Выбор за нами
С началом работы Таможенного союза (ТС) для импортных автомобилей вводятся довольно высокие пошлины. Автолюбители, особенно в Беларуси и Казахстане, стали сетовать на то, что правительства трех стран ТС хотят чуть ли не силой пересадить всех на устаревшие «Жигули». Но вообще-то это не совсем так. Автопром уже не тот, что прежде.
Комиссия Таможенного союза утвердила перечень автопредприятий, которые могут беспошлинно импортировать запчасти для своих сборочных производств. Таковых оказалось два десятка. Причем список со временем расширится. Только в Казахстане в прошлом году началось строительство сразу двух автосборочных предприятий.
Конечно, большинство автозаводов расположено именно в России, но и Беларусь с Казахстаном уже сегодня могут предложить покупателю добротные машины.
Так, например, Беларусь выпускает легковой автомобиль «Саманд». Это продукция белорусско-британского СП ЗАО «Юнисон», расположенного в Минском районе. Среди достоинств «Саманда» – предсказуемость в управлении, полный электропакет, экономичность эксплуатации и относительно невысокая цена. Хороший, вместительный седан с европейской внешностью и высоким качеством исполнения адаптирован для рынка СНГ.
Что касается Казахстана, то там пока тоже действует один автомобильный завод – АО «Азия Авто». Среди его партнеров – ведущие мировые автоконцерны. Казахстанский завод выпускает автомобили Skoda, Kia, Chevrolet, LADA 4x4 (Нива) и даже шикарный Cadillac. В производстве используется современное оборудование финской фирмы Valmet Automotive.
АО «Азия Авто» было образовано в 2002 году. Становление завода призвано стимулировать смежные производства комплектующих и запасных частей. В рамках премии президента Казахстана «За достижения в области качества» АО «Азия Авто» признано лучшим предприятием производственного назначения. По итогам 2009 года рыночная доля предприятия на казахстанском рынке в сегменте новых легковых автомобилей составила более 10%.
Конечно, самой мощной автомобильной промышленностью обладает Российская Федерация. За последние годы к известным еще с советских времен брендам добавилось множество новых.
Возьмем, к примеру, ОАО «ИжАвто». Нынче это мульти-
брендовое предприятие, которое ведет параллельный выпуск отечественных классических автомобилей («ВАЗ-21041», «ИЖ-27175») и автомобилей KIA Motors (KIA Spectra, KIA Sorento).
Как правило, первым принимает на себя удар критиков АвтоВАЗ. Тем не менее компания постоянно совершенствует технологии и постепенно доводит свои новые модели «Лада» до вполне приемлемого уровня. Кроме того, компания может похвастаться успешным опытом работы с «Дженерал Моторз». Их совместное детище – ОАО «Джи Эм – АвтоВАЗ» – с начала производства реализовало свыше 300 тысяч автомобилей Chevrolet-Niva. Это, кстати, самый продаваемый серийный внедорожник в РФ.
Интересен опыт ОАО «Соллерс – Набережные Челны» и ООО «Северстальавто-Елабуга», которые принадлежат одному холдингу. Первая компания выпускает российские внедорожники «УАЗ», корейские SsangYong, легковые и коммерческие автомобили Fiat, японские грузовики Isuzu. Вторая собирает только Fiat.
Продолжает работу ОАО «Автофрамос» – совместное предприятие компании «Рено» и Правительства Москвы. Основная продукция компании – легковые автомобили Renault Logan. В 2010 году в Москве на мощностях завода «Автофрамос» началось производство хэтчбека Renault Sandero, а с 2011 года планируется выпуск кроссовера Renault Duster.
В 2007 году открылось ООО «Фольксваген Груп Рус». Первоначально завод выпускал автомобили Skoda Octavia и Volkswagen Tiguan, в 2010 году будут запущены в производство Volkswagen Passat и Skoda Fabia.
Стратегическим инвестором Санкт-Петербурга является ООО «Дженерал Моторз Авто». С сентября 2006 года компания начала сборку автомобиля Chevrolet Captiva. С сентября 2007 года развернута сборка внедорожника Opel Antara, а с февраля 2008 года – Opel Astra. Модельный ряд продолжает пополняться.
В июне 2009 года под Санкт-Петербургом был открыт другой завод – ООО «Ниссан Мотор РУС». На нем выпускаются модели Teana и X-Trail.
Один из наиболее продаваемых легковых автомобилей в мире – Toyota Camry – выпускает ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», который также имеет питерскую прописку.
Нельзя не вспомнить и о ЗАО «Форд Мотор Компани». Завод осуществляет сборку Ford Focus 2, который уже можно назвать народным автомобилем. Это самая популярная иномарка в России в 2003-2008 годах.
Это далеко не полный список автомобильных производств на территории Таможенного союза. К тому же он постоянно расширяется. Так что и хорошие авто у нас будут, и рабочие места в придачу.
Иван НИКОЛАЕВ