Девиз - ускорение
От научно-технического сотрудничества – к инновационному. Медведев и Лукашенко – «за» Секция «Инновационное развитие России и Беларуси – приоритет программ Союзного государства» прошла в Таврическом дворце под эгидой комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и по бюджету и финансам с участием российских и белорусских депутатов, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, государственных органов, бизнес-сообществ, ведущих ученых двух стран и экспертов в области инноваций, руководителей крупнейших научных и учебных учреждений. Ими были рассмотрены, в частности, возможности и перспективы сотрудничества Беларуси и России в инновационной сфере, ее государственное регулирование, теория и методология развития, создание информационных сетей и технологий, в том числе в рамках программ Союзного государства, и другие вопросы.
Секция «Инновационное развитие России и Беларуси – приоритет программ Союзного государства» прошла в Таврическом дворце под эгидой комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и по бюджету и финансам с участием российских и белорусских депутатов, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, государственных органов, бизнес-сообществ, ведущих ученых двух стран и экспертов в области инноваций, руководителей крупнейших научных и учебных учреждений. Ими были рассмотрены, в частности, возможности и перспективы сотрудничества Беларуси и России в инновационной сфере, ее государственное регулирование, теория и методология развития, создание информационных сетей и технологий, в том числе в рамках программ Союзного государства, и другие вопросы. Сотрудничество двух стран в научно-технической и инновационной сферах проходит в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о научно-техническом сотрудничестве, подписанного 27 февраля 1996 года, Договора о создании Союзного государства и Программы действий России и Беларуси по реализации положений Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Уже тогда была поставлена задача создать на территории Союзного государства единое научно-технологическое пространство, что предполагает не только совместное использование научно-технических потенциалов двух стран, но и, как следствие, рост конкурентоспособности наших экономик. Основные направления научно-технической и инновационной политики формируются в рамках государственных приоритетов развития, что закреплено в Постановлении Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 года №9. Она предусматривает создание соответствующих двусторонних структур, форм и механизмов коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, трансфера технологий, финансирования совместных программ и проектов. Сегодня фактором, закрепляющим выбранный курс, являются позиции двух президентов, заявивших о приоритетности инновационного развития и России, и Беларуси.
Однако темпы формирования единого инновационного пространства Союзного государства, по мнению участников конференции, недостаточно высоки, что может представлять опасность для социально-экономического развития и национальной безопасности двух стран. Потенциал инновационного взаимодействия реализован лишь частично. Отсутствуют правовые и экономические механизмы, стимулирующие как инвестирование в научно-исследовательские работы, так и финансирование их коммерциализации.
Нормативно-правовая база, регламентирующая инновационную деятельность в рамках Союзного государства, требует развития и совершенствования.
Инновационные ресурсы по большинству программ не капитализированы, не используются для пополнения общего бюджета, не учтены и не охраняются от незаконного использования другими лицами и организациями. Механизмы коммерциализации результатов научных исследований не развиты, что не позволяет в достаточной мере использовать научные достижения для удовлетворения потребностей экономики и общества Беларуси и России.
Как говорится, есть над чем работать всем союзным строителям.
Для создания инновационного пространства, которое бы не только объединило национальные ресурсы Беларуси и России, но и обеспечило устойчивое, системное развитие наших экономик, необходима, по мнению участников заседания, межгосударственная программа, включающая стратегию инновационного сотрудничества на долгосрочный период, прежде всего по таким направлениям, как внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности, разработка современных технологий по ряду направлений, включая наноматериалы и нанотехнологии. Особое внимание необходимо уделить формированию перечня приоритетных научно-технических и инновационных программ и проектов – исходя из условий их возможной практической реализации. Причем приоритет должен быть отдан проектам, выходящим на беспрецедентные решения, а долгосрочное инновационное сотрудничество ориентировано на практическую реализацию достижений фундаментальной и прикладной науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития Беларуси и России.
Исходя из этого, участники заседания секции рекомендовали заинтересованным сторонам активизировать использование научного потенциала Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук – для совместного выполнения проблемно-ориентированных фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний, которые должны составлять основу научно-технических и инновационных программ Союзного государства, а также совместно полученных знаний в создании наукоемких производств и технологий. Не бояться использовать и механизмы государственно-частного партнерства в реализации научно-технических и инновационных программ и проектов. Создать систему сквозного планирования реализации крупных совместных инновационных проектов, связанных с межгосударственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники – от этапа разработки технологий до стадии их широкого коммерческого использования.
