НАШИ ТАЛАНТЫ
В Москве с 16 по 23 августа в ЦМШ при Московской консерватории прошли мастер-классы «Союзное государство – юным талантам XXI века» для школьников и студентов творческих вузов. А 20 августа черноморский город-курорт Анапа в очередной раз распахнул свои двери долгожданному празднику дружбы, красоты и радости. На 4-й и 5-й полосах мы расскажем о том, как готовились и проходили эти мероприятия, а также о самых ярких впечатлениях зрителей и участников.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
От всей души поздравляю всех присутствующих с открытием мастер-классов «Союзное государство – молодым талантам XXI века».
Очень важно отметить, что духовное начало, стремление к прекрасному всегда составляли неотъемлемую сторону нашей жизни. Мы сохраним эти качества в своей душе, если у нас будут такие творческие школы, если сохранится служение идеалам добра и красоты, преданность искусству и подвижничество. И особенно ценно, что носителями прекрасного являются дети, молодое поколение.
На протяжении шести лет Постоянный Комитет Союзного государства и министерства культуры Беларуси и России плодотворно сотрудничают с Центральной музыкальной школой при Московской государственной консерватории и Международным центром фестивалей, конкурсов и культурного сотрудничества с зарубежными странами в благотворном деле поддержки юных дарований.
Хочется высказать слова сердечной благодарности педагогам, организующим работу мастер-классов. Огромное спасибо за ваш благородный труд, терпение и настойчивость. Ваш педагогический талант и одержимость в поисках и воспитании тех, кто будет представлять всему миру искусство и культуру Беларуси и России в будущем, заслуживают самой высокой оценки и признания.
Желаем всем участникам, чтобы время, проведенное в атмосфере дружеского общения, послужило духовному развитию и исполнительскому совершенствованию, а зрителям – испытать ощущение радости от встречи с прекрасным!
С уважением, Государственный секретарь Союзного государства Павел БОРОДИН
На уроке у мастера
В ЦМШ в течение этой недели все напоминало обстановку перед экзаменами. В классах шли открытые уроки по пяти специальностям. Ребята с воодушевлением занимались с московскими педагогами, среди которых было два профессора Московской консерватории. В Москву приехали 40 ребят из Беларуси и столько же из 10 городов России.
Многолюдно было в классе Валерия Владимировича Пясецкого. За роялем – Данила Шведко из липецкой музыкальной школы №6. За ученика переживает педагог Ольга Васильевна Поташева. Отрабатывают «Жаворонка» Чайковского. Данила играет уверенно, но трель жаворонка у него не получается. Один-два совета педагога – и ученик тут же «ловит» правильное движение.
Урок невероятно сконцентрирован. Педагог слышит все – и «сомнительную» ноту, и то, как ученик меняет педали, видит, что он зажимает плечи. Успевает уточнить у Данилы, что такое expressivo и morendo, показывает, как играть «тише и легче», и к концу урока Данилин жаворонок уже не напоминает «орла».
И так в каждом классе – педагог ЦМШ Александр Вениаминович Ревич обучает игре на скрипке 11-летнюю Машу Голованову из Армавира, осваивающую «Размышления» Чайковского. Идет серьезная работа над звуком. Пассаж повторяется много раз, и только после того, как педагог спрашивает ученицу, помнит ли она, какой звук издают полозья санок, проехав вместо снега по асфальту, «скрежет» у скрипачки исчезает.
С пианистами и скрипачами занимаются педагоги ЦМШ Тамара Леонидовна Колосс и Татьяна Анатольевна Полозова. Первокурсница Гимназии-колледжа искусств им. Ахремчика из Минска Ангелина Денисова рассказала, что совсем по-другому стала воспринимать произведения, которые играет, например «Покинутую Дидону» Тартини, после того, как Татьяна Анатольевна образно рассказала ей, о чем, собственно, написал композитор. С виолончелистами и гобоистами после двухгодичного перерыва работают заслуженный артист России, доцент Московской консерватории Кирилл Родин и преподаватель ЦМШ и консерватории Филипп Нодель. В классе Ноделя, шутили организаторы, порой разворачивались настоящие столярно-слесарные работы, педагог знакомил будущих гобоистов и с тем, как ремонтировать инструмент. В этом году впервые обучали игре на трубе. У профессора консерватории Вадима Алексеевича Новикова не было отбоя от желающих. Это заметили все зрители отчетного концерта в зале «На Кисловке» интерната ЦМШ. Трубачи играли на концерте вдохновенно.
