В Нижнем Новгороде прошёл Форум вузов инженерно-технического профиля Союзного государства
Нынешнюю молодежь ждут и в отряде космонавтов, и в легендарном «Курчатнике»
ЗАБИЛИ «СТРЕЛКУ»
Нижний Новгород впервые принял Форум вузов инженерно-технического профиля СГ и сразу под №13. Россияне в качестве его хозяев, вообще, оказались дебютантами. До этого 12 лет мероприятие проходило в Минске, в Белорусском национальном техническом университете - БНТУ. Форум-2024 разбили в качестве эксперимента на два этапа. Первый состоялся в марте в Москве, на ВДНХ. Тогда его участникам, в частности, показали международную выставку-форум «Россия».
Связь Москвы и Нижнего, как и тема выставок, уж не знаю случайно так получилось, или было специально задумано, просматривалась даже в месте проведения церемонии торжественного открытия форума – в культурном центре «Пакгаузы» на стрелке Оки и Волги, где суровый металл XIX века соединили с современным стеклом, а современные технологии со стариной. На самом деле, эти металлические конструкции не что иное, как каркас главного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, которые почти 140 лет назад сначала стояли в Москве, а потом переехали в Нижний Новгород, да так тут и остались – уже в роли опор пакгаузов.
В этом году в форуме участвовали более 600 человек: руководители, преподаватели и студенты тридцати российских и девяти белорусских вузов. Площадкой для него стал Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева - НГТУ. Работа шла в пяти секциях: «Приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов Союзного государства», «Развитие инженерного образования в Союзном государстве», «Молодежное инновационное предпринимательство», «Карьера инженера» и «Векторы молодежной политики». А тринадцать команд три дня определяли победителя в конкурсе «Лучший молодежный стартап Союзного государства».
АТОМНЫЕ КАДРЫ
Ректор вуза Сергей Дмитриев отметил, что с белорусской стороной у них общая образовательная программа:
– Мы готовим кадры для развивающейся атомной энергетики Беларуси. Активно работаем с Белорусским национальным техническим университетом, с Белорусским государственным университетом. Это и аспирантура, лично у меня два аспиранта из БНТУ, это и прохождение практики белорусских студентов у нас в университете и чтение лекций нашими преподавателями у них в вузе.
Молодых физиков - ядерщиков очень ждут и в Курчатовском институте, тем более, что в СГ утверждена стратегия научно-технологического развития до 2035 – можно сказать, на вырост.
- В перспективе через пять-семь лет на территории Союзного государства будет одна из самых современных инфраструктур класса Мегасайенс (крупный научный комплекс — Ред.) в мировом масштабе. Сегодняшние участники форума, это те люди, которые уже скоро придут в науку, будут приносить ей славу и станут как раз первыми людьми, которые будут работать на создаваемых мегаустановках, - уверен руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков.
По его словам, на сегодняшний день выстроена системная работа по подготовке кадров:
- По ряду направлений есть понимание по наращиванию кадровых мощностей: это и микроэлектроника, и генетика, и сельское хозяйство, и создание установок высшего класса. Форум вузов инженерно-технологического профиля как раз нацелен на то, чтобы по этим направлениям подготовить кадровую базу.
ПРАВО НА ОШИБКУ
Ждут специалистов и отряде космонавтов.
- Чтобы что-то получить, нужно работать. И не боятся делать ошибки, поскольку только бездельники их не допускали, - напутствовал ребят Герой России, летчик-космонавт Олег Новицкий.
И попросил в своей работе не забывать о космической тематике:
- Те, кто чувствует себя достаточно здоровым, имеет интерес к космическим технологиям, поступайте в отряд космонавтов. И не только военные летчики имеют право поступать. Нам очень нужны космические инженеры. И мы ждем от вас помощи в наших полетах.
Где пройдет следующий форум, пока не ясно. Нижегородцы, судя по всему, не прочь принять его и в 2025-м, тем более, что они еще и хозяева Форума регионов Беларуси и России. Но главное, он будет. По словам заместителя Госсекретаря Союзного государства Елены Богдан, Постоянный Комитет СГ поддержал проведение Форума вузов инженерно-технического профиля на следующий год:
– Бюджетная заявка внесена, и мы надеемся, что те основы, которые заложены сегодня в Нижнем Новгороде, принесут большие плюсы нашей молодежи, приведут ее в такую сложную сферу технологий будущего.
«КВАНТ» УСЕРДИЯ
Студотрядовцы из Нижнего Новгорода участвовали в строительстве БелАЭС.
Этих ребят из студенческого студотряда НГТУ «Квант» я приметил сразу. Стройные, подтянутые, в красивой форме, при этом видно, что не «показушники», а настоящие бойцы. Выяснилось, что некоторые из них ездили на строительство БелАЭС в Островце. Ребята из «Кванта» были там не один раз.