По мнению высокого собрания, для совершенствования механизма управления программами Союзного государства целесообразно включить в бюджет Союзного государства отдельной строкой расходы на научно-методическое обеспечение. Ускорить принятие изменений и дополнений в Порядок формирования и исполнения бюджета и разработку нормативных правовых актов Союзного государства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Союзного государства, о порядке и размерах авансовых платежей за работы и оказанные услуги. Определить порядок списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из союзного бюджета, в случае ликвидации предприятия-должника. Ускорить разработку нормативно-правовой базы по учету, оценке активов и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства. Считать приоритетной реализацию Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства. Предусмотреть в расходах бюджета Союзного государства средства на финансирование работ по учету собственности Союзного государства (научно-технической продукции, опытных, экспериментальных и макетных образцов, других материальных и нематериальных объектов собственности), созданных в рамках программ и мероприятий Союзного государства. Проработать вопросы создания единой системы научно-технической экспертизы проектов программ Союзного государства, участвующих в конкурсном отборе для финансирования за счет бюджета Союзного государства.
Активизировать в этом направлении и работу Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства, основанного Национальной академией наук Беларуси и Российской академией наук при участии Постоянного Комитета Союзного государства.
Для улучшения условий инновационного сотрудничества приступить к формированию многостороннего механизма разрешения споров, возникающих при осуществлении инновационной деятельности. В целях повышения эффективности информационно-аналитического сопровождения инновационного взаимодействия Беларуси и России в рамках строительства Союзного государства считать целесообразным: расширить практику проведения совместных научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов» и дискуссий по направлениям инновационной деятельности государств-участников; осуществлять ежегодное планирование участия в международных научно-технических и инновационных выставках и форумах, проводимых в Республике Беларусь и в Российской Федерации, а также консультации по вопросам сотрудничества с третьими странами и международными организациями; активизировать деятельность по популяризации инновационных проектов Союзного государства путем публикации наиболее ярких работ по инновационной тематике, выпуска журнала (бюллетеня), нацеленного на популяризацию инновационной деятельности государств-участников, а также сборников работ по тематическим направлениям инноваций для специалистов; считать целесообразным создание совместного информационного портала для поддержки развития научно-технической и инновационной деятельности.
Учитывая особую значимость приграничных территорий в развитии и обеспечении национальной (региональной) безопасности, участники конференции считают необходимым провести анализ действующих договоров, соглашений, других нормативных правовых актов государственного и местного уровней в сфере приграничного сотрудничества и обеспечения региональной безопасности; рассматривать проведение политики эффективного развития приграничных территорий как жизненно важное направление обеспечения безопасности государств-участников и Союзного государства в целом; сосредоточить внимание на комплексном решении вопросов приграничного сотрудничества; наладить регулярные встречи для обмена опытом местного самоуправления, стимулирования экономического развития территорий, поддержки малого бизнеса; содействовать приграничным регионам обоих государств в продвижении товаров и услуг, произведенных из местных ресурсов и предназначенных для потребления на территориях сопредельных областей; разрабатывать в инициативном порядке долгосрочные программы развития и обеспечения безопасности приграничных регионов.
___________________
Компетентно
Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Анатолий ЛОКОТЬ:
– Для Беларуси и России как никогда актуальным является ускорение реализации стратегии модернизации, либерализации и инновационного роста. Для реализации этих стратегий политика Беларуси и России ориентируется на приоритеты инновационного пути развития, создание условий для технологического обновления производства, повышение конкурентоспособности в сфере производства высокотехнологичной продукции, основанной на достижениях современной науки и техники.
Немаловажно и то, что за годы существования Союзного государства создано значительное количество объектов союзной собственности, а ее законодательное оформление позволило приступить к созданию нормативной правовой базы по учету, оценке и управлению объектами, созданными и приобретенными за счет средств союзного бюджета, в том числе объектами интеллектуальной собственности.
