САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО:

От финансового контроля – к конструктивному сотрудничеству Парламентский контроль за исполнительной властью является одной из основных функций любого парламента. В этом смысле Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, выполняющее функции Парламента Союзного государства, также не является исключением. 9 февраля 2010 года в Минске состоялось совместное заседание Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации. Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко, принимавший участие в заседании, в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал о взаимодействии Парламентского Собрания и органов финансового контроля России и Беларуси.

От финансового контроля – к конструктивному сотрудничеству

Парламентский контроль за исполнительной властью является одной из основных функций любого парламента. В этом смысле Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, выполняющее функции Парламента Союзного государства, также не является исключением. 9 февраля 2010 года в Минске состоялось совместное заседание Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации. Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко, принимавший участие в заседании, в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал о взаимодействии Парламентского Собрания и органов финансового контроля России и Беларуси. – «Доверяй, но проверяй» – эта мудрость знакома всем. Как российские и белорусские парламентарии контролируют ход строительства Союзного государства?
– Союзные парламентарии в своей работе часто используют наиболее распространенные формы парламентского контроля. Среди них отмечу направление запросов в органы Союзного государства по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, заслушивание годового и полугодового отчетов об исполнении бюджета Союзного государства. Кроме того, Парламентское Собрание наделено правом осуществлять контроль в пределах своей компетенции по бюджетным вопросам. Причем делается это на всех стадиях бюджетного процесса: в ходе обсуждения и принятия проекта бюджета, рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комиссий, Совета и сессий Парламентского Собрания и в ходе парламентских слушаний, а также при рассмотрении отчетов об исполнении бюджета.
Полномочиями же контролировать финансы Союзного государства согласно Договору о создании Союзного государства должна быть наделена Счетная палата Союзного государства. Этот орган должен осуществлять контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства. До создания Счетной палаты Союзного государства ее функции исполняют Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
В ходе пленарных заседаний сессий Парламентского Собрания депутаты заслушивают доклады уполномоченных представителей Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь о результатах проверки отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства. Так, на прошедшей в Москве в ноябре прошлого года тридцать шестой сессии мы рассмотрели отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2007 год.
– А почему же так поздно?
В конце 2009 года рассматривать отчет об исполнении бюджета за 2007 год?
– Есть определенный регламент. Годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства представляется Советом Министров в Парламентское Собрание в течение полугодия, следующего за отчетным периодом. Далее Парламентское Собрание направляет его в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь, которые, в свою очередь, в течение четырех с половиной месяцев проводят проверку отчета и готовят соответствующее заключение. И уже после получения этого заключения отчет об исполнении бюджета в течение полутора месяцев рассматривает Парламентское Собрание. Соблюдая эти правила, а также принимая во внимание графики проведения заседаний Совета Министров Союзного государства, совместных заседаний Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации, а также сессий Парламентского Собрания, сроки утверждения отчетов Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства немного сдвигаются.
– Хорошо, а как, например, депутаты реагируют на замечания, содержащиеся в заключениях контрольных органов?
– Положительно. Ведь любая конструктивная критика продуктивна. Тем более что контроль за исполнением союзного бюджета осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. И мы благодарны руководителям контрольных органов России и Беларуси Сергею Степашину и Зенону Ломатю за то, что в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства всегда содержатся предложения по совершенствованию бюджетного процесса и более эффективному использованию средств союзного бюджета. То есть даже критику и замечания мы рассматриваем как помощь и своеобразную подсказку, необходимые при принятии нормативных правовых актов Союзного государства, регламентирующих работу по формированию и исполнению бюджета Союзного государства.
– Союзному государству – десять лет. Согласитесь, это небольшой срок для государственных структур. Можно ли уже говорить об устоявшейся системе взаимодействия контрольных органов России и Беларуси и Парламентского Собрания?
– Вполне. И более того – мы давно перешли от простого финансового контроля к конструктивному сотрудничеству. Представители Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь не просто выступают в роли сторонних наблюдателей и критиков, но имеют возможность наблюдать за ходом бюджетного процесса, что называется, изнутри, выступать с докладами на сессиях Парламентского Собрания, общаться с российскими и белорусскими депутатами. Совместная работа Парламентского Собрания и контрольных органов России и Беларуси позволяет эффективнее расходовать средства бюджета Союзного государства. А это – дополнительные деньги для финансирования ряда союзных социальных и экономических программ, что, в конечном счете, дает всем нашим гражданам возможность испытать на себе положительное влияние российско-белорусской интеграции.
Кстати, совсем недавно, 15 января, Счетной палате Российской Федерации исполнилось пятнадцать лет. Пользуясь случаем, хотел бы от всей души поздравить всех ее работников с юбилеем и пожелать им сил и успехов в их нелегкой работе по осуществлению контроля за исполнением федерального бюджета, как, впрочем, и бюджета Союзного государства.

Беседовал Сергей ЯСЮНАС

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также