- В 2021-м году нам предложили поехать в Беларусь, на АЭС: молодежная стройка, город молодости. А до этого наши ездили в 2016-м и 2018-м , - вспоминает студент 4-го курса Александр Боровков, который обучается по специальности «Ядерные реакторы и материалы».- Нас распределили в российскую организацию, и мы работали в офисе: занимались проектной документацией по строительству городка вокруг АЭС. Жили в Островце, в общежитии. Очень понравилось. Наверное, самые лучшие условия проживания для обычных студентов.
На самой АЭС ребята тоже побывали- на обзорной экскурсии, правда. Пробыли россияне в Островце два месяца: июль и август.
- А что, в первую очередь, вспоминаете?
- Атмосферу: тихо, спокойно. Природа красивая. Как-то все дружелюбно. Никакой суеты не было. Вот все говорят, что в Беларуси отличная «молочка». Мы ее тоже очень ценили.
Причем, Александру есть с чем сравнивать: в 2022-м году он был в составе стройотряда в Димитровграде, в прошлом - строил Национальный центр физики и математики в городе Саров, а в этом - АЭС в Бангладеше.
Кстати, с ребятами из белорусских стройотрядов контакты не прерываются:
- Они же приезжают в Россию на разные слеты, на те же стройки. С некоторыми виделись, общались. Иногда наблюдаем друг за другом в группах в соцсетях.
По окончании вуза Саша мечтает работать на эксплуатации какой-нибудь атомной станции. Не знает пока, где. Понравилось в Бангладеше. Потому что, по его словам, там было так же спокойно, тихо, как в Беларуси.
- Тогда может все-таки на БелАЭС?
- Как судьба распорядится. Если на ее эксплуатацию позовут, и получится в будущем, то, может быть, и попробую.
БЕГОМ ЗА ПОБЕДОЙ
Вузы наших стран регулярно устраивают пробежки от Минска до Ижевска.
Кто-то, а технари выступают за здоровый образ жизни. Поэтому, как рассказал «СВ» проректор НГТУ по молодежной политике Кирилл Гончаров, они регулярно участвуют в легкоатлетическом забеге в четь Дня Победы. Маршрут его меняется - то Минск-Ижевск, то, наоборот. Но обязательно трасса проходит через Нижний Новгород. Участвуют в нем, в основном, студенты и преподаватели из БНТУ, НГТУ и Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова, поэтому и такой маршрут.
Эти кроссы направлены не только на популяризацию легкой атлетики, но и на патриотическое воспитание. Ведь участники обычно посещают памятные места, связанные с Великой Отечественной войной. И это не удивительно, ведь потом многие выпускники работают на предприятиях оборонки, а выпускать такую важную продукцию, не будучи патриотом, сложно.
ТРИНАДЦАТЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ
Ребята из БНТУ победили в конкурсе «Лучший молодежный стартап Союзного государства».
Выступать на тринадцатом Форуме в конкурсе «Лучший молодежный стартап Союзного государства» тринадцатыми, да еще и последними, после всех конкурентов, так «повезти» дано не каждому. Впрочем, команду БНТУ, которую возглавил четверокурсник факультета горного дела и инженерной экологии Никита Каток, эта чёртова дюжина в квадрате ничуть не смутила. Ведь они – и будущие ученые, и будущие бизнесмены, а не любители примет. Поэтому, и победили.
И это несмотря на то, что перед этим на жюри буквально «обрушился» девятый вал идей от других ребят. Настоящий бизнес-бой. И ни одна бизнес-заявка не повторялась. Тут и чат-бот для иностранных студентов по поиску книг в библиотеке на трех языках, и уникальный СВЧ-ваттометр, и кубики для слабовидящих ребятишек, и приложение по зарядным станциям для электромобилей, и даже сайт по продаже картин. Не прошли и мимо экологических проблем, и импортозамещения. На одни проекты есть запрос от предприятий и организаций, другие уже существуют даже в качестве опытных образцов.
В каждой команде по четыре человека.
- Задача заключалась в том, чтобы они представили свой проект с точки зрения именно ценности их предложения и ориентированности на клиента. И у каждой команды были преподаватели, имеющие опыт в ведении стартап-проектов, которые выступали в роли наставников, - заявила заместитель директора ИНЭУ НГТУ Наталья Мурашова.
Перед этим на семинаре ребятам, например, рассказывали о рисках при запуске своего стартапа: как их избежать или, хотя бы, минимизировать.
КРОВЛЯ НА МЕСТЕ
Никита Каток представил проект специализированного модуля для укрепления горной кровли во время работы в шахте, над которым он работает последние полтора года:
- Выглядит он достаточно просто: есть электродвигатель, редуктор и рабочий инструмент: шнек-фреза. Модуль устанавливается на горный комбайн. Тот с его помощью прорезает в кровле шахтного поля определенное отверстие для того, чтобы снизить там динамическое напряжение. Если оно будет достаточно большое, то есть шанс обрушения.
Сейчас эта проблема решается следующим образом: оборудование отгоняется, в кровлю закладывается взрывчатка, чтобы устроить искусственный обвал породы. На такие работы уходит примерно один-два дня, и для большого предприятия это еще и очень серьезные финансовые затраты: минимум шесть миллионов рублей за один такой взрыв, а их приходится проводить по 120 за год. Модуль, разработанный ребятами из БНТУ, позволит сэкономить и время, и деньги.
