Поиск компромисса
Перед запуском Таможенного союза ситуация осложнилась Неучастие Премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского в заявленной на 28 мая в Санкт-Петербурге повторной встрече премьер-министров Беларуси, России и Казахстана связано с «сохранением ряда нерешенных вопросов в Таможенном союзе». Однако Беларусь по-прежнему готова к введению в действие в полном объеме единой таможенной территории ТС.
Неучастие Премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского в заявленной на 28 мая в Санкт-Петербурге повторной встрече премьер-министров Беларуси, России и Казахстана связано с «сохранением ряда нерешенных вопросов в Таможенном союзе». Однако Беларусь по-прежнему готова к введению в действие в полном объеме единой таможенной территории ТС. Напомним, 21 мая на встрече в Санкт-Петербурге премьер-министры трех стран не смогли согласовать все чувствительные позиции по Таможенному союзу. Стороны договорились продолжить консультации в течение двух недель на экспертном уровне.
– За неделю эксперты смогли найти взаимопонимание по ряду вопросов, но не по всем. Поэтому белорусская сторона посчитала преждевременным участие в заявленной встрече, – подчеркнул пресс-секретарь Премьер-министра Беларуси Александр Тимошенко.
Критики Таможенного союза сразу заговорили о провале этого грандиозного интеграционного проекта, но, как всегда, поторопились. 1 июня в Минске Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с первым заместителем Председателя Правительства РФ Игорем Шуваловым заявил, что Беларусь, Казахстан и Россия могут договориться о двух-трех вопросах в рамках Таможенного союза, которые являются чувствительными для трех стран.
– Единственное, мы хотели бы, чтобы все было прилично и чтобы любые наши отношения были основаны на равноправии и уважении. Если мы это будем видеть, пойдем на любые компромиссы, любые уступки, которые, может быть, на какой-то промежуток времени будут и трудноваты, и чувствительны для нас, – сказал президент. – Но если даже нам где-то будет выгодно, но мы увидим притеснение наших интересов и неуважение как к государству, так и к нашему народу, то мы на это, конечно, не пойдем.
Александр Лукашенко подчеркнул, что Беларусь всегда была сторонником интеграционных процессов. «Это не дежурные слова для публики. Это наш имидж – самой интернациональной страны на постсоветском пространстве, и мы всегда выступали за интеграцию, даже когда о ней боялись говорить», – отметил глава государства. Он также добавил, что Беларусь «не хотела бы отходить от этого имиджевого характера государства и всегда будет придерживаться этой политики, стратегии и тактики на перспективу».
– Мы не хотим использовать никакие преимущества нашего государства, прежде всего в ущерб россиянам. Да у нас и нет каких-то больших претензий к другим государствам с точки зрения наших интересов, в том числе и к Казахстану, – подчеркнул Александр Лукашенко.
Мы обратились за дополнительными комментариями в Федеральную таможенную службу России, где нам рассказали, что в последнее время работа по созданию ТС идет особенно напряженно. Был решен ряд принципиальных вопросов, но напоследок осталось несколько «крепких орешков».
Одним из таких «орешков» остается вопрос о пошлинах на нефть. Нет решения и по автомобильным пошлинам. В частности, эти две проблемы уже не могут решить сами таможенники, здесь следует ждать решения на высшем уровне.
В ФТС также отметили, что, несмотря ни на что, Беларусь в отношении таможенного сотрудничества все равно ближе к России, чем Казахстан, благодаря многолетнему сотрудничеству в рамках Союзного государства, поэтому слушать некоторых журналистов, говорящих о провале ТС, просто недальновидно.
Таких жестких кордонов, как с Казахстаном, на российско-белорусской границе уже нет давно. Мало того, как сообщил начальник Аналитического управления ФТС России Владимир Ивин, Россия и Беларусь уже полностью готовы к снятию таможенных границ.
Напротив, с созданием ТС Россия не намерена оголять российско-казахстанскую границу. «Это не Союзное государство, – объяснил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Некрасов. – Пересечение границы с Казахстаном будет возможно только в официальных пунктах пропуска. Из них уйдет санитарный, фитосанитарный и прочий контроль, который переносится на внешние границы ТС. Но пограничный контроль сохранится, как и отдельные элементы таможенного контроля».
Это вполне объяснимо: поскольку границы Казахстана с соседними Киргизией и Китаем обустроены недостаточно хорошо, российские власти опасаются потока контрабанды и увеличения наркотрафика из этих стран. Таким образом, пограничные пункты пропуска на границе с Казахстаном сохранятся на неопределенно долгое время. С Беларусью, повторимся, граница в обычном понимании уже давно отсутствует.
В ФТС призвали не драматизировать ситуацию и набраться терпения. Несмотря на все существующие ныне сложности и разногласия, награда для экономик трех стран может оказаться весьма существенной. Как ранее отмечал глава Правительства Беларуси Сергей Сидорский: «Пусть наши вице-премьеры и сидят порой до ночи, но по многим вопросам они выравнивают позиции и находят компромиссные решения».
Иван Николаев