Бобруйск – Сокольники:
в пользу семейной экономики С советских времен в наших странах очень популярно движение породненных административных пунктов. Побратимами становились и становятся области, города, районы. И я помню, с каким энтузиазмом всегда формировались многочисленные делегации для поездок в города-побратимы, особенно если они находились в дружественной нам загранице.
С советских времен в наших странах очень популярно движение породненных административных пунктов. Побратимами становились и становятся области, города, районы. И я помню, с каким энтузиазмом всегда формировались многочисленные делегации для поездок в города-побратимы, особенно если они находились в дружественной нам загранице. Уже много лет московский район Сокольники дружит с белорусским городом Бобруйском. Встречи руководства стали доброй традицией, программа совместных мероприятий – от экономики, торговли и до сотрудничества в сфере ЖКХ – составляет не один лист. О конкретной пользе такого сотрудничества для россиян и белорусов рассказывает глава управы района Сокольники Александр КасьЯнов.
– Что касается скептицизма в отношении некоторой затратности движения побратимов, скажу, что критики абсолютно не правы. Скорее, все те недостатки сотрудничества, которые были типичны для советского времени, совершенно нетипичны для сегодняшней ситуации. Особенно если говорить о конкретном взаимодействии между Россией и Беларусью. Наша работа в этом направлении организована в рамках сотрудничества Восточного административного округа и Могилевской области, которые являются побратимами. А наш район уже напрямую работает с городом Бобруйском. Есть абсолютно конкретные планы и программы этого взаимодействия, которые составляются из расчета на три года и каждый год уточняются в зависимости от экономических и социальных потребностей населения.
– Что конкретно получают от этого сотрудничества жители вашего района?
– Вы не встретите у нас ни одного жителя, кто бы ни знал и хотя бы раз ни побывал на районных ярмарках выходного дня. Это абсолютно реальное и конкретное дело. Ярмарка расположена на 2-й Сокольнической – это самое, извините за слово, прикормленное и самое любимое место не только жителей района Сокольники, но и всех москвичей. Здесь постоянно торгуют представители предприятий Могилевской области и Бобруйска. И потребность в такой торговле особенно чувствовалась в кризисный период – так востребованы были белорусские товары! В Сокольниках только за последние два года состоялось около 50 тематических ярмарок, в которых приняло участие более 80 белорусских предприятий, а всего в подобных ярмарках, по нашим подсчетам, участвовали более ста тысяч человек. Преимущественно шла торговля белорусскими промышленными и продовольственными товарами.
– Но ведь это наверняка все равно небольшая доля в структуре торгового оборота в районе Сокольники?
– Но зато это очень ощутимо для семейной экономики! Ведь такая ярмарка восполняет дефицит тех промышленных и продовольственных товаров, которые не могут по таким минимальным ценам дать наши производители в сфере потребительского рынка. Белорусы очень здорово закрывают эту нишу. А потом ведь что везут? Везут то, что востребовано. Подобные ярмарки – своеобразный регулятор рыночной экономики. Будешь производить то, что невостребовано, – не продашь. А путь неблизкий, и так называемая гужнадбавка (ведь за перевоз надо платить огромные деньги) и преодоление границы – эта тема отдельного разговора… Если привезти тот товар, который не будет продаваться, – прогорят продавцы. Поэтому торговлю – как и должно быть – регулируют потребности наших жителей. Естественно, везут в первую очередь колбасные изделия – они самые востребованные, потому что качество значительно выше, чем у российских предпринимателей. Колбаса и колбасные изделия из «живого» мяса делаются без каких-либо добавок. И не в таких больших объемах, поэтому производство легче проконтролировать. У белорусов и технологии несколько иные – мы с делегацией были на колбасных заводах и видели, в каких стерильных условиях все это делается. Могу подтвердить, что колбасы у них очень высокого качества. Привозят также хлебобулочные изделия, которые производятся удивительно большим ассортиментом, молочные продукты – особенно сыр востребован.
– Но ведь Беларусь – это еще и страна, производящая картофель. А вот его-то как раз и не везут на ярмарки. Почему?
– К сожалению, пока это так. Потому что достаточно накладно: надо привозить огромное количество картофеля, а ведь ярмарка не существует постоянно, она работает всего семь – десять дней, раньше – в течение месяца, а теперь – в течение квартала. Поэтому есть риск не все продать, придется везти назад. Конечно, в этом большая проблема. Мы как раз сейчас над этим и работаем. Есть мысль создать специализированный фирменный магазин «Сокольники – Бобруйск». С собственной базой, где можно хранить и потом реализовывать нераспроданную часть товара уже в магазине. Более того, сейчас планируем в одном из новых домов первый этаж отдать под магазин, в котором будет секция с белорусскими товарами.
– Я часто покупаю белорусский трикотаж, и он мне очень нравится. Но бывает обидно за отечественных производителей, когда покупатели устремляются к белорусским прилавкам, игнорируя российские. Может быть, подобные ярмарки подстегнут самолюбие наших производителей?
– Есть объективные законы рыночной экономики, и от конкуренции никуда не денешься. И наши ярмарки выходного дня – это своеобразный срез макроэкономики, в которой побеждает сильнейший. Белорусский текстиль, трикотаж в Москве очень востребованы, и, как правило, белорусы привозят нам на ярмарки 50 процентов продовольствия, а 50 – промышленных товаров. Очень любят москвичи белорусскую обувь, потому что по такому критерию, как соответствие цены и качества, она выигрывает. Я сам очень часто покупаю товары у белорусских продавцов. Когда мы убедились в том, что ярмарки выходного дня в Сокольниках пользуются большой популярностью и у покупателей, и у продавцов, мы разработали специальную программу поддержки этих мероприятий. Администрация старается предоставить белорусам, как говорится, своеобразный режим благоприятствования в организации торговли. Готовим для них хорошо оборудованные площадки, наглядной агитацией приветствуем гостей, чтобы они знали, как их ждут в Сокольниках. Все торговое оборудование хранится в районе – им не приходится его туда-сюда возить. Продавцам предоставляем места в общежитиях по приемлемой цене и с достойными условиями. Всегда встречаем, даже если они приезжают ночью, и провожаем до места размещения вместе с ГИБДД, если это необходимо. Это все в интересах жителей района. Белорусские товары помогли нам пережить пик кризиса. Вы не найдете ни одного жителя района, который не поддержал бы сам факт существования подобных ярмарок.
– То, что они к нам приезжают, – здорово. А вот с чем мы к ним?..
– Это действительно серьезный вопрос, потому что пока, к сожалению, у нас движение в одну сторону. Мы только ведем переговоры о том, чтобы российские товары пришли на белорусский рынок. У нас, например, есть бывшее оборонное предприятие, которое сейчас стало объединением и включает в себя около 80 предприятий – производителей колбас, парфюмерии, швейной продукции, причем очень хорошего качества. Они производят также уникальные портативные сварочные агрегаты. Вот теперь стоит задача наладить обратный поток товаров в Беларусь, чтобы наш обмен был взаимовыгодным и адекватным.
Беседовала
Татьяна КОНДРАТОВИЧ