Интерес к разработке, по словам Никиты, есть у компании «Беларуськалий». Сейчас его проект будет передаваться уже в технологическое конструкторское бюро. Он надеется, что в течении пары лет модуль будет внедрен в производство.
Вторыми стали хозяева из НГТУ с проектом СВЧ-ваттметра. Третье место заняла команда из Ижевска, предложившая способ, который позволяет уменьшить траты на строительство. Но без дипломов никто не остался.
- Хочу, чтобы наша жизнь стала лучше благодаря вам, вашим идеям и разработкам, - призналась Наталья Мурашова.
ПО БОЛОТУ БЕЗ ПИЛОТА
Белорусский большегруз, которым управляет умная программа, а не водитель, помогает газовикам на российском Севере.
Прогресс не стоит на месте. И вот уже по скоростной трассе «Москва-Санкт-Петербург» снуют беспилотные «КАМАЗы», а российские добывающие карьеры вовсю осваивают многотонные БЕЛАЗы, которые управляются оператором на расстоянии.
В НГТУ им. Алексеева тоже решили не стоять в сторонке. Еще в 2020-м году тут разработали беспилотную электрическую «Газель»: она приглянулась газовикам и четыре года проработала на Южно-Приобском месторождении. Сейчас вот должна вернуться обратно в Нижний.
- Мы уже сбились со счета, сколько она километров наездила, сколько грузов перевезла. Причем для нее не было никаких поблажек. Она на равных участвовала со всеми в движении. И, к нашему счастью, не попала ни в одно дорожное происшествие, - с гордостью рассказал на секции по беспилотным автомобилям директор ИТС НГТУ Антон Тумасов.
Батареи хватает на 8 часов беспрерывной работы, потом – 4- 5 часов подзарядки, и снова на маршрут.
Сотрудничество понравилось, и нижегородцам заказали машину уже побольше, тоже беспилотную. И тут оказалось, что у ГАЗов – тоннаж маленький. В линейке грузовиков «Урала» также не оказалось подходящей модели: коробка у нее должна быть «автомат», чтобы потом проще было программировать. В КАМАЗе продавать машину отказались, честно признав, что не хотят делиться с конкурентами. Тогда, по словам Антона Тумасова, выбор пал на МАЗ. И тут выручило инженерное братство: гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко – бывший выпускник Горьковского политеха (ныне НГТУ). Он и помог с приобретением белорусского грузовика.
КАК ТЕБЕ ИЛОН, МАЗ?
За четыре месяца в университете МАЗ из пилотируемого переоборудовали в беспилотный, и сейчас он в тестовом режиме трудится в городе Ноябрьске: перевозит грузы со склада.
По мнению Антона Тумасова, для внедрения беспилотников должны быть особые условия:
- Это закрытая территория, как в случае с месторождением. Или пустынная местность, где практически нет людей. И это должна быть рутинная работа, при которой машина постоянно ездит по одному и тому же маршруту.
Также под беспилотную машину должна быть разработана соответствующая инфраструктура. Одно дело, когда водитель принимает груз на складе под подпись и потом также сдает его, другое – машина. Она свой автограф на бумажке не оставит. Поэтому, на дорогах общего пользования, беспилотники, на взгляд нижегородцев, пока будут редкостью.
Другое дело в бескрайней тайге, где не везде есть даже зимники. Для таких случаев у наших Илонов Масков есть беспилотный колесный вездеход: и снегоход, и болотоход в одном лице. Сейчас он тоже тестируется. Одно и тоже расстояние он преодолевает почти в два раза быстрее, чем машина с водителем. В условиях севера оперативнее только вертолетом. Но много им же не налетаешь: дорого. Вездеход-беспилотник уронит цену в 6,5 раз.
МОСТ В КУЛЬТУРУ
На форуме предложили запустить ещё один поезд – Дружбы.
На секции «Формы работы с молодежью» в созвучном по такому случаю корпусе НГТУ «Взлет» эта самая молодежь так и фонтанировала идеями по гуманитарному сотрудничеству. На все про все, то есть на подготовку, у них было полчаса. У одних это мероприятие «Мост – в культуру» - слет ребят из разных стран, у других – программа межнационального знакомства студентов через национальную еду и виды спорта.
Приглянулся проект «Поезд дружбы». Ну-ка, ну-как и чем же он будет отличаться от «Поезда памяти», который уже три года путешествует по нашим странам?
- Наша акция больше про развитие культурного мышления. Этот поезд едет из России в Беларусь, а потом и обратно. Можно начать с малого, проехать, например, пять городов, десять. А потом увеличить маршрут, побывать уже и на Дальнем Востоке. Ребятам проводят различные экскурсии по каждому городу. Это могут быть и театры, и просто памятники, исторические достопримечательности - не только на тему победы и памяти о войне, - представляет свой проект студентка НГТУ Валерия Орехова.