Его называли «папаша»: ППШ стал самым массовым оружием Красной армии
Знаменитый «автомат» с деревянным прикладом и круглым магазином-барабаном стал настоящим символом Победы СССР в Великой Отечественной войне.
«Папашу» — так этот пистолет-пулемет прозвали солдаты — можно увидеть буквально на каждой второй фотографии тех лет. Однако мало кто знает, что за ППШ-41 стоит целая история.
ГЛАВНЫЙ ДРУГ СОЛДАТА
В мировой практике пистолеты-пулеметы известны с конца Первой мировой. Именно тогда их стали разрабатывать в каждой развитой армии мира, поглядывая на опыт Хуго Шмайссера и его MP 18. Это - стрелковое оружие, способное вести автоматический непрерывный огонь пистолетными патронами. Такое вооружение меньше весит, проще в обслуживании и дешевле. Кроме того, «снаряды» для него производить легче.
Между двумя мировыми войнами Советский союз не отставал от мирового тренда. В Советско-финской войне Москва впервые пустила в ход пистолет-пулемет Василия Дегтярева. ППД был типичным представителем первого поколения подобного оружия. Оно было эффективным, но дорогим.
Тогда за дело взялся конструктор-самоучка Георгий Шпагин. Его пистолет-пулемет внешне сложно отличить от ППД – аналогичный деревянный приклад и ствол с отверстиями. Но он прибегнул к некоторым хитростям, которые позволили его «Папаше» стать излюбленным оружием всех солдат Красной армии.
ПРОРОДИТЕЛЬ «КАЛАША»
До распространения в Красной армии пистолетов-пулеметов, солдаты в основном пользовались винтовками. Например, знаменитой «трехлинейкой» Мосина. Но инженерные решения Георгия Шпагина позволили советским бойцам давить «немчуру» плотным огнем. А весь секрет был в деталях. В прямом смысле.
Для производства оружия обычно использовали легированные стали. Особые сплавы, усиленные добавками. Шпагин от подобных материалов отказался ради унификации производства. Второй момент – упрощение. Конструктор убрал все «лишнее». Для сравнения: в ППД элементов было 95, а в ППШ 87. Меньше деталей – меньше шансов на поломку.
Далее Шпагин перешел к проблемам производства. Большинство комплектующих для него штамповали и скрепляли с помощью точечной сварки. Это позволило сократить время производства одной единицы оружия аж в четыре раза!
Не стоит забывать, что разрабатывали ППШ до начала войны — в 1940 году. А когда страна перешла на «военные рельсы», унификация в производстве сыграла решающую роль. Для ППШ не нужно было ни специального оборудования, ни высокоточного инструмента, ни кучи специалистов. Его выпускали на предприятиях, где в довоенные годы делали «мирную» продукцию – автомобили, подшипники, двигатели.
Массовое производство началось только осенью 1941 года, после начала Великой Отечественной. Фронт нуждался в таком оружии, и причем в больших количествах. До конца года в армию поступило девяноста тысяч ППШ. А уже в 1942 году их поставили в войска полтора миллиона. Всего же за все время произвели около шести миллионов.
Еще одним решающим нововведением стал скошенный ствол, который трудно не узнать. Если приглядеться, у ствольного среза характерный угол. Это дульный стабилизатор. Благодаря простому решению пороховые газы давили его вниз, что значительно уменьшило отдачу даже при стрельбе длинной очередью.
Эти и другие нововведения изменили подход к разработке оружия в СССР. Возможно, даже сказались на образе всемирного известного АК-47, разработанном Михаилом Калашниковым. Схожесть налицо – минимум простых деталей, деревянные элементы, возможность разобрать и обслужить оружие без инструментов.
ЛЮБИМЧИК БЕЛОРУССКИХ ПАРТИЗАН
В Синеокой их хранили на армейских складах вплоть до 2005 года
В годы Великой Отечественной пистолет-пулемет Шпагина активно использовали в Беларуси, особенно оно было популярным у советским партизан. Однако не всегда легендарное оружие попадало в ряды добровольцев.
Белорусский историк Владимир Кузьменко в книге «Партизанские оружейники» писал о самодельном ППШ, который изготовили местные умельцы. Собранный по «образу и подобию» изобретения Шпагина, он был в ходу у бригады «Разгром». Активнее всего они действовали в Минской области. Сейчас в урочище Стриево стоит мемориал этой партизанской бригаде. Выглядит он как пять ППШ, сложенных в «шатер».
