Море и горы по колено
Впечатлений от поездки в лагерь - хоть отбавляй. Даже уже вполне зрелые люди там настраиваются на правильный лад и заряжаются позитивными эмоциями. А что уж говорить про детей!
Фото: Пресс-служба ВДЦ «Орленок»
ГЛАЗАМИ ВЗРОСЛОГО
ЗАХВАТ ФЛАГА – САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ ИГРА
Сотрудники лагеря наслаждаются мероприятиями не меньше, чем воспитанники.
35-летний Алексей Осипов прилетал сюда в 2019 году. Сопровождал делегацию Минского суворовского военного училища. Вместе с двумя товарищами привез пятьдесят ребят.
Алексей - заместитель начальника по идеологической работе Минского суворовского военного училища, подполковник. Он несколько раз бывал на белорусско-кадетских сменах. Воспитывает десятилетнего сына. Тот интересуется военными темами, но Алексей не берет его с собой в лагерь, так как там сильно занят.
- Смену проводят больше пятнадцати лет, и в последнее время в «Орленке», - рассказывает Алексей. - Лагерь - уникальный, не похож на все остальные. Интересно само размещение - берег Черного моря. Есть ребята, которые ни разу в жизни не были на море. Но основная цель - конечно, общение, поиск друзей среди кадет и суворовцев из РФ. Смена насыщена мероприятиями, которые позволяют раскрыться творческому и спортивному потенциалу ребят.
- Самое интересное из таких мероприятий?
- Наверное, военно-спортивная игра «Захват флага». Она проходит во время эстафеты «Ураган». Ребят из всего лагеря - около трехсот человек - разделили на команды. Получилось, что в каждой - представители разных учебных заведений. В конце решали основную задачу - собирали флаг. Также ребята играют в спортивные игры: футбол, волейбол. По утрам - зарядка, после этого, в зависимости от погоды, можно искупаться в море, а по вечерам - дискотеки. Большой плюс кадетской смены в том, что ребята приезжают дисциплинированные, мотивированные. И программа настолько плотно составлена, что не остается времени на шалости.
- Со смартфоном в руках не побегаешь. Ребята оставляют их в комнатах?
- Смена проходит максимально вне гаджетов. Это живое общение на свежем воздухе. В красивейших местах Краснодарского края. По правилам «Орленка», гаджеты на день сдают вожатым, а вечером их возвращают для того, чтобы созвониться с родителями.
- В лагере есть чудесная традиция - орлятский круг. Своего рода психотерапия. Взрослые тоже присоединяются?
- Мы же с ребятами 24 часа семь дней в неделю. Мы - одна команда. Орлятские круги очень сближают, укрепляют отношения, дружбу. И после смены ребята приезжают отдохнувшими, радостными, веселыми.
СИЛА ДУХА
РАХМАН ПОКОРИЛ ЭЛЬБРУС
На этот раз в «Орленок» отправится парень, который ради спасения товарища преодолел себя.
Это стало возможным благодаря акции «Горячие сердца». Ее придумали специально для мальчиков и девочек, которых отметили особым нагрудным значком за подвиг или умение выходить из тяжелых ситуаций, за помощь другим. Еще одно поощрение для героев - поездка на патриотическую смену.
ШЕЛ ДО КОНЦА
Рахману Апаеву шестнадцать лет. Он из чеченской станицы Савельевская. В шесть лет потерял голень, и у него теперь протез.
В «Орленок» мальчика пригласили потому, что он недавно покорил Эльбрус! И не просто так, а для того, чтобы помочь тринадцатилетнему Саше Ищенко. Тому не хватало денег - тоже на протез.
- Почему именно Эльбрус?
- Все началось три года назад. Меня с отцом пригласили в Терскол. Поднялись на Чегет. Мне было тогда тринадцать. А потом я забрался на Эльбрус, до четырех тысяч метров. Дальше было нельзя из-за ограничений по возрасту. Тогда пообещал себе, что, когда повзрослею, обязательно поднимусь. А потом еще и заявил, что лезгинку на вершине станцую. Прошло три года. Надо было помочь Саше Ищенко. Ему ампутировали ногу, нужны были средства на протез, и требовалось привлечь внимание к ситуации. Собрали нас троих с протезами: меня, Арби Исаева и Павла Трофимова.
- Много тренировался?
- За месяц до восхождения ходил по пять-десять километров. Но на реальном Эльбрусе надо быть готовым ко всему.
- Знаю, там надо особым образом дышать.
- Вначале проблем не было. Но под конец приходилось за каждый шаг делать по четыре-пять вдохов. У меня заложило нос, я часто дышал через рот. Меня сопровождали два человека. Следили за моим состоянием. Ближе к вершине часто останавливались, отдыхали. У меня болела нога и кружилась голова, но не говорил об этом гидам. Знал, что тогда спустят. А я должен был идти до конца. За моего брата Арби Исаева. У него нет двух голеней. Ему стало плохо, и его спустили.
СТАНЕТ ДИПЛОМАТОМ
Рахман поднимался на Эльбрус с одними только альпинистскими палками.
- Когда добрался до вершины, испытал бурю эмоций! - рассказывает он. - В один момент облака исчезли, и солнечный луч упал прямо туда, будто Бог указал путь. Чуть не пустил слезу, но вспомнил, что джигиты не плачут, и закричал во весь голос: «Дааа!» И упал. А потом поднялся и станцевал лезгинку. Специально хранил для нее силы.
- Спускаться, когда цель достигнута, было сложнее?
- Тем более на протезе. Стопа идет идеально по наклону, а он так не может, зафиксирован. По времени вышло дольше, но на высоте 4,9 тысячи метров уже ждала машина.
- Кем хочешь стать?
- Возможно, дипломатом. Владею тремя языками: родным чеченским, русским и английским. Собираюсь выучить немецкий.
ОТ БРЕСТА ДО УССУРИЙСКА
В РИТМЕ ВАЛЬСА
Шестнадцатилетний Никита Сороговец был на военно-патриотической смене в прошлом году.
Юноша - на пятом курсе Минского суворовского военного училища. Родители Никиты далеки от военного дела. Мама - администратор в кафе, а папа ремонтирует мотоциклы.
- Училище выбрал, потому что там престижно и дают хорошее образование. Учителя отзывчивые, с любой проблемой подойдешь - помогут. От прошлогодней военно-патриотической смены впечатления хорошие. Погода была прекрасная. Заселились в «Олимпийскую деревню», весело проводили время. Танцам учили: вальсу, польке и еще двум. Подружился со многими ребятами из Грозненского суворовского училища, с пацанами из Уссурийска. И из Гомеля и Бреста. Больше всего запомнилось море. И походы в горы.
- Надолго туда уходили?
- На два денечка. Взяли рюкзаки, спальные мешки, палатки, снаряжение. Разбили лагерь и отправились на вершину. Походили, посмотрели, пофоткались и спустились. Переночевали и ушли обратно в «Орленок». Мне помог опыт скалолазания, а у ребят были сложности из-за тяжелых рюкзаков.
В Беларуси нам заранее выдали сухпайки. Каши, гречку, макарошки. На костре все готовили. Вечером пели песни. В одной такие строчки: «Орленок, орлята, поднимайте руки, ребята». Еще - Макса Коржа, «Горы по колено».