Разыскивается идеология…
Или как обустроить информационное поле Союзного государства Об этом 3 июня шел разговор на совещании Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина на Старой площади.
Об этом 3 июня шел разговор на совещании Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина на Старой площади. Судя по накалу страстей, выплескивающихся через край, как только союзные строители заводят разговор о СМИ Союзного государства, тема не только назрела, но и перезрела. Не стал исключением и разговор на последней встрече представителей Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с журналистами, освещающими союзную стройку. Тон, как всегда, задал Госсекретарь Союзного государства. Это и понятно: лучше Павла Бородина, на мой взгляд, о положении дел на этой строительной площадке не знает никто. Понятно и его возмущение: Союзное государство есть, союзная собственность есть, равные права – на медицинское обслуживание, трудоустройство, страховку и другие – у двух народов есть (правда, чиновники, которые и должны их реализовывать по мере обращения граждан, не всегда об этом знают). Единые пространства – экономическое, научно-образовательное, здравоохранения, культурное – строятся, а в приграничных районах давно реализованы: там не особо и задумывались о том, где Беларусь, а где – Россия. Силовики работают, как единый, слаженный механизм. Торгово-экономические отношения развиваются. Если в 1995 году товарооборот Беларуси и России не превышал 6,8 млрд долларов и держался в основном за счет поставок нефти и газа в Беларусь и в Евросоюз, то в 2008 году дорос до 35 млрд долларов, а перечень отраслей, участвующих во взаимной торговле, пополнился машиностроением, станкостроением, высокими технологиями, сельским хозяйством, химической отраслью. Нефть и газ в перечне сохранились, занимая в общем объеме достойное, но не основное место. В 2009-м, правда, радужную картину подпортил мировой финансовый кризис: главный торговый показатель российско-белорусских отношений снизился на 40,2 процента. Но кризисы приходят и уходят, а стремление жить вместе пока остается. Сегодня Беларусь получает из России 95 процентов энергоносителей, от 45 до 85 процентов комплектующих машиностроительного комплекса. Но и 85 процентов товаропотока Европа – Россия идет через Беларусь. В сутки российско-белорусскую границу пересекает 26 тысяч автомобилей. На территории Союзного государства создано 5 миллионов рабочих мест, по союзным программам работает 26 тысяч предприятий, а на Западе, Востоке и на Ближнем Востоке об этом и о многом другом «не знают». СМИ якобы об этом не пишут.
Пишут и показывают, но не центральные, а союзные, но их на российском медийном пространстве не видно. Почему? В этом тоже пытались разобраться участники совещания. Не хотела писать слово «участники», в нем чувствуется какая-то отстраненность от происходящего, а отстраненных в зале не было. Были идеологи, или заказчики, строители, или исполнители и журналисты, от которых зависит, какую информацию о союзном строительстве и в каком объеме получают наши граждане и мир. Но мы – лишь зеркало, в котором отражается то, что происходит на территории Союзного государства. Поэтому ответственность за качество просвещения мирового сообщества о ходе союзного строительства с нами должны разделить и его идеологи, и его строители.
Но вернемся в зал заседания и послушаем, в чем нас обвиняют. Сразу же оговорюсь: критика не всегда звучала по адресу. В большей степени она касалась центральных российских СМИ, они действительно практически никогда не говорят о союзном строительстве, Союзном государстве, наших достижениях и перспективах единения (недаром Павел Бородин не устает повторять: для нормального развития государства нужно 300 миллионов потребителей). Но их ли это вина? Ведь ни для кого не секрет: кто платит, тот и заказывает музыку. А платит тот, кто владеет информационным изданием, причем его интересы не всегда совпадают с интересами строителей Союзного государства. Да, цинично, но так было, есть и будет. Это реальность сегодняшнего мира. За идею работать можно, знаю по себе, когда зарплату не получала 9 месяцев. Но есть-то надо, семьи кормить и содержать надо, да и одеваться во что-то надо… Сегодня денег из союзного бюджета своим СМИ выделяется столько, сколько запланировано, а вот отдача от них, по мнению идеологов и строителей, недостаточна.
Главные же претензии к союзным журналистам, высказанные заместителем Госсекретаря – членом Постоянного Комитета Сергеем Шухно, заместителем Ответственного секретаря Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Виктором Борисовым, – недостаточно эффективное продвижение идей союзного строительства, отсутствие обратной связи с читателями и зрителями. В журналистских материалах не всегда убедительно и ярко представлены факты, свидетельствующие о том, что фактически мы уже живем в едином государстве. Еще одна значимая проблема – молодежь обеих стран наименее оптимистична в оценках перспектив союзного строительства (но вина ли это журналистов?). Претензий, конечно, больше, но стоит ли перечислять все? Думаю, нет. Тем более что львиная доля времени была посвящена решению проблем на пути к созданию единого информационного пространства и попыткам достичь консенсуса, если по-русски – согласия, и задачам, которые союзные СМИ должны решить в этом году. А именно – перейти, по мнению
С. Шухно, «от концепции сопровождения к концепции пропаганды союзного строительства».
Сегодня нужны аналитические статьи, политические обзоры и развернутые мнения специалистов и экспертов о проблемах, существующих в союзном строительстве (но, как оказалось, это вопрос спорный: не все поддержали предложение откровенно говорить о «корпоративных», по мнению П. Бородина, проблемах, каковыми являются споры «хозяйствующих субъектов» о молоке, нефти и газе: одно неосторожное слово может привести к далеко идущим и непросто исправляемым последствиям).
Постоянный комитет союзного государства предложил чаще приглашать журналистов на мероприятия, посвященные анализу проблем и перспектив союзного строительства. Прозвучала мысль и о повышении ответственности чиновников за контакты с представителями СМИ.
Интересно предложение расширить географию союзного информационного пространства, в основном за счет англоговорящих стран – предоставляя информацию на английском языке – и СНГ. А парламентская газета «Союзное вече» могла бы стать и объединительной информационной площадкой для таких межгосударственных организаций, как МПА СНГ, ЕврАзЭС, ПА ОДКБ – своего печатного органа эти структуры не имеют (Виктор Борисов). В таком случае необходимо увеличить количество полос и штат. Сотрудничество газеты с этими структурами помогло бы, видимо, сделать более эффективным распространение газеты.
Не буду подробно останавливаться на проблемах союзного телевидения, поскольку, во-первых, это тема отдельного разговора, а во-вторых, проблемы ТРО не всегда ее. Как бы мы ни хотели, решить вопрос о трансляции передач Организации на центральных российских каналах в одностороннем порядке невозможно. В России это зависит от доброй воли собственников каналов.
Заключая краткий отчет, уточню, чего ждут от союзных СМИ в 2010 году наши работодатели: дифференциации, четкого определения места и роли в информационной работе Союзного государства, производственной интеграции, то есть объединения усилий на решении задач пропаганды союзного строительства, повышения качества материалов – они должны быть доступны, актуальны и учитывать специфику различных групп населения. Если говорить о продвижении союзных идей, то эта задача общая: и политикам, и журналистам надо работать сообща над созданием четко сформулированной союзной идеологии, подкрепленной аналитическими и экономическими доказательствами преимуществ жизни в едином государстве.
Наталья ДОЛГУШИНA