САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

В Нижнем Новгороде прошёл Форум вузов инженерно-технического профиля Союзного государства

Нынешнюю молодежь ждут и в отряде космонавтов, и в легендарном «Курчатнике»

Впервые форум прошёл в России
Фото: forum.nntu.ru


ЗАБИЛИ «СТРЕЛКУ»


Нижний Новгород впервые принял Форум вузов инженерно-технического профиля СГ и сразу под №13. Россияне в качестве его хозяев, вообще, оказались дебютантами. До этого 12 лет мероприятие проходило в Минске, в Белорусском национальном техническом университете - БНТУ. Форум-2024 разбили в качестве эксперимента на два этапа. Первый состоялся в марте в Москве, на ВДНХ. Тогда его участникам, в частности, показали международную выставку-форум «Россия».

Связь Москвы и Нижнего, как и тема выставок, уж не знаю случайно так получилось, или было специально задумано, просматривалась даже в месте проведения церемонии торжественного открытия форума – в культурном центре «Пакгаузы» на стрелке Оки и Волги, где суровый металл XIX века соединили с современным стеклом, а современные технологии со стариной. На самом деле, эти металлические конструкции не что иное, как каркас главного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, которые почти 140 лет назад сначала стояли в Москве, а потом переехали в Нижний Новгород, да так тут и остались – уже в роли опор пакгаузов.

В этом году в форуме участвовали более 600 человек: руководители, преподаватели и студенты тридцати российских и девяти белорусских вузов. Площадкой для него стал Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева - НГТУ. Работа шла в пяти секциях: «Приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов Союзного государства», «Развитие инженерного образования в Союзном государстве», «Молодежное инновационное предпринимательство», «Карьера инженера» и «Векторы молодежной политики». А тринадцать команд три дня определяли победителя в конкурсе «Лучший молодежный стартап Союзного государства».

АТОМНЫЕ КАДРЫ


Ректор вуза Сергей Дмитриев отметил, что с белорусской стороной у них общая образовательная программа:

– Мы готовим кадры для развивающейся атомной энергетики Беларуси. Активно работаем с Белорусским национальным техническим университетом, с Белорусским государственным университетом. Это и аспирантура, лично у меня два аспиранта из БНТУ, это и прохождение практики белорусских студентов у нас в университете и чтение лекций нашими преподавателями у них в вузе.
Молодых физиков - ядерщиков очень ждут и в Курчатовском институте, тем более, что в СГ утверждена стратегия научно-технологического развития до 2035 – можно сказать, на вырост.

- В перспективе через пять-семь лет на территории Союзного государства будет одна из самых современных инфраструктур класса Мегасайенс (крупный научный комплекс — Ред.) в мировом масштабе. Сегодняшние участники форума, это те люди, которые уже скоро придут в науку, будут приносить ей славу и станут как раз первыми людьми, которые будут работать на создаваемых мегаустановках, - уверен руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт» Никита Марченков.

По его словам, на сегодняшний день выстроена системная работа по подготовке кадров:

- По ряду направлений есть понимание по наращиванию кадровых мощностей: это и микроэлектроника, и генетика, и сельское хозяйство, и создание установок высшего класса. Форум вузов инженерно-технологического профиля как раз нацелен на то, чтобы по этим направлениям подготовить кадровую базу.

ПРАВО НА ОШИБКУ


Ждут специалистов и отряде космонавтов.

- Чтобы что-то получить, нужно работать. И не боятся делать ошибки, поскольку только бездельники их не допускали, - напутствовал ребят Герой России, летчик-космонавт Олег Новицкий.

И попросил в своей работе не забывать о космической тематике:

- Те, кто чувствует себя достаточно здоровым, имеет интерес к космическим технологиям, поступайте в отряд космонавтов. И не только военные летчики имеют право поступать. Нам очень нужны космические инженеры. И мы ждем от вас помощи в наших полетах.

Где пройдет следующий форум, пока не ясно. Нижегородцы, судя по всему, не прочь принять его и в 2025-м, тем более, что они еще и хозяева Форума регионов Беларуси и России. Но главное, он будет. По словам заместителя Госсекретаря Союзного государства Елены Богдан, Постоянный Комитет СГ поддержал проведение Форума вузов инженерно-технического профиля на следующий год:

– Бюджетная заявка внесена, и мы надеемся, что те основы, которые заложены сегодня в Нижнем Новгороде, принесут большие плюсы нашей молодежи, приведут ее в такую сложную сферу технологий будущего.

