Спасем наше будущее
О борьбе с наркобизнесом в Союзном государстве рассказывает начальник 12-го отдела Управления «Р» ДепУР МВД России, кандидат юридических наук Олег ДВОРЯНКИН:
По оценкам специалистов, доходы организованных преступных групп, занимающихся незаконным оборотом наркотиков, сопоставимы с бюджетами небольших государств, а каждый вложенный в данное направление доллар приносит около 1000 долларов прибыли.
При этом в России, по предварительным данным экспертов, на приобретение наркотиков тратятся значительные средства: например, месячная стоимость дозы наркомана на «Экстази» составляет примерно 10-12 тыс. рублей, кокаина – 14 тыс. долларов, героина – 2-4 тыс. долларов, марихуаны – около 10 тыс. рублей, гашиша – более 20 тыс. рублей.
По данным социологических опросов, около 40 процентов школьников знают, где и как достать наркотические вещества и курительные смеси. Значительная часть детей школьного возраста не осуждает экспериментирование с ними и считает их потребление признаками «стильной» молодежной жизни.
Масштаб незаконного оборота и злоупотребления наркотиками возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства.
В целях исправления сложившейся ситуации МВД России вышло с инициативой в Государственный антинаркотический комитет о разработке информационно-пропагандистских программ по недопущению употребления наркотиков, что нашло свое отражение в решениях Государственного антинаркотического комитета и принятом постановлении Правительства России, запрещающем распространение курительных смесей.
Наряду с этим в прошедшем году МВД России было рассмотрено более 130 нормативно-правовых актов. В частности, с ФСКН России более 60 законопроектов, связанных с совершенствованием федерального, уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательств, а также с Минздравсоцразвития России – свыше 30 и с ФТС России – 5.
В МИД России направлено 6 соглашений с зарубежными государствами (Латвией, Таиландом, Португалией, Таджикистаном, Македонией и Кипром).
Впервые при непосредственном участии МВД России разработаны Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации и Стратегия антинаркотической политики до 2020 года, которые позволили по-новому взглянуть на данную проблему и дополнительно объединить усилия заинтересованных органов исполнительной власти.
В ходе их подготовки также впервые были организованы и проведены заседания Совета Безопасности, парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной Думе. Серьезная работа проводилась в рамках Государственного антинаркотического комитета.
Так, по результатам заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 года по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков» подготовлен график МВД России, утвержденный министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р.Г. Нургалиевым.
В ходе его реализации нами подготовлен и согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами ряд рабочих планов. В настоящее время в рамках данного плана совместно с ДЭБ МВД России проводится комплекс целевых оперативных мероприятий.
Следующий план предусматривает перекрытие каналов поставок наркотических средств из-за рубежа через территорию Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, так называемый «Северный маршрут».
Наряду с законодательной и информационно-аналитической работой проводились оперативные мероприятия.
Так, в 2009 году сотрудниками милиции выявлено свыше 145 тыс. наркопреступлений, что составило более 60 процентов преступлений указанной категории, зарегистрированных всеми правоохранительными органами (238,5 тысячи).
Из указанного количества
91 281 (или 63 процента) нарко-
преступление отнесены действующим законодательством к категории тяжких и особо тяжких, что на 7,5 процента больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля участия сотрудников милиции в выявлении тяжких и особо тяжких наркопреступлений составила более 55 процентов.
Из незаконного оборота правоохранительными органами изъято 32,6 тонны наркотических средств, а также психотропных и сильнодействующих веществ, из которых сотрудниками милиции – 12,7 тонны.
Но при этом хочу особо отметить, что данных результатов мы смогли добиться в том числе благодаря совместным усилиям правоохранительных органов России и Беларуси.
Так, например, в последние годы усиление роли преступных групп стран Балтии в мировой системе незаконного оборота наркотиков оказывает существенное влияние на наркоситуацию в Российской Федерации и Республике Беларусь. Увеличивается объем нелегальных поставок синтетических стимуляторов амфетаминного ряда, кокаина, а также наркотиков каннабисной группы из Литвы, Латвии и Эстонии.
Результат успешного взаимодействия правоохранительных органов России, Беларуси и Литвы по пресечению контрабандного ввоза крупной партии наркотиков на территорию России – задержание в апреле 2009 года двух граждан Литвы при пересечении на автомашине «Фольксваген Поло» границы Беларуси с Россией.
Кроме того, в августе 2009 года в ходе реализации оперативной информации в Санкт-Петербурге сотрудниками ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу и Северо-Западной оперативной таможни России, совместно с сотрудниками ГУБОП МВД Республики Беларусь задержаны организатор и два активных участника организованной преступной группы с международными связями, осуществлявшей транспортировку и сбыт в особо крупных размерах наркотического средства – героина – из Таджикистана через Россию в Республику Беларусь. В результате операции из незаконного оборота изъято около 300 граммов героина.
Другим успешным примером взаимодействия является пресечение деятельности международной организованной преступной группы, которая наладила поставки синтетических наркотиков из России в Беларусь для дальнейшего распространения.
В ходе совместной международной операции по пресечению преступных действий в ноябре 2009 года в Санкт-Петербурге задержаны все активные участники преступной группы. По данному факту возбуждено два уголовных дела по ч. 3
ст. 228-1 УК РФ, в отношении организатора избрана мера пресечения – арест.
В настоящее время проводится комплекс следственных и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на выявление каналов незаконных поставок наркотического средства «амфетамин» и установление других участников преступной группы.
С учетом отмеченных выше подготовленных межведомственных планов нами будет конкретизирована оперативно-служебная деятельность территориальных подразделений, открыты новые направления, осуществлено дополнительное, как нам представляется, полноценное межведомственное взаимодействие.
Кроме того, после подписания Стратегии антинаркотической политики до 2020 года будет разработан всесторонний межведомственный план, направленный на противодействие незаконному обороту наркотиков, предусматривающий тенденции развития и изменения наркорынка.
И как результат, мы совместно с ФСКН России и другими контролирующими, правоохранительными органами, общественными организациями сможем переломить сложившуюся ситуацию, защитить наш народ, в первую очередь молодежь, от пагубной привычки – наркотиков.