Квоты убивают общий аграрный рынок
Сельское хозяйство Беларуси и России должно иметь взаимодополняющие цели и задачи В основе развития аграрного сектора экономики Беларуси сегодня лежит «Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы». Ее приоритеты – экономические показатели и ориентация на благополучие человека. О достигнутых результатах, создании общего с Россией аграрного рынка «СВ» рассказал член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам Сергей КРЫЖЕВИЧ.
В основе развития аграрного сектора экономики Беларуси сегодня лежит «Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы». Ее приоритеты – экономические показатели и ориентация на благополучие человека. О достигнутых результатах, создании общего с Россией аграрного рынка «СВ» рассказал член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам Сергей КРЫЖЕВИЧ. Человек должен одинаково комфортно жить и в городе, и в деревне. Именно этим руководствовались авторы программы, ориентированной на благополучие человека. И сегодня уже можно сказать, что их усилия не пропали даром: за годы реализации программы социальная сфера села в Беларуси действительно активно развивалась. Сформировано 1188 агрогородков, построено 35 тысяч жилых домов общей площадью почти 3 млн кв. м, продолжается газификация жилья – 37 тыс. квартир переведено на потребление природного газа. Восстанавливаются, ремонтируются, строятся водопроводные сети, станции обезжелезивания воды. Стационарной или мобильной связью уже могут пользоваться жители практически всех населенных пунктов республики. За время реализации программы трудоустроено свыше 130 тыс. безработных. Создано почти 800 учреждений дошкольного образования нового типа – детские сады-школы, группы кратковременного пребывания детей и другие гибкие формы дошкольного образования. Открыто 90 гимназий, лицеев. Более 600 сельских участковых больниц, врачебных амбулаторий оснащено необходимым медицинским оборудованием. Открыто 180 новых сельских учреждений культуры, 264 филиала класса детских школ искусств, 322 новых комплексных приемных пункта, 295 новых торговых объектов.
В основе любых социальных достижений лежит экономический базис. Назову несколько показателей. Рост валовой продукции аграрного сектора страны в целом по хозяйствам всех категорий за прошедшие пять лет составил почти 124, в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах – 150,2 процента.
По производству основных видов сельхозпродукции на душу населения, за исключением зерна, Беларусь занимает первое место среди стран СНГ, по производству мяса сравнялась с Германией, а молока производит едва ли не вдвое больше, чем страны Европы и США.
При интенсивном ведении сельского хозяйства аграрная отрасль республики может и должна приносить весомые валютные поступления в государственный бюджет, что в последние годы и происходит. Так, по итогам 2009 года, положительное торговое сальдо по системе Минсельхозпрода составило более 870 млн долларов. Но глава государства поставил перед аграриями еще более амбициозные задачи – увеличить валютную выручку за счет торговли продовольствием. Значит, рост производства должен сопровождаться повышением эффективности и рентабельности как в отрасли в целом, так и на каждом предприятии АПК.
В период обострения ситуации на мировых продуктовых рынках согласование аграрной политики Беларуси и России – весьма актуальный вопрос. Безусловно, ключевыми факторами, обеспечивающими позитивную динамику развития сельского хозяйства, являются меры и формы господдержки агропромышленного комплекса. В обеих странах она носит системный и плановый характер. В ее основу положена серьезная законодательная и нормативно-правовая база.
Однако из-за низкой плодородности и заболоченности сельхозугодий мы вынуждены направлять значительные средства на увеличение продуктивности земель, осушение и поддержание в должном порядке мелиорированных земель. Для получения достигнутой урожайности зерновых в последние годы на 1 гектар пахотных земель вносится не менее 250 килограммов NРК, что в шесть раз превышает аналогичные показатели по России, а ведь это дополнительные затраты. Большинство мелиоративных сооружений эксплуатируются 40 и более лет и требуют больших денег на их реконструкцию, восстановление и технологическое поддержание. Сегодня это более четверти расходов республиканского бюджета на сельское хозяйство. Вместе с тем государственная поддержка АПК не должна рассматриваться как норма, таковой она может быть на отдельном этапе развития. В настоящее время агропромышленный комплекс достиг такого уровня развития, при котором стало возможным ее постепенное снижение. А в будущем основным ориентиром развития сельхозотрасли должны стать самоокупаемость и самофинансирование.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что выработка основных направлений единой аграрной политики Беларуси и России приобретает особую актуальность. 22 сентября 2009 года на совместном заседании коллегий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была рассмотрена Концепция единой аграрной политики Союзного государства. Ее основные положения предусматривают углубление интеграции аграрных рынков в рамках Союзного государства, что должно обеспечить повышение эффективности и устойчивости функционирования АПК. Сельское хозяйство Беларуси и России должно иметь взаимодополняющие цели и задачи. Это значит, что поставки продукции, дефицитной в одной из стран, должны быть немедленно сбалансированы за счет другой, и это, на мой взгляд, необходимо закрепить законодательно. Речь идет не о доминировании продукции одной из стран на рынке другой: конкуренция должна соблюдаться. Но взаимные поставки Беларуси и России при соблюдении санитарно-гигиенических норм и высокого качества продукции должны быть приоритетными по отношению к поставкам из третьих стран.
Прогнозы спроса и предложения Союзного государства на основные виды продукции – первый шаг к созданию общего аграрного рынка.