Музыканты отчитывались дважды – на торжественном закрытии мастер-классов, на котором присутствовали представители Постоянного Комитета Союзного государства, ребята дали еще один концерт в Камерном зале ЦМШ. «Если бы вас спросили, что нужно делать, чтобы воспитать величайших музыкантов своего времени – пианистов и скрипачей, что бы вы ответили?» – спросила я А.В. Ревича. «Величайших не величайших, – ответил Александр Вениаминович, – но в искусстве наша школа имеет международное значение, особенно скрипачи. Знаете ли вы, что половина ведущих педагогов-музыкантов в мире говорят по-русски или окончили Московскую консерваторию?!»
А отчетом юных художников стала выставка в фойе ЦМШ. В основном это акварели, но есть и работы маслом и графические листы. На пленэр в этом году выезжали в Царицыно и Коломенское.
– Выезжая на архитектурную площадку, уже ставишь перед учащимися задачу, – говорит профессор Белорусской академии искусств Михаил Борозна. – Как они справятся с привязкой к архитектуре, природно-ландшафтной среде, как решат композиционные задачи, разберутся с тоном и цветом.
Евгения Чистого в Царицыне, как и многих, поразил царский дворец, привлек своей красотой парк. Лене Ёркиной запомнилось, как она долго ходила по площадке в поисках точки опоры, а потом удачно «взяла» перспективу, связав ее облачком с куполами храма.
– Когда ребята приезжают в живописное место, они разбредаются по творческим интересам, и мы осуществляем только общее руководство, – комментирует доцент Художественно-промышленного университета им. Строганова Андрей Родионов. – И если в Царицыне учащиеся приобщались к архитектуре великого Баженова и Казакова, то в Коломенском им открылась великолепная панорама.
Своего рода звездой уже стала 11-летняя Настя Соколова из Анапы. В июне она поступила в Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств. Рекомендовал ее сам ректор Строгановской академии Александр Николаевич Стасюк. Он увидел работы Насти в репинском Здравневе, где проходил пленэр, и посоветовал их отправить в Витебский музей.
На пленэре ребята выполнили по несколько работ. Немало этюдов сделано по собственной инициативе – узнаете башни Московского Кремля, купола Храма Христа Спасителя, церкви на Китай-городе. Что-то они увезут с собой, а что-то войдет в фонд мастер-классов и, возможно, украсит в будущем каталог или альбом юных талантов.
Педагоги-живописцы, как и музыканты, высоко оценили инициативу Постоянного Комитета Союзного государства, минкультов России и Беларуси. «Полностью разделяю это мнение, – сказала Татьяна Шевцова, преподаватель по классу скрипки из Перми, заслуженный работник культуры России, Учитель года Фонда В. Спивакова в этом году. – В Москве ребята встречаются с преподавателями, отдающими им душу. Но эти встречи полезны и нам, это всегда встряска, возможность повысить собственный творческий уровень. Бывает, что своего педагога ребята перестают слышать, а другой о том же самом скажет другими словами – и они откликнутся. Так, Полозова пробуждает эмоциональную составляющую успеха. «Сыграй бархатным звуком», – говорит она, и это действует безотказно. Или предлагает представить ученику, что у него в руках шар именно такого цвета, какой он хотел видеть. И это снова действует. У Ревича – тонкое знание всех стилевых особенностей игры на скрипке».
Мастер-классы на высоком уровне были организованы Международным центром фестивалей (Москва) и Отделом по работе с талантливой молодежью Белорусского университета культуры. Все ребята отметили это и благодарны за заботу. Сердечно поблагодарил педагогов, организующих работу мастер-классов, Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин: «Огромное спасибо за ваш благородный труд, терпение и настойчивость. Ваш педагогический талант и одержимость в поисках и воспитании тех, кто будет представлять всему миру искусство и культуру Беларуси и России в будущем, заслуживают самой высокой оценки и признания». Заместитель Госсекретаря Сергей Шухно особо подчеркнул: «Важно то, что мастер-классы для учащихся музыкальных школ «вылились» в создание Молодежного симфонического оркестра Союзного государства. Коллектив дважды гастролировал за рубежом: в прошлом году – в Германии, а этим летом – в Италии».