Нужен закон о приграничном сотрудничестве
Валерий ПРОЗОРОВСКИЙ, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии:
Регионы России и Беларуси развивают приграничное сотрудничество с сопредельными государствами. Основа успеха этой деятельности – добрососедские отношения стран на высшем уровне, законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения и т.д.) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества.
Осуществляя процесс приграничного сотрудничества, важно использовать зарубежный опыт. В Европе, например, еще в 1980 году принята рамочная конвенция о ПС территориальных сообществ и властей. Создан Комитет регионов – консультативный орган с правом политической инициативы. Он объединяет представителей региональных и местных автономий.
Кроме того, Мадридская Конвенция в 1981 году предоставила органам местной власти возможность разработки юридических основ взаимодействия по экономическим, социальным, экологическим и культурным вопросам вне зависимости от национальных границ. Конвенция определила сферы трансграничного сотрудничества: местные торгово-экономические связи и занятость, транспорт и связь, культура и образование, туризм, здравоохранение и социальная сферы, инфраструктура и защита окружающей среды. Решаются вопросы обустройства совместной границы и прилегающей территории, взаимодействие в чрезвычайных ситуациях. Иногда стороны рассматривают узкие вопросы: водообеспечение, миграция приграничного населения, пространственное планирование и др.
Если оценивать положение дел о приграничном сотрудничестве в СНГ, следует отметить, что о развитии его форм и методов приняты соответствующие документы в рамках многосторонних отношений: концепция приграничного сотрудничества в рамках СНГ, концепция приграничного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Но эти документы не устраняют пробел в федеральном законодательстве, потому что существующие проблемы затрагивают интересы 49 субъектов Российской Федерации и большого числа муниципальных образований, занимающих приграничное положение. Одним словом, необходим качественный закон «О приграничном сотрудничестве». И соответствующим комитетам и комиссиям Федерального Собрания РФ и Национального собрания Республики Беларусь необходимо активизировать их выработку и принятие.