«КВАНТ» УСЕРДИЯ


Студотрядовцы из Нижнего Новгорода участвовали в строительстве БелАЭС.


Этих ребят из студенческого студотряда НГТУ «Квант» я приметил сразу. Стройные, подтянутые, в красивой форме, при этом видно, что не «показушники», а настоящие бойцы. Выяснилось, что некоторые из них ездили на строительство БелАЭС в Островце. Ребята из «Кванта» были там не один раз.

- В 2021-м году нам предложили поехать в Беларусь, на АЭС: молодежная стройка, город молодости. А до этого наши ездили в 2016-м и 2018-м , - вспоминает студент 4-го курса Александр Боровков, который обучается по специальности «Ядерные реакторы и материалы».- Нас распределили в российскую организацию, и мы работали в офисе: занимались проектной документацией по строительству городка вокруг АЭС. Жили в Островце, в общежитии. Очень понравилось. Наверное, самые лучшие условия проживания для обычных студентов.
На самой АЭС ребята тоже побывали- на обзорной экскурсии, правда. Пробыли россияне в Островце два месяца: июль и август.

- А что, в первую очередь, вспоминаете?

- Атмосферу: тихо, спокойно. Природа красивая. Как-то все дружелюбно. Никакой суеты не было. Вот все говорят, что в Беларуси отличная «молочка». Мы ее тоже очень ценили.

Причем, Александру есть с чем сравнивать: в 2022-м году он был в составе стройотряда в Димитровграде, в прошлом - строил Национальный центр физики и математики в городе Саров, а в этом - АЭС в Бангладеше.

Кстати, с ребятами из белорусских стройотрядов контакты не прерываются:

- Они же приезжают в Россию на разные слеты, на те же стройки. С некоторыми виделись, общались. Иногда наблюдаем друг за другом в группах в соцсетях.

По окончании вуза Саша мечтает работать на эксплуатации какой-нибудь атомной станции. Не знает пока, где. Понравилось в Бангладеше. Потому что, по его словам, там было так же спокойно, тихо, как в Беларуси.

- Тогда может все-таки на БелАЭС?

- Как судьба распорядится. Если на ее эксплуатацию позовут, и получится в будущем, то, может быть, и попробую.

БЕГОМ ЗА ПОБЕДОЙ


Вузы наших стран регулярно устраивают пробежки от Минска до Ижевска.


Кто-то, а технари выступают за здоровый образ жизни. Поэтому, как рассказал «СВ» проректор НГТУ по молодежной политике Кирилл Гончаров, они регулярно участвуют в легкоатлетическом забеге в четь Дня Победы. Маршрут его меняется - то Минск-Ижевск, то, наоборот. Но обязательно трасса проходит через Нижний Новгород. Участвуют в нем, в основном, студенты и преподаватели из БНТУ, НГТУ и Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова, поэтому и такой маршрут.

Эти кроссы направлены не только на популяризацию легкой атлетики, но и на патриотическое воспитание. Ведь участники обычно посещают памятные места, связанные с Великой Отечественной войной. И это не удивительно, ведь потом многие выпускники работают на предприятиях оборонки, а выпускать такую важную продукцию, не будучи патриотом, сложно.

ТРИНАДЦАТЫЙ, СЧАСТЛИВЫЙ


Ребята из БНТУ победили в конкурсе «Лучший молодежный стартап Союзного государства».


Выступать на тринадцатом Форуме в конкурсе «Лучший молодежный стартап Союзного государства» тринадцатыми, да еще и последними, после всех конкурентов, так «повезти» дано не каждому. Впрочем, команду БНТУ, которую возглавил четверокурсник факультета горного дела и инженерной экологии Никита Каток, эта чёртова дюжина в квадрате ничуть не смутила. Ведь они – и будущие ученые, и будущие бизнесмены, а не любители примет. Поэтому, и победили.

