Григорий Рапота: Трассу можно построить быстро
Сама идея создать высокоскоростную магистраль между столицами наших стран, которую на днях уже вполне предметно высказал Владимир Путин появилась несколько лет назад. Еще в 2018 году ее предложил, будучи еще Госсекретарем Союзного государства Григорий Рапота
- Вообще, мы предлагали трассу Санкт-Петербург-Гамбург через Минск, - уточнил сенатор, заместитель председателя комиссии ПС по энергетике и транспорту в разговоре с корреспондентом «СВ». - И она была уже принципиально отработана со всеми партнерами, кроме Российской Федерации. Но теперь обстановка изменилась. И про европейский участок, до Гамбурга, на время, видимо, придется забыть. А сама по себе идея высокоскоростных дорог - блестящая. Если, вы посмотрите, сколько у нас магистральных путей было построено за эти тридцать лет, то вы поймете, что нам есть над чем работать. С нашими пространствами, с нашей территорией развитие транспортной инфраструктуры имеет не только экономическое и стратегическое, но социальное значение. Делает более доступными отдаленные регионы, объединяет страну.
- В данном случае объединяет уже две страны - Россию и Беларусь?
- Но там речь шла не только об этом. Владимир Владимирович говорил и о трассе Москва-Екатеринбург через Нижний Новгород, Казань. Очень хороший проект, рассуждать даже нечего. Не будь у нас Транссибирской магистрали в свое время, то еще вопрос, как считают некоторые историки, удалось ли бы нам сохранить Россию в том составе и конфигурации, которая есть. А если бы самая первая железнодорожная магистраль в XIX веке была бы построена не в Санкт-Петербург, а, скажем, на юг, то по мнению известного экономиста того времени Василия Кокорева, мы бы ни проиграли Крымскую войну. Поэтому значимость стальных магистралей не требует вообще больших объяснений. Тут и социальная, и экономическая составляющая, безопасность. Все вкупе. Сейчас, тем более, XXI век поэтому, конечно, говорить надо уже не о просто о новых ветках, а именно о высокоскоростных трассах. И то, что президент такую задачу поставил - можно только приветствовать.
- В контексте Союзного государства, что даст такой проект?
- Это будет еще один фактор, сближающий наши народы. Причем, опять же решается и экономическая задача. Современная высокоскоростная дорога – она не только пассажирская, но и грузовая. То есть, по ней можно будет транспортировать грузы, которые сейчас приходится возить самолетами. И конечно будет содействовать объединению двух народов. У людей появится больше возможностей для общения.
- В России пока таких дорог нет. Если строить совершенно новую трассу, справимся без западных технологий?
- Понимаете, для начала надо вообще захотеть. А дальше уже говорить про технологии. Не забывайте про Китай, такие трассы давно создают. Если сами, своими силами не справимся, попросим помочь братьев-китайцев. Если захотим, реализовать тот же проект Москва-Минск можно уже в ближайшем будущем. Саму трассу, как таковую, можно построить достаточно быстро. Хотя можно растянуть и на десятилетия. Все зависит от серьезности намерений.