САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Девиз - ускорение

От научно-технического сотрудничества – к инновационному. Медведев и Лукашенко – «за» Секция «Инновационное развитие России и Беларуси – приоритет программ Союзного государства» прошла в Таврическом дворце под эгидой комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и по бюджету и финансам с участием российских и белорусских депутатов, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, государственных органов, бизнес-сообществ, ведущих ученых двух стран и экспертов в области инноваций, руководителей крупнейших научных и учебных учреждений. Ими были рассмотрены, в частности, возможности и перспективы сотрудничества Беларуси и России в инновационной сфере, ее государственное регулирование, теория и методология развития, создание информационных сетей и технологий, в том числе в рамках программ Союзного государства, и другие вопросы.

От научно-технического сотрудничества – к инновационному. Медведев и Лукашенко – «за»

Секция «Инновационное развитие России и Беларуси – приоритет программ Союзного государства» прошла в Таврическом дворце под эгидой комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и по бюджету и финансам с участием российских и белорусских депутатов, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, государственных органов, бизнес-сообществ, ведущих ученых двух стран и экспертов в области инноваций, руководителей крупнейших научных и учебных учреждений. Ими были рассмотрены, в частности, возможности и перспективы сотрудничества Беларуси и России в инновационной сфере, ее государственное регулирование, теория и методология развития, создание информационных сетей и технологий, в том числе в рамках программ Союзного государства, и другие вопросы. Сотрудничество двух стран в научно-технической и инновационной сферах проходит в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве, подписанного 27 февраля 1996 года, Договора о создании Союзного государства и Программы действий России и Беларуси по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Уже тогда была поставлена задача создать на территории Союзного государства единое научно-технологическое пространство, что предполагает не только совместное использование научно-технических потенциалов двух стран, но и, как следствие, рост конкурентоспособности наших экономик. Основные направления научно-технической и инновационной политики формируются в рамках государственных приоритетов развития, что закреплено в Постановлении Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 года №9. Она предусматривает создание соответствующих двусторонних структур, форм и механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, трансфера технологий, финансирования совместных программ и проектов. Сегодня фактором, закрепляющим выбранный курс, являются позиции двух президентов, заявивших о приоритетности инновационного развития и России, и Беларуси.
Однако темпы формирования единого инновационного пространства Союзного государства, по мнению участников конференции, недостаточно высоки, что может представлять опасность для социально-экономического развития и национальной безопасности двух стран. Потенциал инновационного взаимодействия реализован лишь частично. Отсутствуют правовые и экономические механизмы, стимулирующие как инвестирование в научно-исследовательские работы, так и финансирование их коммерциализации.
Нормативно-правовая база, регламентирующая инновационную деятельность в рамках Союзного государства, требует развития и совершенствования.
Инновационные ресурсы по большинству программ не капитализированы, не используются для пополнения общего бюджета, не учтены и не охраняются от незаконного использования другими лицами и организациями. Механизмы коммерциализации результатов научных исследований не развиты, что не позволяет в достаточной мере использовать научные достижения для удовлетворения потребностей экономики и общества Беларуси и России.
Как говорится, есть над чем работать всем союзным строителям.

Для создания инновационного пространства, которое бы не только объединило национальные ресурсы Беларуси и России, но и обеспечило устойчивое, системное развитие наших экономик, необходима, по мнению участников заседания, межгосударственная программа, включающая стратегию инновационного сотрудничества на долгосрочный период, прежде всего по таким направлениям, как внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности, разработка современных технологий по ряду направлений, включая наноматериалы и нанотехнологии. Особое внимание необходимо уделить формированию перечня приоритетных научно-технических и инновационных программ и проектов – исходя из условий их возможной практической реализации. Причем приоритет должен быть отдан проектам, выходящим на беспрецедентные решения, а долгосрочное инновационное сотрудничество ориентировано на практическую реализацию достижений фундаментальной и прикладной науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития Беларуси и России.
Исходя из этого, участники заседания секции рекомендовали заинтересованным сторонам активизировать использование научного потенциала Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук – для совместного выполнения проблемно-ориентированных фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые должны составлять основу научно-технических и инновационных программ Союзного государства, а также совместно полученных знаний в создании наукоемких производств и технологий. Не бояться использовать и механизмы государственно-частного партнерства в реализации научно-технических и инновационных программ и проектов. Создать систему сквозного планирования реализации крупных совместных инновационных проектов, связанных с межгосударственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники – от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования.

