзные программы по созданию на основе сверхвысокомолекулярного полиэтилена новых материалов, обладающих уникальными свойствами, по выведению трансгенных коз, в молоке которых в высоких концентрациях содержится лактоферрин - белок, который отвечает за иммунитет ребенка, и многие другие. Это реально исследования мирового уровня.
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО СТАЛО ОБРАЗЦОМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЕВРАЗЭС
У нас есть и ЕврАзЭС, в котором мне тоже довелось поработать (С 2001 по 2007 год Рапота занимал пост Генерального секретаря ЕврАзЭС. - Ред.). И если мы посмотрим степень развития взаимоотношений в рамках Союзного государства и в рамках ЕврАзЭС, увидим, что СГ всегда было таким «пилотным проектом», на котором обкатывались интеграционные технологии. Когда идет обсуждение вопросов в области единой экономической политики, единой промышленной политики, таможенной и так далее, участники часто оглядываются на опыт СГ: как этот вопрос решался там? Тут важен любой опыт, не только положительный, но и отрицательный.
Иногда люди задают вопрос: а зачем нам надо иметь две структуры - узкую, Союзное государство, и более широкую, ЕврАзЭС? Тут можно ответить: если у вас есть хорошо отлаженная и работающая структура - не мешайте ей работать. Ломать - не строить. Если сама отживет, в пользу какой-то новой структуры, - значит, отживет. А может, и не отживет, а, напротив, разовьется во что-то значительно более мощное.
Сохранение общей исторической памяти - одна из важнейших задач.
РАБОТА НАД РЖЕВСКИМ МОНУМЕНТОМ БЫЛА СЛОЖНЕЙШЕЙ
Сейчас, когда уже все сделано, сложно представить, с какими сложностями нам пришлось столкнуться. Сначала надо было пробить саму идею установки памятника. К счастью, когда она дошла до первых лиц государства, там решение было принято сразу. И это открыло дорогу для организационной работы.
Она была тяжелейшая. Если бы не помощь Российского военно-исторического общества и его председателя Владимира Мединского, мы бы вряд ли справились. Его заместитель Николай Овсиенко дважды в неделю проводил совещания по вопросу строительства мемориала. И совещания эти проводились не в Москве, а во Ржеве, в двухстах километрах от столицы. В этих совещаниях были задействованы все участники проекта: авторы, заводчане, поставщики, строители.
Монумент - достаточно сложная конструкция. Многие критики тогда утверждали, что у нас ничего не получится, что это невозможно, что все рухнет. А для того, чтобы не рухнуло. а, напротив, простояло века, требовались очень сложные и точные расчеты.
Надо было рассчитать не только весовые, но и ветровые нагрузки, ведь парусность памятника, стоящего на возвышении, огромная. Была изготовлена его уменьшенная двухметровая копия, которую продували в аэродинамической трубе ЦАГИ.
Перед началом строительства площадку проверили саперы, они нашли и обезвредили около полутысячи опасных объектов, оставшихся со времен войны.
К счастью, проект оказался очень востребованным. Уже сейчас монумент посещают больше миллиона человек в год, и поток растет. Это притом, что он стоит не в городе и до него не так просто доехать.
Я думаю, что успех монумента связан не только с тем, что он красивый и величественный, а с тем, что он правильный. Это не монумент Победы, а памятник погибшему Советскому солдату. Памятник скорби, памятник-реквием. Ведь под Ржевом полегло более одного миллиона трехсот тысяч человек. Их близким, потомкам, хочется куда-то принести букетик цветов, зажечь свечу. Поэтому люди едут к этому мемориалу.
И это был, конечно, наш совместный российско-белорусский проект. Входная группа делалась на деньги нескольких крупных спонсоров. Кроме того, мы тогда объявили сбор средств, чтобы каждый человек мог поучаствовать в строительстве. Многие присылали от 100 рублей до нескольких тысяч, это, наверное, самое ценное. Сам монумент сделан на деньги Союзного государства, на эти цели из нашего бюджета было выделено двести миллионов рублей.
УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
И это не единственный памятник, воздвигнутый в мою бытность на средства Союзного государства.
В Сморгони был открыт очень красивый и выразительный мемориал, посвященный героям и жертвам Первой мировой войны. Его сооружение началось еще при Павле Бородине, я пришел, когда строительство уже завершалось, а открытие было приурочено к столетию начала Первой мировой. Место для него было выбрано не случайно: с сентября 1915-го по февраль 1918 года через Сморгонь проходил передний рубеж российско-германского фронта. «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал», - так говорили солдаты того времени.
В Гомельской области был установлен Мемориальный знак, посвященной операции «Багратион», в результате которой была освобождена территория Белоруссии. Это была чрезвычайно важная и успешная операция, в которой наши военачальники показали себя во всем своем блеске. Идею установки знака высказал известный белорусский писатель и общественный деятель Изяслав Котляров. Мы ее поддержали и в 2014 году в районе деревни Раковичи открыли Мемориальный комплекс, созданный полностью на средства Союзного государства.
Такие памятники чрезвычайно важны, поскольку они не только служат делу сохранения исторической памяти, но и скрепляют наши народы, напоминая о тех исторически важных перипетиях, через которые мы прошли вместе.