И это несмотря на то, что перед этим на жюри буквально «обрушился» девятый вал идей от других ребят. Настоящий бизнес-бой. И ни одна бизнес-заявка не повторялась. Тут и чат-бот для иностранных студентов по поиску книг в библиотеке на трех языках, и уникальный СВЧ-ваттометр, и кубики для слабовидящих ребятишек, и приложение по зарядным станциям для электромобилей, и даже сайт по продаже картин. Не прошли и мимо экологических проблем, и импортозамещения. На одни проекты есть запрос от предприятий и организаций, другие уже существуют даже в качестве опытных образцов.

В каждой команде по четыре человека.

- Задача заключалась в том, чтобы они представили свой проект с точки зрения именно ценности их предложения и ориентированности на клиента. И у каждой команды были преподаватели, имеющие опыт в ведении стартап-проектов, которые выступали в роли наставников, - заявила заместитель директора ИНЭУ НГТУ Наталья Мурашова.

Перед этим на семинаре ребятам, например, рассказывали о рисках при запуске своего стартапа: как их избежать или, хотя бы, минимизировать.

КРОВЛЯ НА МЕСТЕ


Никита Каток представил проект специализированного модуля для укрепления горной кровли во время работы в шахте, над которым он работает последние полтора года:

- Выглядит он достаточно просто: есть электродвигатель, редуктор и рабочий инструмент: шнек-фреза. Модуль устанавливается на горный комбайн. Тот с его помощью прорезает в кровле шахтного поля определенное отверстие для того, чтобы снизить там динамическое напряжение. Если оно будет достаточно большое, то есть шанс обрушения.

Сейчас эта проблема решается следующим образом: оборудование отгоняется, в кровлю закладывается взрывчатка, чтобы устроить искусственный обвал породы. На такие работы уходит примерно один-два дня, и для большого предприятия это еще и очень серьезные финансовые затраты: минимум шесть миллионов рублей за один такой взрыв, а их приходится проводить по 120 за год. Модуль, разработанный ребятами из БНТУ, позволит сэкономить и время, и деньги.

Интерес к разработке, по словам Никиты, есть у компании «Беларуськалий». Сейчас его проект будет передаваться уже в технологическое конструкторское бюро. Он надеется, что в течении пары лет модуль будет внедрен в производство.

Вторыми стали хозяева из НГТУ с проектом СВЧ-ваттметра. Третье место заняла команда из Ижевска, предложившая способ, который позволяет уменьшить траты на строительство. Но без дипломов никто не остался.

- Хочу, чтобы наша жизнь стала лучше благодаря вам, вашим идеям и разработкам, - призналась Наталья Мурашова.

ПО БОЛОТУ БЕЗ ПИЛОТА


Белорусский большегруз, которым управляет умная программа, а не водитель, помогает газовикам на российском Севере.


Прогресс не стоит на месте. И вот уже по скоростной трассе «Москва-Санкт-Петербург» снуют беспилотные «КАМАЗы», а российские добывающие карьеры вовсю осваивают многотонные БЕЛАЗы, которые управляются оператором на расстоянии.  
В НГТУ им. Алексеева тоже решили не стоять в сторонке. Еще в 2020-м году тут разработали беспилотную электрическую «Газель»: она приглянулась газовикам и четыре года проработала на Южно-Приобском месторождении. Сейчас вот должна вернуться обратно в Нижний.

- Мы уже сбились со счета, сколько она километров наездила, сколько грузов перевезла. Причем для нее не было никаких поблажек. Она на равных участвовала со всеми в движении. И, к нашему счастью, не попала ни в одно дорожное происшествие, - с гордостью рассказал на секции по беспилотным автомобилям директор ИТС НГТУ Антон Тумасов.

Батареи хватает на 8 часов беспрерывной работы, потом – 4- 5 часов подзарядки, и снова на маршрут.

Сотрудничество понравилось, и нижегородцам заказали машину уже побольше, тоже беспилотную. И тут оказалось, что у ГАЗов – тоннаж маленький. В линейке грузовиков «Урала» также не оказалось подходящей модели: коробка у нее должна быть «автомат», чтобы потом проще было программировать. В КАМАЗе продавать машину отказались, честно признав, что не хотят делиться с конкурентами. Тогда, по словам Антона Тумасова, выбор пал на МАЗ. И тут выручило инженерное братство: гендиректор Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Сергей Поддубко – бывший выпускник Горьковского политеха (ныне НГТУ). Он и помог с приобретением белорусского грузовика.