По мнению высокого собрания, для совершенствования механизма управления программами Союзного государства целесообразно включить в бюджет Союзного государства отдельной строкой расходы на научно-методическое обеспечение. Ускорить принятие изменений и дополнений в Порядок формирования и исполнения бюджета и разработку нормативных правовых актов Союзного государства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Союзного государства, о порядке и размерах авансовых платежей за работы и оказанные услуги. Определить порядок списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из союзного бюджета, в случае ликвидации предприятия-должника. Ускорить разработку нормативно-правовой базы по учету, оценке активов и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства. Считать приоритетной реализацию Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства. Предусмотреть в расходах бюджета Союзного государства средства на финансирование работ по учету собственности Союзного государства (научно-технической продукции, опытных, экспериментальных и макетных образцов, других материальных и нематериальных объектов собственности), созданных в рамках программ и мероприятий Союзного государства. Проработать вопросы создания единой системы научно-технической экспертизы проектов программ Союзного государства, участвующих в конкурсном отборе для финансирования за счет бюджета Союзного государства.

Активизировать в этом направлении и работу Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства, основанного Национальной академией наук Беларуси и Российской академией наук при участии Постоянного Комитета Союзного государства.
Для улучшения условий инновационного сотрудничества приступить к формированию многостороннего механизма разрешения споров, возникающих при осуществлении инновационной деятельности. В целях повышения эффективности информационно-аналитического сопровождения инновационного взаимодействия Беларуси и России в рамках строительства Союзного государства считать целесообразным: расширить практику проведения совместных научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и дискуссий по направлениям инновационной деятельности государств-участников; осуществлять ежегодное планирование участия в международных научно-технических и инновационных выставках и форумах, проводимых в Республике Беларусь и в Российской Федерации, а также консультации по вопросам сотрудничества с третьими странами и международными организациями; активизировать деятельность по популяризации инновационных проектов Союзного государства путем публикации наиболее ярких работ по инновационной тематике, выпуска журнала (бюллетеня), нацеленного на популяризацию инновационной деятельности государств-участников, а также сборников работ по тематическим направлениям инноваций для специалистов; считать целесообразным создание совместного информационного портала для поддержки развития научно-технической и инновационной деятельности.

Учитывая особую значимость приграничных территорий в развитии и обеспечении национальной (региональной) безопасности, участники конференции считают необходимым провести анализ действующих договоров, соглашений, других нормативных правовых актов государственного и местного уровней в сфере приграничного сотрудничества и обеспечения региональной безопасности; рассматривать проведение политики эффективного развития приграничных территорий как жизненно важное направление обеспечения безопасности государств-участников и Союзного государства в целом; сосредоточить внимание на комплексном решении вопросов приграничного сотрудничества; наладить регулярные встречи для обмена опытом местного самоуправления, стимулирования экономического развития территорий, поддержки малого бизнеса; содействовать приграничным регионам обоих государств в продвижении товаров и услуг, произведенных из местных ресурсов и предназначенных для потребления на территориях сопредельных областей; разрабатывать в инициативном порядке долгосрочные программы развития и обеспечения безопасности приграничных регионов.

___________________

Компетентно

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Анатолий ЛОКОТЬ:

– Для Беларуси и России как никогда актуальным является ускорение реализации стратегии модернизации, либерализации и инновационного роста. Для реализации этих стратегий политика Беларуси и России ориентируется на приоритеты инновационного пути развития, создание условий для технологического обновления производства, повышение конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники.
Немаловажно и то, что за годы существования Союзного государства создано значительное количество объектов союзной собственности, а ее законодательное оформление позволило приступить к созданию нормативной правовой базы по учету, оценке и управлению объектами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета, в том числе объектами интеллектуальной собственности.

Заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства Альберт СТЕПАНОВ:

– Состав имущества Союзного государства должен обеспечивать деятельность органов управления Союзного государства, некоммерческих и коммерческих организаций, созданных для реализации функций Союзного государства в оборонной, транспортной, энергетической сферах и гидрометеорологии, геодезии и картографии. К ведению Союзного государства могут быть отнесены вопросы, требующие приобретения в собственность и на иных правах обособленного имущества для функционирования региональной группировки войск и объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил государств-участников, а также иного имущества, необходимого для деятельности органов управления Союзного государства.

