Спасти и сохранить
Экспозиции из спасенных художественных ценностей, созданные в пограничных городах Брест и Гродно, лишь маленькая толика мировых шедевров, которые белорусские стражи границы вернули миру
Брестский музей «Спасенные художественные ценности» не менее уникален, чем Брестская крепость и Беловежская Пуща. Поэтому самых дорогих гостей города над Бугом обязательно отведут в этот симпатичный особняк начала прошлого века, стены которого вот уже двадцать лет украшают произведения искусства и предметы антиквариата, конфискованные брестскими стражами границы при попытке незаконного вывоза их за рубеж.
В двух залах сохраняется часть самой большой и ценной в собраниях музея коллекции русских икон XVI – начала XX века. В отдельном зале сберегаются иконы в серебряных окладах, созданные в ювелирных центрах России: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани, Калуге.
– Самую ценную часть коллекции составляют иконы XVI-XVII веков. Каждая из них по-своему уникальна, – рассказывает заведующая музеем Ирина Тарима. – Но больше иных – «Спас в силах» – северно-русский вариант Троицы Старозаветной и храмовый образ «Отечество», символизирующий Новозаветную Троицу. Многие иконы возвращены храмам.
Экспозицию культового искусства дополняют произведения мелкой пластики – медное художественное литье XIX – начала XX века и ростовская финифть. Ювелирное искусство светского назначения представлено изделиями всемирно известной фирмы «Фаберже», серебряными кавказскими поясами и кинжалами в серебряных оправах. В зале искусства Востока демонстрируются традиционная японская живопись на шелке, китайские вазы, японский фаянс, буддийская скульптура конца XIX – начала XX века. Декоративно-прикладное искусство Европы представлено мебелью, бронзовыми канделябрами и каминными часами позапрошлого века, которые создают экспозиционные ансамбли в интерьере. В зале пейзажной живописи сберегаются «Морской пейзаж» неизвестного голландского художника XVII века, как утверждают искусствоведы – из круга Виллема ван дер Вельде-младшего, произведения Айвазовского, Мясоедова, Виноградова, Клевера, Горавского. В портретной галерее вы не пройдете мимо «Портрета неизвестного в зеленом кафтане» Дарбеса и «Портрета девушки» Рауда. А настоящая жемчужина зала графики – эскиз Врубеля к его картине «Демон поверженный». И это только малая толика того, что представлено в музее.
Музей «Спасенные художественные ценности» – плод совместного труда искусствоведов и таможни. Только за два последних года на брестском участке границы изъяты тысячи предметов антиквариата. Но особенно «урожайными» в этом плане были 90-е годы прошлого века. В иные времена брестские таможенники ежегодно изымали у контрабандистов и передавали музею до двух тысяч предметов антиквариата. Однако в последние годы, говорят в отделе борьбы с контрабандой Брестской таможни, поток контрабанды уменьшился заметно.
Ирина Тарима связывает это с тем, что в России, откуда в основном и следовали раритеты за границу, создана довольно эффективная система оценки и аукционной продажи, цивилизованный рынок антиквариата. Владельцам и покупателям стало выгоднее продавать и покупать предметы искусства легально дома, нежели пытаться это делать нелегально за границей.
Впрочем, на западной границе Союзного государства в последние годы наблюдается обратная тенденция – не вывоза, а ввоза в страну художественных и культурных ценностей. Причем нередко опять же контрабандным путем. Запасники музея продолжают пополняться. Как говорит Ирина Николаевна, поступают не произведения искусства, а артефакты, связанные с Первой и Второй мировыми войнами – главным образом документы, книги, нумизматика.
Контрабандисты меняют маршрут
Уникальная коллекция спасенных ценностей создана и в Гродненском историко-археологическом музее. Совсем недавно управление КГБ по Гродненской области передало музею ценный экземпляр огнестрельного оружия ХIХ века – охотничье ружье, сделанное на Тирольской оружейной фабрике Иоганна Петерлонго. Кстати, имя этого мастера с большим уважением произносится в кругах коллекционеров оружия. Он является тирольским оружейником, открывшим в 1854 году фабрику и на протяжении всей своей жизни сумевшим стать одним из главных производителей охотничьего оружия в Австро-Венгерской империи. Такое ценное ружье и имел намерение переправить в личную коллекцию заграничного гражданина житель областного центра.
Сотни экспонатов, историко-культурных ценностей, задержанных в ходе оперативно-разыскных мероприятий Гродненской региональной таможни и УКГБ по Гродненской области, пополнили фонды экспозиции «Спасенные ценности».
– Благодаря сотрудникам Гродненской региональной таможни и УКГБ по Гродненской области, наш музей получает экспонаты, которые имеют ценность не только для белорусской, но и для всей европейской культуры. Особо важно, что такие экспонаты, которые мы сегодня получаем бесплатно от названных силовых структур, наше учреждение может приобретать нечасто, поскольку на это требуются огромные средства, – рассказывает заведующая художественным отделом музея Светлана Янчаловская и приглашает посмотреть экспозицию.
Здесь действительно есть на чем остановить восхищенный взгляд. Среди спасенных экспонатов, к примеру, шикарная коллекция мейсенского фарфора первой половины ХIХ века, а коллекцию серебра украшает большое сувенирное блюдо «Фаберже».
– Автор блюда – Юлий Рапопорт, один из лучших мастеров фирмы «Фаберже», который специализировался на исполнении больших декоративных произведений. Блюдо диаметром почти 40 сантиметров и весом 2330 граммов представляет собой декоративное оформление медалей времен Александра II, которые посвящались губернским сельскохозяйственным выставкам и юбилеям. В днище сувенира вмонтированы позолоченные медали, где отображены атрибуты сельского хозяйства и вольного предпринимательства, образы Екатерины II и Александра II, гербы Российской империи, – представляет Светлана Михайловна этот бесценный экспонат.
Богата и коллекция живописи, куда входят, к примеру, картины, которые, по мнению искусствоведов, могут принадлежать кисти Исаака Левитана и Казимира Малевича. А рядом с этим бесценным приобретением музея – неповторимая коллекция икон, среди которых – святыня ХIХ века «Воскресение – Сошествие в ад» с пятью изображениями Христа в центральной части и сюжетами главных христианских праздников на восемнадцати клеймах.
Все эти историко-культурные ценности могли быть навсегда вывезенными за границу, если бы не бдительность стражей границы. Следует заметить, что значительная часть таких экспонатов поступила в музей в 90-е годы. Тогда ценности везли через Беларусь из России в западноевропейские страны. Сейчас, кстати, их маршрут часто меняется в обратном направлении.