Но «разгромовцев» в этом плане обошли бойцы партизанской бригады «Чекист» из в Могилевской области. Там, в деревне Заозерье, за годы войны собрали 122 «клонов» пистолета-пулемета. Для их производства в ход шло оружие, не подлежащее восстановлению. Например, стволы винтовки. Недостающие детали изготавливали на месте. Сейчас их можно увидеть в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны.
Официально независимая Беларусь сняла с вооружения пистолет-пулемет Шпагина и винтовку Мосина лишь в 2005 году.
К этому моменту в арсеналах Беларуси хранилось около двухсот тысяч образцов. Однако «папаша» не мог конкурировать со своим «сыновьями» - АК-74 и другими автоматами. Большинство пистолетов-пулеметов в Беларуси переплавили или передали в музеи и киностудии.
В России с вооружения ППШ сняли еще годы СССР. Однако в некоторых частях советской армии его использовали до 1991 года.
ЛЮДИ РАЗБИРАЛИ СВОИ ПАТЕФОНЫ, ЧТОБЫ СОБРАТЬ ППШ
Как местные жители отдавали последнее для нужд фронта и почему «Шпагин» был так похож на европейских «собратьев»?
Об этом «СВ» рассказал научный сотрудник Музея Карельского фронта Евгений Мироничев.
- ППШ и его предшественник — ППД — очень похожи на финский автомат «Суоми». Это инженерная «мода» того времени?
- Действительно, это что-то наподобие европейской моды или стандарта в производстве пистолетов-пулеметов. Первопроходцами в этом плане были немцы с MP-18, и потом многие европейские производители ориентировались на него в дизайне. Но с «Суоми» связан полумиф— будто его в СССР скопировали по результатам советско-финляндской войны. Это не так. Дисковые магазины были и раньше. Но советско-финская показала актуальность автоматического оружия. Тогда у нас появился ППД-40, а затем уже и ППШ-41.
- В интернете много споров о его кучности. Мол, им стреляли «в сторону», подавляя огнем противника.
- Впервые слышу. Пистолет-пулемет — оружие для боя на малых дистанциях, прицельная дальность часто не больше 150-200 метров. Характеристики пистолетных патронов, конечно, далеко не всегда могут впечатлять. Тем не менее, ППШ мог создавать нужную плотность огня, его активно использовали в разведке, штурмовых группах, и, в частности, в специально созданных вскоре после начала войны ротах автоматчиков в стрелковых дивизиях.
- В ходу ли был ППШ на Карельском фронте?
- Там он появился в большом количестве не сразу. Однако одним из первых массовых применений в годы войны в целом стали бои за столицу Карело-Финской ССР — Петрозаводск — в сентябре 1941 года. На помощь фронту прибыла свежая 313-я стрелковая дивизия, на вооружении которой было около пары сотен новеньких «Шпагиных».
- Много информации о кустарном производстве ППШ.
- Осенью 1941 года тогдашний начальник Генштаба Борис Шапошников обратился к командующему фронтом Валериану Фролову с просьбой рассмотреть возможность выпуска ППД на предприятиях Карелии и Мурманской области. Это было очень актуальным вопросом, особенно на фоне критического дефицита оружия на Карельском фронте. Производство «разделилось»: в Карело-Финской ССР стали выпускать упрощенную версию, а в Мурманской области - собственно ППШ. Но оба производства оказались малоудачными.
Они были полукустарными, с индивидуальной пригонкой большинства деталей, из-за чего конструкции тех же кандалакшских ППШ не были взаимозаменяемы. Не хватало стволов — их делали из ремонтных пулеметных стволов. Большие проблемы были с нужной сталью, поэтому использовали то, что было, и это привело к резкому снижению надежности. Завод также не смог освоить знаменитые дисковые магазины, поэтому пришлось разрабатывать более простые коробчатые. В итоге при плане выдать уже 150 единиц в январе 1942 года завод изготовил лишь пару.
Существует и очень известная история, что из-за отсутствия запаса пружин для ППШ организовали сбор патефонных пружин у населения. Эпопея длилась до апреля 1942 года, после чего главный заказчик — Артиллерийское управление 14-й армии Карельского фронта — потеряло к кандалакшским ППШ интерес. В итоге их долго хранили на заводе, а к осени 1942 года наконец с большим скрипом были признаны учебно-боевыми, и в последующем были выданы для обучения истребительных отрядов области. Сейчас реликты местного производства — КФ сегежского комбината и ППШ кандалакшского производства — можно увидеть в Музее Карельского фронта в городе Беломорске.
ТТХ
ППШ-41
Длина - 843 мм
Калибр - 7,62x25 ТТ
Максимальный вес - 5,45 килограмма со снаряженным барабаном
Скорость - 900-1000 выстрелов в минуту
Эффективная дальность - 200 до 300 метров