ВРИО директора Института экономики НАН Беларуси Андрей МАРКОВ:

– В качестве первого шага на пути к созданию единого научно-инновационного пространства Союзного государства необходимо выработать алгоритм интеграции и выбрать его форму, для чего потребуется провести комплексную оценку стартовых условий обеих стран, включая анализ сложившейся практики проведения исследований, их организации и механизмов финансирования, возможностей материально-технической базы по обеспечению исследований и кадрового потенциала.
Следующим этапом инновационного строительства должна стать разработка методологии проведения совместных исследований и разработок, в основу которой могут быть положены принципы полидисциплинарности и институционального финансирования.
Итоговым результатом этой работы должны стать концепция и программа интеграционного развития научно-инновационной сферы Союзного государства, которые должны быть утверждены его Парламентским Собранием.

Директор фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Наталья ЖЕРНОСЕК:

– В состав имущества, которое может быть признано собственностью Союзного государства, не следует включать все имущество, созданное или приобретенное для обеспечения выполнения союзных программ и проектов. К таким видам имущества можно отнести, например, оборудование для испытаний и технического обеспечения выполнения союзных программ, коммуникационные линии связи, научно-технические отчеты, конструкторские, технологические проекты, опытные и экспериментальные образцы.
По нашему мнению, не следует передавать в собственность Союзного государства имущество, обеспечивающее безопасность стран-участников, в частности имущество пограничных и таможенных переходов (здания и сооружения режимного характера, оборудование контрольного и охранного назначения, защищенные и режимные коммуникационные линии связи и т.п.), имущество информационно-вычислительного центра Государственного таможенного комитета, жилые дома на погранзаставах для служащих Государственного пограничного комитета, оборудование командных пунктов Министерства обороны, оборудование для обеспечения оперативно-разыскной деятельности МИД и Комитета государственной безопасности, а также имущественный комплекс Гомельского специализированного диспансера, финансирование завершения строительства и оснащение медицинским оборудованием которого осуществлялись в том числе и за счет бюджета Республики Беларусь и Резервного фонда Президента Республики Беларусь.

Заместитель директора по науке лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ Юрий Потребенников:

– Одной из актуальнейших задач, связанных с повышением конкурентоспособности и эффективности экономик Беларуси и России, является превращение результатов исследований в области фундаментальной науки в практически значимый продукт, пригодный для решения конкретных задач социально-экономического развития, то есть коммерциализация этих результатов. Решению такой задачи в одной из наиболее технологоемких областей фундаментальных исследований – физике высоких энергий – препятствует отсутствие на территории Союзного государства Беларуси и России соответствующей конкурентоспособной базы мирового уровня для получения новых знаний в этой области. На устранение этой проблемы нацелена разрабатываемая Программа Союзного государства «Центр фундаментальных исследований и инновационных разработок на основе ускорительного комплекса «НИКА».

Главный научный сотрудник Института государства и права РАН Николай МИХАЙЛОВ:

– В контексте условий заключенного в 1999 году между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора «О создании Союзного государства» просматривается задача по созданию основ единого правового пространства, с охватом сфер различной отраслевой направленности. Это требует взаимоувязки норм различных законодательных актов России и Беларуси, определяющих правовое положение и регулирование деятельности субъектов предпринимательства, в том числе в сфере инноваций, что обусловлено целями и принципами создания Союзного государства.
Для эффективного разрешения рассматриваемых проблем необходимо учитывать особенности правового статуса субъектов предпринимательства. Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь базовыми законодательными актами, регулирующими предпринимательство, являются гражданские кодексы каждой страны, которым в соответствующих национальных правовых системах отводится центральное место в закреплении организационно-правовых форм корпоративных субъектов и регулировании предпринимательской деятельности, в том числе инновационной. С учетом проведенного сопоставления предусмотренных законодательством организационно-правовых форм субъектов предпринимательства России и Беларуси следует исходить из фактического сходства определений понятия «предпринимательская деятельность», зафиксированного в рассматриваемых гражданских кодексах.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  2. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  3. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  4. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство
  5. Китайское судно могло намеренно повредить кабели в Балтийском море
  6. 25 украинских беспилотников сбили за ночь над территорией РФ
  7. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  8. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  9. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  10. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  11. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  12. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  13. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  14. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  15. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также