Заместитель Государственного секретаря Союзного государства – член Постоянного Комитета Союзного государства Альберт СТЕПАНОВ:
– Состав имущества Союзного государства должен обеспечивать деятельность органов управления Союзного государства, некоммерческих и коммерческих организаций, созданных для реализации функций Союзного государства в оборонной, транспортной, энергетической сферах и гидрометеорологии, геодезии и картографии. К ведению Союзного государства могут быть отнесены вопросы, требующие приобретения в собственность и на иных правах обособленного имущества для функционирования региональной группировки войск и объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил государств-участников, а также иного имущества, необходимого для деятельности органов управления Союзного государства.
ВРИО директора Института экономики НАН Беларуси Андрей МАРКОВ:
– В качестве первого шага на пути к созданию единого научно-инновационного пространства Союзного государства необходимо выработать алгоритм интеграции и выбрать его форму, для чего потребуется провести комплексную оценку стартовых условий обеих стран, включая анализ сложившейся практики проведения исследований, их организации и механизмов финансирования, возможностей материально-технической базы по обеспечению исследований и кадрового потенциала.
Следующим этапом инновационного строительства должна стать разработка методологии проведения совместных исследований и разработок, в основу которой могут быть положены принципы полидисциплинарности и институционального финансирования.
Итоговым результатом этой работы должны стать концепция и программа интеграционного развития научно-инновационной сферы Союзного государства, которые должны быть утверждены его Парламентским Собранием.
Директор фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Наталья ЖЕРНОСЕК:
– В состав имущества, которое может быть признано собственностью Союзного государства, не следует включать все имущество, созданное или приобретенное для обеспечения выполнения союзных программ и проектов. К таким видам имущества можно отнести, например, оборудование для испытаний и технического обеспечения выполнения союзных программ, коммуникационные линии связи, научно-технические отчеты, конструкторские, технологические проекты, опытные и экспериментальные образцы.
По нашему мнению, не следует передавать в собственность Союзного государства имущество, обеспечивающее безопасность стран-участников, в частности имущество пограничных и таможенных переходов (здания и сооружения режимного характера, оборудование контрольного и охранного назначения, защищенные и режимные коммуникационные линии связи и т.п.), имущество информационно-вычислительного центра Государственного таможенного комитета, жилые дома на погранзаставах для служащих Государственного пограничного комитета, оборудование командных пунктов Министерства обороны, оборудование для обеспечения оперативно-разыскной деятельности МИД и Комитета государственной безопасности, а также имущественный комплекс Гомельского специализированного диспансера, финансирование завершения строительства и оснащение медицинским оборудованием которого осуществлялись в том числе и за счет бюджета Республики Беларусь и Резервного фонда Президента Республики Беларусь.
Заместитель директора по науке лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ Юрий Потребенников:
– Одной из актуальнейших задач, связанных с повышением конкурентоспособности и эффективности экономик Беларуси и России, является превращение результатов исследований в области фундаментальной науки в практически значимый продукт, пригодный для решения конкретных задач социально-экономического развития, то есть коммерциализация этих результатов. Решению такой задачи в одной из наиболее технологоемких областей фундаментальных исследований – физике высоких энергий – препятствует отсутствие на территории Союзного государства Беларуси и России соответствующей конкурентоспособной базы мирового уровня для получения новых знаний в этой области. На устранение этой проблемы нацелена разрабатываемая Программа Союзного государства «Центр фундаментальных исследований и инновационных разработок на основе ускорительного комплекса «НИКА».
Главный научный сотрудник Института государства и права РАН Николай МИХАЙЛОВ:
– В контексте условий заключенного в 1999 году между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора «О создании Союзного государства» просматривается задача по созданию основ единого правового пространства, с охватом сфер различной отраслевой направленности. Это требует взаимоувязки норм различных законодательных актов России и Беларуси, определяющих правовое положение и регулирование деятельности субъектов предпринимательства, в том числе в сфере инноваций, что обусловлено целями и принципами создания Союзного государства.
Для эффективного разрешения рассматриваемых проблем необходимо учитывать особенности правового статуса субъектов предпринимательства. Как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь базовыми законодательными актами, регулирующими предпринимательство, являются гражданские кодексы каждой страны, которым в соответствующих национальных правовых системах отводится центральное место в закреплении организационно-правовых форм корпоративных субъектов и регулировании предпринимательской деятельности, в том числе инновационной. С учетом проведенного сопоставления предусмотренных законодательством организационно-правовых форм субъектов предпринимательства России и Беларуси следует исходить из фактического сходства определений понятия «предпринимательская деятельность», зафиксированного в рассматриваемых гражданских кодексах.