САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Здоровая семья – здоровое общество

Семья по-прежнему остается основой российского общества. Обеспечивает развитие личности и создает условия для деятельности других институтов, формирующих человека, определяет характер и эффективность этой деятельности. О самых болезненных проблемах современной семьи рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, доктор юридических наук Елена МИЗУЛИНА.

Семья по-прежнему остается основой российского общества. Обеспечивает развитие личности и создает условия для деятельности других институтов, формирующих человека, определяет характер и эффективность этой деятельности. О самых болезненных проблемах современной семьи рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, доктор юридических наук Елена МИЗУЛИНА. Согласно статье 38 Конституции РФ материнство, семья, детство находятся под защитой государства, которое гарантирует семье с детьми социальную поддержку и помощь. Однако, несмотря на предпринимаемые государством меры, институт семьи остается в кризисе. Растет популярность гражданских браков и, как следствие, – число детей, рожденных вне брака. По сравнению с 1991 годом доля таких детей увеличилась почти в 2 раза. А многодетная семья стала синонимом бедности. По экспертным оценкам, примерно половина российских семей с двумя и две трети с тремя и более детьми имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Наблюдается прямая зависимость материального благополучия семьи с детьми от числа детей. Свидетельством кризиса является и ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей или отказ от них. По экспертным оценкам, только 24,2% случаев расторжения браков сопровождается заключением соглашений об уплате алиментов, в 37,9% случаев взыскание алиментов в пользу детей осуществляется на основании судебного решения.
На фоне кризиса семьи и семейных ценностей неудивителен рост числа семейных конфликтов, к урегулированию которых привлекается суд, ибо сами родители договориться не могут. В 2008 году судами общей юрисдикции было рассмотрено около 18 000 дел, связанных со спорами о воспитании детей, 74 000 дел – о лишении родительских прав или об ограничении в родительских правах.
Еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить сегодня внимание законодателей, – решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не семье как институту, а отдельным ее членам. Поэтому фактически за пределами правового регулирования остаются непосредственные отношения семьи и государства. Тогда как за основу социальных и экономических расчетов должна быть взята семья с обоими родителями и несколькими детьми, а не отдельный работник.
Подход «не семья, а отдельный член семьи» разрушает институт семьи. В реальной жизни семья – это единое целое. В связи с тем что существуют разные типы семей, должны быть разработаны дифференцированные формы поддержки семьи как института. Нынешний подход привел к тому, что все, что нужно для семьи, распределено между различными управленческими структурами. Хотим мы того или нет, но решение любого вопроса, касающегося семьи или отдельного члена семьи, не обходится без массы согласований с различными министерствами и ведомствами. Что занимает массу времени, и вопрос перестает быть актуальным. Многих проблем, связанных с нарушением прав детей, не было бы, если бы существовала система мер поддержки именно семьи и семейного благополучия.
Одной из причин, тормозящих развитие института семьи, является отсталость и противоречивость семейного законодательства. В существующем виде семейное законодательство способно затормозить реализацию как демографической концепции России, так и стратегии развития России-2020, ибо не способствует укреплению института семьи, семейного благополучия, защиты прав детей. Семейный кодекс РФ, принятый в 1996 году, страдает противоречивостью и непоследовательностью, не учитывает современные реалии. Он скорее провоцирует семейные конфликты, нежели помогает их предотвратить. Семейное законодательство не защищает ни детей, ни других членов семьи от нарастающего шквала семейных конфликтов, ибо не содержит «рецептов» защиты ребенка от семейного неблагополучия, не ориентирует на сохранение семьи, достижение согласия между родителями во имя ребенка. Признавая права детей, рожденных вне брака, провозглашая равенство прав родителей, не состоящих в брачных отношениях, и не предусматривая мер, стимулирующих заключение брака между супругами, особенно в случае рождения ребенка, семейное законодательство тем самым провоцирует вступление лиц в фактические брачные отношения, что порождает в силу природной слабости этого типа семейных отношений неизбежные конфликты и незащищенность прежде всего матери и ребенка. Нужны новые подходы и решения, которые учитывали бы новую реальность, в которой совместное воспитание ребенка, ответственность за его судьбу становятся не менее, а может быть, и более востребованной семейной функцией, чем взаимная любовь супругов друг к другу.
Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» (в редакции от 5 октября 2002 года №1129) был принят в период социально-экономической трансформации общества, в условиях политической и экономической нестабильности. Поэтому его Основные направления включали только неотложные мероприятия на переходный период, связанные с выживанием семей. Сегодняшняя государственная семейная политика ориентирована в основном на семьи, нуждающиеся в социальной защите, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, в зоне социального риска. Благополучная семья, выполняющая функции воспроизводства и социализации, оказалась вне поля зрения государства и органов местного самоуправления. Развитие в этом направлении пока идет.
На мой взгляд, необходима системная поддержка: социальная посемейная инфраструктура, досуг, отдых, оздоровление, торговля товарами и продуктами питания. Например, если в семье несколько детей, то должны быть предусмотрены скидки на покупку продуктов, товаров и т.д. Так выстроена индустрия детских товаров и оказания социальных услуг для семей в странах, на которые мы ориентируемся.
России нужна активная социально-демографическая и просемейная политика, обеспечивающая переориентацию всего строя жизни нашего общества на интересы семьи с несколькими детьми. Укрепление института семьи должно быть не просто очередной задачей государства и общества, а последовательной и консолидирующей стратегией России. Каждый ребенок должен жить в семье. Вкладывая средства в благополучие семьи, поддерживая ее, государство тем самым защищает ребенка от сиротства, неблагополучия и от многих других проблем.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  2. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  3. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией
  4. Более 124 тысяч граждан Украины прибыли в Беларусь с начала года
  5. Джо Байдена возмутил ответ РФ на удары западными ракетами
  6. В Тбилиси всю ночь продолжались столкновения протестующих с полицией
  7. Вячеслав Володин: В декабре вступят в силу законы, направленные на защиту детей и традиционных ценностей, а также на поддержку участников СВО
  8. Александр Лукашенко подтвердил заинтересованность в развитии белорусско-палестинского сотрудничества
  9. За ночь 47 украинских беспилотников сбиты над шестью регионами РФ
  10. Вероника Скворцова допустила, что скоро молодежью будут считать людей до 60 лет
  11. Беларусь выдала России женщину, обвиняемую в пособничестве в мошенничестве
  12. Владимир Путин усомнился, что Дональд Трамп в безопасности
  13. Владимир Путин: Мы готовы к переговорам с Киевом на прежних условиях
  14. Парламентское Собрание проведет видеомост Москва – Минск в честь 25-летия Договора о Союзном государстве
  15. Глава Бюро нацбезопасности Польши признал, что РФ побеждает в конфликте на Украине

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также