Программы соседства
Приграничное партнерство должно стать приоритетным проектом Наталья ЕРЕМИНА, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ: – В условиях глобализации развитие государства зависит как от его способностей к объединению с другими государствами и участию в проектах, выходящих за пределы национальных границ, так и от положения субгосударственного уровня, то есть регионов в его составе, в том числе от их вовлеченности в мировые процессы.
Наталья ЕРЕМИНА, кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ:
– В условиях глобализации развитие государства зависит как от его способностей к объединению с другими государствами и участию в проектах, выходящих за пределы национальных границ, так и от положения субгосударственного уровня, то есть регионов в его составе, в том числе от их вовлеченности в мировые процессы. Поэтому в развитии интеграционных планов нельзя забывать о необходимости повышения значения регионально-локального уровня управления в интегрирующихся государствах. С этой точки зрения программы приграничного сотрудничества, учитывающие конкретные характеристики и задачи определенных регионов государств – участников интеграции, – оптимальный инструмент, позволяющий одновременно реализовать задачи укрепления регионального уровня и упрочения интеграционного движения.
Эффективное управление здесь связано с тем, как в программах сотрудничества учитывается такой мощный фактор, как социальное партнерство. Само социальное партнерство – предопределенный инструмент для интенсификации территориального сотрудничества. Так, в регионах, находящихся под влиянием глобализации, формируется особое партнерство государственных органов власти с различными участниками экономической деятельности, гражданским обществом. Это тот самый фактор, на который рационально ориентироваться при формировании и реализации программ приграничного сотрудничества.
Социальное партнерство необходимо понимать как достижение согласованного взаимодействия государственных органов власти, бизнеса, негосударственных акторов и гражданского общества в целом через диалог.
Данная задача актуальна как отдельно для России и Беларуси, так и для Союзного государства в целом.
В России и Беларуси приняты законодательные решения, затрагивающие вопросы социального партнерства. Это прежде всего Трудовые кодексы государств. При этом в России также отдельные постановления в этом вопросе были приняты на уровне регионов. В Беларуси взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов является конституционной нормой (статья 14 Конституции Республики Беларусь). В целом система партнерства в России и Беларуси включает в себя возможные консультации заинтересованных сторон. В настоящее время и в России, и в Беларуси происходит формирование общих принципов в этом вопросе. Это влияет на ситуацию в Союзном государстве. Однако тенденция на упоминание в документах и определение важности использования этого механизма на практике уже есть. В качестве примера можно привести такие документы, как периодические Концепции социального развития Союзного государства и Постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства о концептуальных основах и прогнозных оценках социального развития Союзного государства. В данных документах отражено стремление к созданию единого социального пространства и разработке единых критериев понимания социального развития.
Практически аналогичная ситуация существует вокруг вопроса о законодательной базе приграничного сотрудничества.
В России и Беларуси были приняты во внимание положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве. Правовые основы приграничного сотрудничества образуют положения Конституций, соответствующих договоров и соглашений и др. В России также действует собственная концепция приграничного сотрудничества.
В целом Россия и Беларусь понимают приграничное сотрудничество, в отличие от государств ЕС, прежде всего как сотрудничество именно органов власти, а не населения, что сокращает социальную базу и возможности использования социального партнерства и, соответственно, эффективность реализации программ сотрудничества.
Приграничное сотрудничество между Россией и Беларусью определяется Договором 1999 года, многочисленными нормативными актами и другими инструментами. Вместе они создают базу для тесного общения приграничных регионов как на уровне бизнес-структур, так и на уровне межличностного общения.
Если посмотреть отдельные соглашения о сотрудничестве, например Соглашение между Смоленской областью и Гродненской областью, которое было подписано уже в 1999 году, то стоит отметить, что в Соглашении указана необходимость подключать через механизм консультаций все заинтересованные стороны для развития сотрудничества, при этом фирмы и предприятия могут устанавливать прямые контакты друг с другом. Фактически здесь речь идет об использовании потенциала социального партнерства. Однако на практике в интенсификации приграничного сотрудничества сохраняются определенные сложности.
Необходимо особое внимание уделить правовой базе, предоставив регионам соответствующие компетенции, которые должны быть едиными и признанными с обеих сторон и быть основанными на широком социальном партнерстве. Союзному государству важны проекты, которые создаются совместно бизнесом и государственными структурами при широкой общественной поддержке. И именно взаимовыгодные программы, ориентированные на нужды населения и вовлекающие в процесс реализации многих участников, становятся наиболее эффективными.
Важно учитывать, что Россия и Беларусь обладают возможностями перенимать опыт ЕС в области использования потенциала социального партнерства в приграничном сотрудничестве. Это деятельность в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства, участие в программах «Восточное партнерство» и «Северное измерение». Любое приграничное сотрудничество Беларуси и России благодаря инструментам и механизмам, предлагаемым ЕС, означает необходимость установления социального партнерства, то есть не только сотрудничество государственных органов власти, но также непосредственно и межличностное общение всех заинтересованных сторон. Таким образом, формируется установка на широкую социальную поддержку и привлечение различных партнеров, что предполагает необходимость задействовать потенциал социального партнерства, существующий в приграничных регионах.
Белорусско-российское приграничье составляют 6 областей: Витебская, Могилевская, Гомельская (Республика Беларусь), Псковская, Смоленская, Брянская (Российская Федерация). При этом наибольшее число соглашений Беларусь имеет с 10 российскими регионами. Среди лидеров – Калининградская, Саратовская, Брянская, Московская и Тюменская области, Москва, Санкт-Петербург. Уже из этого перечисления можно сделать вывод, что в большей степени развито межрегиональное, а не приграничное сотрудничество. Из непосредственно пограничных областей весьма активна Смоленская область, имеющая соглашения с рядом белорусских областей. При этом наиболее успешные примеры с точки зрения фактора социального партнерства в приграничном сотрудничестве представляют собой программы гуманитарной сферы и развития туризма.
Итак, как само приграничное партнерство еще не стало приоритетным в интеграционном проекте, так в нем и не используется должным образом потенциал социального партнерства. Однако существует настоятельная необходимость именно на региональном уровне через механизмы социального партнерства добиваться поставленных целей в развитии приграничного сотрудничества в рамках Союзного государства, что может стать фактором интенсификации интеграции и вытянуть за собой весь комплекс двусторонних отношений.