За надежность наших границ
Тема очередного заседания постоянно действующего семинара Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которое проходит в российском Выборге в эти дни, – «Внешняя граница – рубеж безопасности Союзного государства». Однако помимо укрепления нашей, теперь уже общей, границы белорусских и российских депутатов волнуют и другие направления обеспечения безопасности Союзного государства. Союзные парламентарии все более сходятся на мысли о необходимости разработки развернутой концепции предотвращения угроз и вызовов нового времени. Ее сторонник, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности Анатолий ВАНЬКОВИЧ рассказывает о своем видении проблемы.
Теория и практика обеспечения безопасности в современных условиях выдвигают новый, перспективный подход, по существу, новую парадигму обеспечения международной, региональной и национальной безопасности – предотвращение. При разработке теории предотвращения необходимо понимать, что решение проблемы войн, конфликтных ситуаций и различных угроз предполагает комплексный подход. Научные выводы должны быть представлены в виде альтернативных моделей и оценок, необходимых для принятия государственно-политических решений.
Суть предотвращения состоит в активном упреждающем воздействии на источники опасности с целью недопущения формирования ими вызовов, рисков и опасностей, переходящих в угрозы, пресечения на возможно ранней стадии (стадии зарождения) замыслов и действий, направленных на причинение ущерба интересам граждан и государства в целом. При этом предотвращение может быть представлено как в узком, так и в более широком понимании. В первом случае речь идет о предотвращении еще не начавшегося конкретного конфликта. Во втором случае это деятельность, охватывающая решение комплекса различных задач: конкретные действия по предотвращению обозначившегося кризиса или конфликта, свертывание, прекращение уже начавшегося военного столкновения (разъединение и умиротворение воюющих сторон – задача, которая остро стоит в горячих точках бывшего СССР, да и в других регионах мира), локализация и минимизация идущих военных действий, предотвращение их распространения на соседние страны и регионы, а также, если иные меры исчерпаны, военное противодействие агрессору (в том числе коллективное), восстановление мира в регионе и территориальной целостности подвергшегося агрессии государства.
Союзное государство, как и любое межгосударственное образование, не может существовать вне мирового сообщества. Поэтому мы должны сегодня совместно продумать, как оградить территорию Союзного государства от угроз нового времени, причем не «железным занавесом» – чтобы не разорвать ценные для нас экономические, культурные и прочие международные связи.
Не секрет, что самым продвинутым на сегодня направлением союзного строительства является взаимодействие наших силовых ведомств. Это в первую очередь касается внешних вызовов и угроз глобального и регионального уровней – международного терроризма, транснациональной организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, негативного информационного воздействия и других угроз. И, конечно, особое место в наших союзных отношениях занимает военное сотрудничество. Здесь мы однозначно продвинулись дальше всего.
Наши военные ведомства самым тесным образом сотрудничают по всем направлениям, и подписанное в прошлом году соглашение о создании Единой региональной системы ПВО – еще одно серьезное свидетельство этого. Масштабное оперативно-тактическое учение «Запад-2009» показало, что для боевого слаживания действий белорусских военных и прибывшего российского контингента потребовались буквально считанные дни, и это при том, что были вовлечены достаточно большие массы личного состава и боевой техники. Понятно, что, не выработай мы за годы совместной работы единое оперативное мышление, единые подходы к строительству наших вооруженных сил, это заняло бы не дни, а месяцы, тем более с боевым применением войск.
Мы уверенно движемся вперед и в законодательном обеспечении нашего дальнейшего сотрудничества в сфере безопасности. Сегодня с точки зрения строительства Союзного государства все, что касается законодательного блока по вопросам безопасности, серьезно продумано и проработано. При этом, разрабатывая Концепцию безопасности Союзного государства, мы исходим из того, что нельзя расчленять понятие безопасности на силовую и прочие составляющие, ведь оно было и остается многогранным. На прошлогоднем декабрьском заседании постоянно действующего семинара Парламентского Собрания депутаты нашей комиссии, выступая по различным тематическим направлениям обеспечения безопасности, объективно признавали, что утверждать, будто для ее обеспечения сделано все возможное, нельзя. Тогда мы обозначили ряд проблем и свои соображения довели до руководства Союзного государства. Заседание постоянно действующего семинара в Выборге посвящено внешней границе – как рубежу безопасности Союзного государства. Это должно стать отправной точкой для обсуждения проблем нашей общей безопасности в более широком аспекте. Причем, и с этим согласны наши российские коллеги, настало время серьезно рассмотреть все составляющие безопасности с точки зрения предотвращения возможных угроз и рисков. Мы должны обеспечить безопасность наших граждан, где бы они ни находились, продумать, предупредить возможные угрозы и риски и вытеснить их за внешний рубеж наших национальных интересов.