Парламентарии просят больше полномочий
в процессе унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации На прошедшей неделе в Смоленске состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту. Одним из основных вопросов стало обсуждение состояния и перспектив унификации законодательства двух стран.
Республики Беларусь и Российской Федерации
На прошедшей неделе в Смоленске состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту. Одним из основных вопросов стало обсуждение состояния и перспектив унификации законодательства двух стран. С основным докладом выступила начальник Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Лейла Котиева. По ее словам, основным сдерживающим фактором сближения законодательства России и Беларуси является незавершенность формирования правовой системы Союзного государства. По ее словам, выборы Парламента СГ, который будет принимать основы законодательства, откладываются до принятия Конституционного Акта, что создает определенные трудности.
В свою очередь, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и судебно-правовым вопросам Николай Самосейко согласился, что завершение работы по подготовке ряда законодательных актов возможно только после принятия Конституционного Акта, но одновременно он обратил внимание, что парламенты наших стран зачастую принимают похожие законы, однако никакой координации при этом не происходит, хотя на сегодняшний день это реальная возможность унификации законодательства.
В качестве примера Николай Самосейко привел закон «О статусе военнослужащих», который в Республике Беларусь уже принят. «Я сомневаюсь, что когда закон будет приниматься в России, учтут ту концепцию, которая разрабатывалась в Беларуси, будет создана новая», – высказался парламентарий.
На вопрос депутата, почему так происходит, Лейла Котиева согласилась, что существует недостаточная координация действий. «Здесь не только министерства должны координировать свою деятельность, но и парламенты двух стран», – заметила она.
Участники комиссии согласились, что необходимо создать координационный орган на уровне Парламентского Собрания.
Заместитель начальника Главного управления правового и документационного обеспечения Алексей Ершов рассказал, что в соответствии со вступившим с 1 января 2010 года Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» взносы, которые выплачивает работодатель, перечисляются им на работающих граждан России и иностранных граждан, которые постоянно или временно проживают в РФ, а категория белорусских граждан, которые временно приезжают на работу в РФ, оказалась не охвачена этим законом.
Между тем по медицинским вопросам есть прямая норма соглашения между Беларусью и Россией о том, что граждане Беларуси, временно пребывающие и работающие по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами РФ на получение медицинской помощи. Получилось, что закон, который был принят и вступил в силу в этом году, не позволяет обеспечивать нормы международного договора, который ратифицирован и уже вступил в силу ранее.
Как отметила в интервью «СВ» заместитель руководителя отделения по вопросам государственного строительства и права Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Людмила Панферова, в настоящее время много нормативно-правовых актов принимается на уровне ВГС и международных договоров, но реализация многих из них на практике оставляет желать лучшего.
Учитывая все вышеизложенные проблемы, Николай Самосейко отметил, что необходимо повысить роль Парламентского Собрания в процессе унификации законодательства. Так, по его словам, если до 1999 года Парламентское собрание имело полномочия по принятию законодательных актов, подлежащих первоочередному рассмотрению и принятию национальными парламентами, то с 2000 года это право было утрачено. После создания Союзного государства Парламентское собрание де-юре выполняет функции Парламента Союзного государства по принятию законов, но на деле выполнение этого правомочия отложено до принятия Конституционного Акта.
Еще одна проблема, которую поднял депутат, это осуществление унификации путем заключения международных договоров, а не законодательных актов. Так основные достижения по установлению равных прав граждан по вопросам свободного передвижения, по медицинским, пенсионным, социальным и налоговым вопросам воплощены в международных договорах, заключенных в 2006 году.
В ходе работы комиссии и заседания отделения НКС депутатами и учеными был выработан ряд предложений, направленных на совершенствование работы по унификации законодательства. Конкретные решения планируется выработать к очередному заседанию комиссии.
* * *
По завершении заседания председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по делам национальностей Степан Шоршоров дал интервью, в котором рассказал о роли Научно-консультативного совета (НКС) Парламентского Собрания.
– Степан Мкртычевич, каковы цели Научно-консультативного совета и кто вошел в его состав?
– Состоявшееся в городе Смоленске заседание Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту было новаторским с точки зрения повышения роли Парламентского Собрания в деятельности по унификации законодательства государств-участников. Особенностью нынешнего заседания комиссии стало участие в его работе членов секции по вопросам государственного строительства отделения, по вопросам государственного строительства и права Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (НКС). Состав секции НКС был утвержден решением нашей комиссии 24 сентября 2009 года. В нее вошли представители министерств и научных учреждений государств-участников. Комиссия также рекомендовала Совету Парламентского Собрания кандидатуры руководителя и заместителя руководителя отделения по вопросам государственного строительства и права: главного научного сотрудника Института государства и права Российской академии наук профессора Автономова Алексея Станиславовича и заместителя директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Панферову Людмилу Андреевну. Оба руководителя отделения давно зарекомендовали себя высочайшими профессионалами в вопросах правового регулирования отношений Республики Беларусь и Российской Федерации, принимали непосредственное участие в разработке проекта Договора о создании Союзного государства, входят в состав российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства.
– Какую роль, по вашему мнению, должен сыграть НКС в деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России?
– Возможность для членов НКС присутствовать на заседании комиссии, слушать доклады приглашенных на заседание представителей Постоянного Комитета Союзного государства, задавать вопросы докладчикам помогла им сразу окунуться в проблемные вопросы унификации законодательства, формирования правовой системы Союзного государства. Поэтому, когда на состоявшемся 25 марта заседании секции по вопросам государственного строительства отделения по вопросам государственного строительства и права Научно-консультативного совета Парламентского Собрания обсуждались основные направления деятельности и план работы на 2010 год, у присутствующих было полное понимание целей и задач данной секции на ближайшую перспективу.
Следует отметить, что мы неуклонно наращиваем потенциал НКС. Так, на заседании комиссии в Смоленске были одобрены дополнительные кандидатуры в состав секции: заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь С.М. Сивец и заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государственного университета С.А. Калинин.
– Что для вас лично значит эта дата – 2 апреля?
– В завершение хочется отметить, что заседание комиссии проходило в преддверии празднования Дня единения народов Беларуси и России, который отмечается 2 апреля. И лично для меня отношения с гражданами Республики Беларусь определяются несколькими факторами. Во-первых, мы граждане одного Союзного государства. Во-вторых, я работаю в российско-белорусском Парламентском Собрании. В-третьих, и это, по моему глубокому убеждению, самое главное – на протяжении столетий мы были единым народом, жили, трудились, вступали в браки, воспитывали детей в одном государстве, отстаивали независимость общей Родины. Какие еще другие народы имеют такую историю отношений?!