Россия и Беларусь доказали, что вполне самодостаточны и могут перейти на полное самообеспечение
Теперь ни от кого зависеть не будем!
В 2022-м западные компании уходили с белорусского и российского рынков, громко хлопнув дверью. А теперь наверняка кусают локти: свято место пусто не бывает. Замену импортной продукции искать не пришлось - создаем сами. Причем в кратчайшие сроки.
Взять хотя бы машиностроение. По российским городам пассажиров возят разноцветные автобусы «МАЗ», рабочие лошадки в полях - легендарное семейство тракторов «Беларус», лес заготавливают харвестеры и форвардеры от «Амкодора». Причем важный нюанс: существенная часть комплектующих в белорусской технике - из России.
Яркий пример союзной кооперации - прошлогодняя новинка БелАЗ-75304 грузоподъемностью 220 тонн. Его создавали в тесном партнерстве ученые и конструкторы двух стран. Белорусский большегруз получил «сердце» от Коломенского завода.
- Когда к нам обратились белорусские коллеги с просьбой найти замену зарубежному двигателю, который перестали поставлять, сразу же предложили несколько вариантов, - рассказал журналистам Дмитрий Мирный, заместитель генерального директора по управлению дизельным бизнесом «ТМХ-Энергетические решения». - Особенность нашей конструкции в том, что это среднеоборотный дизельный двигатель. Его ресурс превышает ресурс зарубежного высокооборотного аналога больше чем в два раза.
Он стал третьим импортонезависимым карьерным самосвалом, созданным в рамках союзной кооперации. До этого разработали 130-тонный самосвал-гибрид БелАЗ-7513М, сочетающий дизельный двигатель из Ярославля малой мощности с аккумуляторными батареями и системой рекуперации энергии, и 90-тонный БелАЗ-75588 с газотурбинным двигателем из Калуги.
Что важно, мы не просто создаем продукт, но и обкатываем его вместе. Например, вот-вот очередная новинка - газомоторный 130-тонный БЕЛАЗ-7513Р - пройдет промышленные испытания на угледобыче в Кузбассе. Это первый самосвал подобного типа в мире. Конкуренты, берегитесь!
- Все начинается с малого - с совместной работы предприятий, - уверен торговый представитель России в Беларуси Юрий Золотарев.
Но чтобы такие контакты имели реальный эффект, нужно закладывать и развивать законодательную основу. За несколько десятилетий строительства Союзного государства сделали немало.
- Правовая база межрегионального сотрудничества насчитывает 450 договоров, заключенных между административно-территориальными образованиями разного уровня Беларуси и России. Больше чем с семьюдесятью российскими регионами заключили прямые соглашения о сотрудничестве. Создали не имеющий аналогов механизм взаимодействия в формате совместных коллегиальных органов. Проводят регулярные встречи руководства республики с главами российских регионов. Только в 2023-м Беларусь посетили 38 руководителей субъектов РФ.
Эффект от личных встреч - по итогам прошлого года объем белорусско-российской торговли вырос на шесть процентов, а объем взаимных инвестиций превысил 10,3 миллиарда долларов.
Справка «СВ»
- Объем инвестиций из России в Беларусь - 5,1 млрд долларов (вырос на 1,2 млрд в сравнении с 2022-м)
- 2312 белорусских организаций имеют инвестиции из России
- На долю России приходится больше половины инновационных проектов, которые Беларусь осуществляет с зарубежными партнерами
- Около 40% инновационной белорусской продукции отгружают в Россию.
РАБОТАЕМ БЕЗ ДУБЛЕРОВ
Станет еще больше общих импортозамещающих инициатив.
В 2022 году Россия выделила Беларуси кредит в 105 миллиардов рублей на импортозамещающие промышленные проекты.
- А сегодня уже подтвердили готовность удвоить, утроить этот кредит в зависимости от количества проектов, которые предложат наши промышленники, - рассказал Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
Что уже сделали? Около трехсот единиц оборудования поставили на белорусские промышленные предприятия.
Одним из первых осваивать кредитные средства начал «Гомсельмаш»: на заводе наладили производство незаменимых технических узлов, которые исчезли с союзного рынка из-за санкций, - редукторов, бортовых коробок. Причем их производят как для белорусской техники, так и для российской. Это яркий пример кооперации, к которой мы стремились не один десяток лет: вместо создания дублирующих производств запускаем одно совместное, а свободные силы и деньги можем использовать для более востребованных проектов.
Всего Минпром РБ и Минпромторг РФ утвердили 25 паспортов инвестиционных проектов.
- Работа продолжается. Еще семь проектов - в стадии согласования у российских коллег, - говорит замминистра промышленности Беларуси Александр Ефимов. - Эти производства будут решать несколько задач. Планируем в ближайшие годы заместить импортную технику на рынке Союзного государства, используя как действующие мощности наших предприятий (их модернизацию), так и создавая новые производства.
Первые продукты в рамках реализации интеграционных проектов уже с прошлого года поставляются на союзный рынок.
- Это такие сложные технические изделия, как элементы трансмиссии, мосты, коробки передач, редукторная группа, гидроузлы для конвейерных производств России и станочная продукция (четыре проекта финансируются в области станкоинструментальной промышленности), - раскрыл подробности Александр Ефимов.
ЗАКАЗЫ РАСПИСАНЫ НА ГОДЫ
Пример успешной работы - «Союзный станок».
В мае на выставке «Металлообработка-2024» в Москве сразу четыре белорусских предприятия представили последние наработки. Инновационный пятикоординатный токарно-фрезерный станок с ЧПУ собирали исключительно из союзных комплектующих.
- Его могут использовать на любом заводе или фабрике, где есть ремонтный цех. Его назначение - снятие полосы металла с заготовки, - рассказал замначальника управления маркетинга и внешних связей предприятия «СтанкоГомель» Алексей Ковалев.
Основная сфера применения разработки - машиностроение. От ремонтных нужд до крупносерийного производства. Но самое главное - выставочный экземпляр станка купили, а заказы на новые уже расписаны на год вперед.
ТОРГОВЛЯ + ИННОВАЦИИ
Продавать хорошо, но создавать вместе - еще лучше.
Россия для Беларуси всегда была главным торгово-экономическим партнером. Но суть углубления интеграции в том, чтобы к сотрудничеству в формате «купи-продай» добавить научно-промышленную составляющую.
Юрий Золотарев обращает внимание:
- Уже подписали два базовых соглашения - о признании технологических операций и о формировании единой промышленной политики, что фактически означает создание промышленной экономики Союзного государства.
Дальше - больше. Утверждают программы в станкостроении, авиастроении, производстве электронной компонентной базы и электронном машиностроении
- При этом единая промышленная политика неотделима от установления прямых производственных связей: десятки белорусских заводов изготавливают комплектующие для российских автопроизводителей, российские компании выпускают современные высокотехнологичные двигатели для белорусской техники.