Важное звено
Автотрасса Брест – Москва по-прежнему остается наиболее востребованной среди всех транзитных магистралей Беларуси Из-за мирового кризиса потоки грузовиков на главной автомагистрали Беларуси немного обмелели. Однако уже в ближайшее время, уверены эксперты, интенсивность движения на трассе может даже превысить прежний высокий уровень. Стимулом к этому может стать модернизация «олимпийки», как многие называют ее по давней привычке, а также возможная реализация проекта по развитию автомагистрали от Лондона до Дальнего Востока, в которой белорусский участок будет очень важным звеном.
Из-за мирового кризиса потоки грузовиков на главной автомагистрали Беларуси немного обмелели. Однако уже в ближайшее время, уверены эксперты, интенсивность движения на трассе может даже превысить прежний высокий уровень. Стимулом к этому может стать модернизация «олимпийки», как многие называют ее по давней привычке, а также возможная реализация проекта по развитию автомагистрали от Лондона до Дальнего Востока, в которой белорусский участок будет очень важным звеном. Автотрасса М1/Е30 (Брест – Минск – граница России) протяженностью около 610 километров была построена к Московской Олимпиаде 1980 года. С тех пор ее несколько раз обновляли. Например, во второй половине 90-х на модернизацию отрезка в 269 километров, или почти половину всей протяженности, израсходовано 122 миллиона долларов, в том числе 50 миллионов – за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития. После этого проезд по трассе стал платным. Единственной в Беларуси платной дорогой эта магистраль остается и по сей день.
Позже были реконструированы и остальные участки. В результате пользователи М1/Е30 получили самую современную четырехполосную магистраль на всем протяжении. На большей ее части максимальная разрешенная скорость движения возросла до 120 километров в час, что позволило увеличить пропускную способность дороги и улучшить экологическую обстановку. Однако работы по модернизации дороги и ее инфраструктуры не прекращаются. Например, в рамках многолетней программы, которая сейчас уже реализуется, планируется построить более 500 новых объектов придорожного сервиса в дополнение к существующим. На четырех пунктах взимания дорожной платы будет внедрена система бесконтактного расчета.
С улучшением состояния дороги М1/Е30 растет и транзит по ней. В докризисное время прирост интенсивности движения составлял в среднем 5 процентов в год. И этот прирост, безусловно, во многом обеспечивали россияне. Из общего потока иностранных автомобилей более половины были с российскими номерами. Если же учесть, что многие грузовики, например, с голландскими, польскими, белорусскими номерными знаками де-факто тоже являлись российскими, то доля россиян среди всех «грузовых» иностранцев на «олимпийке» достигала, по экспертным оценкам, и все 70-80 процентов.
Сегодня все страны стремятся перетянуть на себя транспортные потоки. Однако, как полагают многие специалисты, «олимпийка» будет и дальше очень востребованной. Дополнительный аргумент в пользу этого – масштабные планы белорусского правительства по развитию сети логистических центров, значительная часть из которых расположится вдоль брестской трассы.
Еще один довод – развитость белорусской автодорожной сети. Плотность автомобильных дорог на 1 квадратный километр территории составляет 0,4 километра (в России, например, в целом – 0,06, в европейской части России – 0,15) и на 1 тысячу жителей – около 9 километров (в России – 5,1).
Новый козырь – планы по модернизации трассы, ведущей из Минска в Гомель, части пути от Балтийского побережья к Черноморскому. Для этого предполагается привлечь кредиты Китая и Всемирного банка. Эта трасса пересекается с брестской, вместе образуя перекресток очень важных торговых путей.
Эти планы могут стать хорошим вкладом в реализацию масштабного проекта, который на протяжении последних лет активно продвигает Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. По его мнению, нынешний трансъевропейский транспортный коридор Е30, который сегодня тянется из Лондона через всю Европу, Беларусь в центральную часть России, необходимо продлить до российского Дальнего Востока, а далее – до Сеула и Токио. «Это миллионы рабочих мест и дополнительные доходы от обслуживания транзита», – объяснил Госсекретарь выгодность этого проекта.
В Беларуси в реализации этого проекта, безусловно, очень заинтересованы. Ведь это сулит повышение интенсивности автотранспорта и на белорусском участке, а значит, позволяет не только окупать все затраты, связанные с содержанием и модернизацией «олимпийки», но и зарабатывать. Ведь если европейско-азиатский коридор будет модернизирован, станет более привлекательным, то будет более востребованной не только сама дорога, но и белорусская сеть логистических центров, возрастет туризм, получит значительное развитие сфера услуг. В выигрыше от этого, безусловно, окажутся и иностранные перевозчики, в том числе россияне.
Руслан АНАНЬЕВ