Надежный барьер на пути преступности
Сотрудничество между силовыми структурами двух государств позволяет обеспечивать безопасность Союзного государства в пограничной сфере
Внешняя граница Союзного государства, охраняемая белорусскими пограничниками, составляет третью часть общей протяженности Государственной границы Республики Беларусь (более 3,5 тыс. км и более 1,2 тыс. км).
Существующие современные реалии показывают, что обстановка в пограничном пространстве Республики Беларусь динамично меняется. Возникают новые вызовы и угрозы.
И если ранее степень опасности для Республики Беларусь проявлялась в военно-политической сфере, то сегодня доминируют криминальные и экономические факторы.
Хочу подчеркнуть, что пограничным ведомствам Беларуси в достаточно сложных условиях удается своевременно вскрывать и минимизировать негативные процессы, оказывающие серьезное влияние на ситуацию на границе и в приграничье. Тем самым пограничная безопасность страны и в целом внешней границы Союзного государства обеспечивается на должном уровне.
Прошедший период был по объективным причинам непростым. Проявились некоторые негативные тенденции в развитии обстановки на границе и приграничных территориях, вызванные последствиями мирового финансового кризиса.
Повысилась трансграничная криминальная активность, причем в большей степени в сопредельном приграничье. Вызванная кризисом трансформация ценообразования и условий деятельности субъектов хозяйствования во всех странах вынуждает криминальные структуры, имеющие интересы на границе, быстро перестраиваться и менять тактику. Возникшие новые условия для получения сверхприбыли подталкивают их к активным и более организованным действиям.
Исходя из выводов оценки обстановки и анализа экспертных оценок ожидается, что тенденция роста общеуголовных (в т.ч. коррупционных) преступлений, а также правонарушений в погранично-таможенной сфере в сопредельных государствах сохранится на протяжении последующих лет.
Незаконная транзитная миграция, торговля людьми, международный терроризм, контрабанда оружия, боеприпасов, незаконный оборот наркотиков и радиационных материалов – это далеко не весь перечень факторов, оказывающих влияние на состояние пограничной безопасности. Это всем известно.
Назову лишь некоторые итоги деятельности органов пограничной службы Республики Беларусь по этим направлениям.
В числе наиболее актуальных факторов, с которыми столкнулось наше государство, – именно вопросы противодействия незаконной миграции граждан в страны Евросоюза, среди которых наиболее «востребованными» являются Латвия, Литва, Польша, Германия, Австрия, Италия, Франция, Великобритания, Скандинавские государства и ряд других стран Евросоюза.
Однако, если ранее через Беларусь проходили миграционные потоки в основном из стран Азии и Африки, то в последние годы эта тенденция изменилась. Мы все чаще сталкиваемся с устойчивыми попытками миграции на Запад граждан государств постсоветского пространства, в частности Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и Молдовы.
Всего в 2009 году и в первом квартале 2010 года органами пограничной службы Беларуси задержано более 140 незаконных транзитных мигрантов – нарушителей границы, 28 организаторов и пособников незаконной транзитной миграции. Кроме того, выявлено более 13 тысяч потенциальных незаконных мигрантов (иностранцев) с поддельными, чужими и неисправными документами.
Данным вопросам в последнее время уделяется наибольшее внимание. Так, за последние месяцы в рамках различных форумов нашу страну посетили представители европейских государств и международных организаций, до которых были доведены меры, принимаемые Республикой Беларусь в противодействии миграции, а также высказаны позиции по ее минимизации. В конце сентября 2009 года эти вопросы обсуждались на состоявшемся в Минске заседании рабочей группы Международной пограничной конференции с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а в марте текущего года – в рамках заседания рабочей группы Международной конференции по пограничным вопросам по противодействию незаконной миграции.
Кроме того, в конце марта 2010 года состоялось подведение итогов совместной операции «Барьер» по пресечению деятельности трансграничных организованных преступных групп на канале незаконной миграции.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих лекарств и прекурсоров по-прежнему остается одной из самых серьезных угроз национальной безопасности государств Европейского региона, в том числе Республики Беларусь.
Международный масштаб незаконного оборота наркотиков и вовлечение все большего количества государств в мировую сеть маршрутов их нелегальной транспортировки в настоящее время не позволяют четко разграничить страны на производителей наркотических средств или их потребителей. Республика Беларусь вследствие своего географического положения выступает как потребитель, так и государство транзита. Действующий на территории государства нелегальный рынок наркотиков предлагает почти полный ассортимент известных наркотических средств и психотропных веществ.