КАК ТЕБЕ ИЛОН, МАЗ?


За четыре месяца в университете МАЗ из пилотируемого переоборудовали в беспилотный, и сейчас он в тестовом режиме трудится в городе Ноябрьске: перевозит грузы со склада.

По мнению Антона Тумасова, для внедрения беспилотников должны быть особые условия:

- Это закрытая территория, как в случае с месторождением. Или пустынная местность, где практически нет людей. И это должна быть рутинная работа, при которой машина постоянно ездит по одному и тому же маршруту. 

Также под беспилотную машину должна быть разработана соответствующая инфраструктура. Одно дело, когда водитель принимает груз на складе под подпись и потом также сдает его, другое – машина. Она свой автограф на бумажке не оставит. Поэтому, на дорогах общего пользования, беспилотники, на взгляд нижегородцев, пока будут редкостью.

Другое дело в бескрайней тайге, где не везде есть даже зимники. Для таких случаев у наших Илонов Масков есть беспилотный колесный вездеход: и снегоход, и болотоход в одном лице. Сейчас он тоже тестируется. Одно и тоже расстояние он преодолевает почти в два раза быстрее, чем машина с водителем. В условиях севера оперативнее только вертолетом. Но много им же не налетаешь: дорого. Вездеход-беспилотник уронит цену в 6,5 раз.

МОСТ В КУЛЬТУРУ


На форуме предложили запустить ещё один поезд – Дружбы.


На секции «Формы работы с молодежью» в созвучном по такому случаю корпусе НГТУ «Взлет» эта самая молодежь так и фонтанировала идеями по гуманитарному сотрудничеству. На все про все, то есть на подготовку, у них было полчаса. У одних это мероприятие «Мост – в культуру» - слет ребят из разных стран, у других – программа межнационального знакомства студентов через национальную еду и виды спорта.

Приглянулся проект «Поезд дружбы». Ну-ка, ну-как и чем же он будет отличаться от «Поезда памяти», который уже три года путешествует по нашим странам?

- Наша акция больше про развитие культурного мышления. Этот поезд едет из России в Беларусь, а потом и обратно. Можно начать с малого, проехать, например, пять городов, десять. А потом увеличить маршрут, побывать уже и на Дальнем Востоке. Ребятам проводят различные экскурсии по каждому городу. Это могут быть и театры, и просто памятники, исторические достопримечательности - не только на тему победы и памяти о войне, - представляет свой проект студентка НГТУ Валерия Орехова.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Латвийский журналист Юрий Алексеев намерен просить политического убежища в Беларуси
  2. Украинский коптер атаковал машину в Курской области, погибли два человека
  3. Жозеп Боррель: Украинский конфликт сейчас отошел на второй план
  4. В Финляндии начали конфискацию госимущества РФ
  5. Астраханская и Могилевская области подписали новое соглашение о сотрудничестве
  6. Путин заявил о рекордно низком уровне безработицы
  7. Владимир Путин: Российская промышленность задает хороший опережающий тон
  8. Бориса Грызлова и Владимира Андрейченко наградили Почетной грамотой Парламентского Собрания
  9. Instasamka станет солисткой группы «Ленинград»
  10. Владимир Путин: России угрожать бессмысленно. Нас это только взбадривает
  11. Bild: Россия намерена до конца 2026 года взять под контроль Харьков и Днепр
  12. Александр Лукашенко: Минск готов участвовать в модернизации морского порта на Сахалине
  13. Лукашенко заявил, что Беларусь и Россия могут выйти на полное импортозамещение
  14. Лукашенко заявил о планах 5 декабря провести Высший госсовет Союзного государства
  15. Владимир Путин: Никаких уступок, никаких разменов!

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Вячеслав Володин: Россия стала местом мирового притяжения

Вячеслав Володин: Россия стала местом мирового притяжения Автор Светлана Камека

МНЕНИЯ

Отдайте нам Чубайса!

Валерий Чумаков

Начать процедуру экстрадиции бывшего главы РАО «ЕЭС России» призвал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин


Западу настал полный БРИКС

Анатолий Заусайлов

Саммит в Казани показал, что изолировать Россию невозможно

Полет «хромой утки»

Анатолий Заусайлов

Джо Байден все-таки добрался до Германии

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также