САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Программы соседства

Приграничное партнерство должно стать приоритетным проектом Наталья ЕРЕМИНА, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ: – В условиях глобализации развитие государства зависит как от его способностей к объединению с другими государствами и участию в проектах, выходящих за пределы национальных границ, так и от положения субгосударственного уровня, то есть регионов в его составе, в том числе от их вовлеченности в мировые процессы.

Приграничное партнерство должно стать приоритетным проектом

Наталья ЕРЕМИНА, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ:
– В условиях глобализации развитие государства зависит как от его способностей к объединению с другими государствами и участию в проектах, выходящих за пределы национальных границ, так и от положения субгосударственного уровня, то есть регионов в его составе, в том числе от их вовлеченности в мировые процессы. Поэтому в развитии интеграционных планов нельзя забывать о необходимости повышения значения регионально-локального уровня управления в интегрирующихся государствах. С этой точки зрения программы приграничного сотрудничества, учитывающие конкретные характеристики и задачи определенных регионов государств – участников интеграции, – оптимальный инструмент, позволяющий одновременно реализовать задачи укрепления регионального уровня и упрочения интеграционного движения.
Эффективное управление здесь связано с тем, как в программах сотрудничества учитывается такой мощный фактор, как социальное партнерство. Само социальное партнерство – предопределенный инструмент для интенсификации территориального сотрудничества. Так, в регионах, находящихся под влиянием глобализации, формируется особое партнерство государственных органов власти с различными участниками экономической деятельности, гражданским обществом. Это тот самый фактор, на который рационально ориентироваться при формировании и реализации программ приграничного сотрудничества.
Социальное партнерство необходимо понимать как достижение согласованного взаимодействия государственных органов власти, бизнеса, негосударственных акторов и гражданского общества в целом через диалог.
Данная задача актуальна как отдельно для России и Беларуси, так и для Союзного государства в целом.
В России и Беларуси приняты законодательные решения, затрагивающие вопросы социального партнерства. Это прежде всего Трудовые кодексы государств. При этом в России также отдельные постановления в этом вопросе были приняты на уровне регионов. В Беларуси взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов является конституционной нормой (статья 14 Конституции Республики Беларусь). В целом система партнерства в России и Беларуси включает в себя возможные консультации заинтересованных сторон. В настоящее время и в России, и в Беларуси происходит формирование общих принципов в этом вопросе. Это влияет на ситуацию в Союзном государстве. Однако тенденция на упоминание в документах и определение важности использования этого механизма на практике уже есть. В качестве примера можно привести такие документы, как периодические Концепции социального развития Союзного государства и Постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства о концептуальных основах и прогнозных оценках социального развития Союзного государства. В данных документах отражено стремление к созданию единого социального пространства и разработке единых критериев понимания социального развития.
Практически аналогичная ситуация существует вокруг вопроса о законодательной базе приграничного сотрудничества.
В России и Беларуси были приняты во внимание положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве. Правовые основы приграничного сотрудничества образуют положения Конституций, соответствующих договоров и соглашений и др. В России также действует собственная концепция приграничного сотрудничества.
В целом Россия и Беларусь понимают приграничное сотрудничество, в отличие от государств ЕС, прежде всего как сотрудничество именно органов власти, а не населения, что сокращает социальную базу и возможности использования социального партнерства и, соответственно, эффективность реализации программ сотрудничества.
Приграничное сотрудничество между Россией и Беларусью определяется Договором 1999 года, многочисленными нормативными актами и другими инструментами. Вместе они создают базу для тесного общения приграничных регионов как на уровне бизнес-структур, так и на уровне межличностного общения.
Если посмотреть отдельные соглашения о сотрудничестве, например Соглашение между Смоленской областью и Гродненской областью, которое было подписано уже в 1999 году, то стоит отметить, что в Соглашении указана необходимость подключать через механизм консультаций все заинтересованные стороны для развития сотрудничества, при этом фирмы и предприятия могут устанавливать прямые контакты друг с другом. Фактически здесь речь идет об использовании потенциала социального партнерства. Однако на практике в интенсификации приграничного сотрудничества сохраняются определенные сложности.
Необходимо особое внимание уделить правовой базе, предоставив регионам соответствующие компетенции, которые должны быть едиными и признанными с обеих сторон и быть основанными на широком социальном партнерстве. Союзному государству важны проекты, которые создаются совместно бизнесом и государственными структурами при широкой общественной поддержке. И именно взаимовыгодные программы, ориентированные на нужды населения и вовлекающие в процесс реализации многих участников, становятся наиболее эффективными.
Важно учитывать, что Россия и Беларусь обладают возможностями перенимать опыт ЕС в области использования потенциала социального партнерства в приграничном сотрудничестве. Это деятельность в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства, участие в программах «Восточное партнерство» и «Северное измерение». Любое приграничное сотрудничество Беларуси и России благодаря инструментам и механизмам, предлагаемым ЕС, означает необходимость установления социального партнерства, то есть не только сотрудничество государственных органов власти, но также непосредственно и межличностное общение всех заинтересованных сторон. Таким образом, формируется установка на широкую социальную поддержку и привлечение различных партнеров, что предполагает необходимость задействовать потенциал социального партнерства, существующий в приграничных регионах.
Белорусско-российское приграничье составляют 6 областей: Витебская, Могилевская, Гомельская (Республика Беларусь), Псковская, Смоленская, Брянская (Российская Федерация). При этом наибольшее число соглашений Беларусь имеет с 10 российскими регионами. Среди лидеров – Калининградская, Саратовская, Брянская, Московская и Тюменская области, Москва, Санкт-Петербург. Уже из этого перечисления можно сделать вывод, что в большей степени развито межрегиональное, а не приграничное сотрудничество. Из непосредственно пограничных областей весьма активна Смоленская область, имеющая соглашения с рядом белорусских областей. При этом наиболее успешные примеры с точки зрения фактора социального партнерства в приграничном сотрудничестве представляют собой программы гуманитарной сферы и развития туризма.
Итак, как само приграничное партнерство еще не стало приоритетным в интеграционном проекте, так в нем и не используется должным образом потенциал социального партнерства. Однако существует настоятельная необходимость именно на региональном уровне через механизмы социального партнерства добиваться поставленных целей в развитии приграничного сотрудничества в рамках Союзного государства, что может стать фактором интенсификации интеграции и вытянуть за собой весь комплекс двусторонних отношений.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также