Барьеры интеграции
Как уберечь Таможенный союз от негативных факторов В Казахстане, Беларуси и России уже появились ярые противники Таможенного союза (ТС). Они могут стать силой, которая помешает осуществить, что было задумано главами трех государств. Пока ТС еще находится в стадии построения, необходимо просчитать все до мелочей, потому что любая ошибка станет громким экономическим скандалом.
В Казахстане, Беларуси и России уже появились ярые противники Таможенного союза (ТС). Они могут стать силой, которая помешает осуществить, что было задумано главами трех государств. Пока ТС еще находится в стадии построения, необходимо просчитать все до мелочей, потому что любая ошибка станет громким экономическим скандалом. Таможенный союз нужно наладить как швейцарские часы, которые не дают сбоев. Одним из ключевых элементов строящегося механизма должна стать унифицированная система технического регулирования продукции. До 2012 года Россия, Беларусь и Казахстан намерены полностью к ней перейти. Об этом заместители глав правительств трех стран заявили на прошедшей в конце марта в Москве конференции «Техрегулирование-2012».
Как заявил участвовавший в мероприятии министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, три основные задачи техрегулирования – повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечение безопасности граждан наших стран и сокращение барьеров для ведения бизнеса.
По словам первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова, от того, какая будет принята система техрегулирования, зависит и то, пойдут ли наши страны по пути инновационного развития. «Техрегулирование может быть как абсолютным тормозом на этом пути, так и абсолютным стимулом. И мы будем создавать такую базу, которая будет стимулировать именно к инновационному развитию», – отметил он.
Ранее казахская оппозиция, известная устойчивым антироссийским дискурсом, выступила с заявлением против участия Казахстана в Таможенном союзе.
Основной довод – Казахстан пошел на значительные уступки в интересах России. К примеру, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов считает, что ТС затормозит, если и вовсе не отменит модернизацию казахской перерабатывающей промышленности: «Зачем нам строить завод для переработки нашей нефти, если проще увезти в Омск или в Беларусь, где, как уже нам говорят, есть свободные мощности? Какой смысл тут вообще что-то модернизировать?»
Недовольные делают упор на то, что с началом действия единого таможенного тарифа в республике подорожают одежда, сельскохозяйственная продукция, фармацевтика, косметика, строительные материалы, спортивный инвентарь, авиатехника, автомобили, электрооборудование, сотовые телефоны и многое другое.
1 января таможенная пошлина на импортные автомобили, ранее в Казахстане составлявшая 10 процентов от цены, возросла до российского уровня – 30-35 процентов. За этими мерами некоторые видят попытки России получить несправедливое преимущество для продукции своего автопрома. Вспоминается лозунг дальневосточных митингов: «Защитим отечественного потребителя от отечественного производителя!»
По мнению одного из казахских экономических аналитиков, местному бизнесу следует приготовиться к беспощадной конкуренции с российским импортом.
Но в Казахстане немало и сторонников Таможенного союза. Они уверены: ощутимую выгоду получит промышленность, которая сможет по льготным ценам получать из России сырье и поставлять свою продукцию на огромный рынок Союзного государства. По словам казахстанского лидера Н. Назарбаева, Таможенный союз сможет занять ключевые позиции на мировых рынках нефти и пшеницы.
В Казахстане есть и те, кто выигрывает от ТС уже с 1 января. Это крупные компании-экспортеры, поставщики угля, руды, нефти, черных металлов. Для них снижен железнодорожный тариф, который раньше был в два раза выше внутрироссийского. До 2014 года не будет повышаться плата за транзит казахстанской нефти через российскую территорию.
ТС также даст реальную возможность развиваться казахскому малому и среднему бизнесу в создании реальных производств, которые будут удовлетворять различные региональные потребности, при этом без всякой необходимости конкурировать с производителями других стран.
В Казахстане всегда хвастались недорогими подержанными иномарками, ввезенными из-за рубежа. Цены на них поднялись, но оптимисты и в этом видят благо – наконец в Казахстане появится свой автопром.
А различные жалующиеся производители, которых в дрожь бросает перспектива конкуренции со стороны партнеров по ТС, по мнению казахстанских экспертов, должны успокоиться, ведь в ВТО, куда стремится попасть каждая страна, условия куда жестче.
Противники ТС есть не только в Казахстане. В Беларуси и России они тоже появляются, и аргументы у них не менее убедительные. На конференции «Техрегулирование-2012» им дал ответ первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов: «То, что разногласия существовали, существуют и будут существовать, нужно воспринимать как норму жизни, и мы должны иметь волю, механизмы, чтобы разрешать конфликты».
Иван НИКОЛАЕВ