Поставки опиатов в Беларусь и далее в государства Европейского союза осуществляются в основном из Афганистана и Пакистана через государства Средней Азии, затем через Российскую Федерацию по Северному пути. В последнее время отмечаются случаи, когда опиаты, в частности партии героина, доставляются в Европу из Афганистана через Иран, кавказские государства, Россию и Республику Беларусь.
Из государств Европейского союза (Нидерланды, Польша и Литва) на нелегальные рынки наркотиков Республики Беларусь и Российской Федерации поставляются психотропные вещества (стимуляторы амфетаминового ряда, МДМА), а также марихуана и гашиш. В 2010 году отмечены факты контрабанды психотропных веществ из Литвы в Украину транзитом через Республику Беларусь.
Всего органами пограничной службы самостоятельно и во взаимодействии с правоохранительными органами Беларуси задержано около 50 кг (на внешней границе СГ – 44). Разрабатывалось более десятка каналов поставок наркотиков в Беларусь и незаконного, транзитного их перемещения через ее территорию.
Совместно с милицией в приграничных районах в рамках проводимых рейдов уничтожено более 12 тонн зеленой массы наркосодержащих растений.
По выявленным преступлениям самостоятельно и по нашим материалам и информации взаимодействующими органами возбуждены десятки уголовных дел.
В соответствии с решением Совета командующих пограничными войсками государств – участников СНГ (от 24 апреля 2008 г.) в мае 2009 года при координации Госпогранкомитета с участием пограничных ведомств России и Украины проведена совместная специальная пограничная операция «Граница-2009» по противодействию проникновения через границы государств – участников СНГ контрабанды материальных, наркотических средств и их прекурсоров.
В рамках защиты экономических интересов при незаконном перемещении через государственную границу и в приграничных районах изъято товарно-материальных ценностей более чем в 2,5 тыс. случаев на сумму более 43 млрд рублей. В том числе на внешней границе Союзного государства – 1690 случаев на сумму свыше 23,7 млрд рублей.
В рамках противодействия терроризму и экстремизму на приграничной территории совместно с ГТК, КГБ, МВД и иными органами проведено свыше 50 профилактических и оперативно-разыскных мероприятий по пресечению незаконного оборота оружия и боеприпасов, в результате которых из незаконного оборота изъято 166 единиц огнестрельного оружия (на внешней границе СГ – 115), свыше 5,5 тыс. штук боеприпасов (5043), а также изъято из обращения более 17 кг (10) взрывчатых веществ.
В целом можно констатировать, что, несмотря на сложную обстановку, органам пограничной службы удается сохранять ситуацию на границе и в приграничье стабильной, управляемой и контролируемой во многом благодаря созданию интегрированных систем охраны границы, внедрению новых современных технологий и умелому их применению.
Отдельно хочу остановиться на вопросах приграничного сотрудничества, в том числе с сопредельными государствами.
Одним из основных направлений является разработка и реализация совместных программ в интересах создания пограничной инфраструктуры на внешней границе Союзного государства.
В настоящее время Госпогранкомитет Республики Беларусь и Федеральная служба безопасности Российской Федерации реализуют совместную Программу обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годов, мероприятия которой распространяются на белорусско-прибалтийский и российско-украинский участки внешней границы Союзного государства.
Действующей программой заявлена основная цель – частично обустроить к 2012 году российско-украинский участок и завершить обустройство белорусско-латвийского и белорусско-литовского участков внешней границы Союзного государства.
Очевидно, что с завершением действующей программы все вопросы по обеспечению безопасности внешней границы Союзного государства полностью решены не будут.
По нашему мнению, требуется разработка новой программы на период 2012-2016 годов. Позиция Госпогранкомитета по белорусской части будущей программы была изложена на коллегии Пограничного комитета Союзного государства 18 февраля в Бресте.
Есть уверенность, что в случае внесения согласованных предложений о разработке новой Программы укрепления пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов Министерством экономики и Министерством финансов, а также Правительством Республики Беларусь она будет поддержана.
Мы также не возражаем против разработки программы обустройства границ и обеспечения пограничной безопасности в рамках Таможенного союза, но исходим из того, что уровень интеграции и взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства значительно выше и отказываться от него нельзя.
В целом можно констатировать, что уровень сотрудничества между пограничными структурами двух государств позволяет эффективно осуществлять охрану внешней границы и обеспечивать безопасность Союзного государства в пограничной сфере.