Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО:
От финансового контроля – к конструктивному сотрудничеству Парламентский контроль за исполнительной властью является одной из основных функций любого парламента. В этом смысле Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, выполняющее функции Парламента Союзного государства, также не является исключением. 9 февраля 2010 года в Минске состоялось совместное заседание Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации. Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко, принимавший участие в заседании, в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал о взаимодействии Парламентского Собрания и органов финансового контроля России и Беларуси.
Парламентский контроль за исполнительной властью является одной из основных функций любого парламента. В этом смысле Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, выполняющее функции Парламента Союзного государства, также не является исключением. 9 февраля 2010 года в Минске состоялось совместное заседание Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации. Ответственный секретарь Парламентского Собрания Сергей Стрельченко, принимавший участие в заседании, в эксклюзивном интервью нашему изданию рассказал о взаимодействии Парламентского Собрания и органов финансового контроля России и Беларуси. – «Доверяй, но проверяй» – эта мудрость знакома всем. Как российские и белорусские парламентарии контролируют ход строительства Союзного государства?
– Союзные парламентарии в своей работе часто используют наиболее распространенные формы парламентского контроля. Среди них отмечу направление запросов в органы Союзного государства по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов, заслушивание годового и полугодового отчетов об исполнении бюджета Союзного государства. Кроме того, Парламентское Собрание наделено правом осуществлять контроль в пределах своей компетенции по бюджетным вопросам. Причем делается это на всех стадиях бюджетного процесса: в ходе обсуждения и принятия проекта бюджета, рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комиссий, Совета и сессий Парламентского Собрания и в ходе парламентских слушаний, а также при рассмотрении отчетов об исполнении бюджета.
Полномочиями же контролировать финансы Союзного государства согласно Договору о создании Союзного государства должна быть наделена Счетная палата Союзного государства. Этот орган должен осуществлять контроль за исполнением доходных и расходных статей бюджета Союзного государства по объемам, структуре и целевому назначению, проверку отчетов о доходах и расходах всех органов Союзного государства, устанавливает, являются ли законными полученные доходы и произведенные расходы, а также выясняет, насколько рациональным было управление финансами, контролирует эффективность использования имущества Союзного государства. До создания Счетной палаты Союзного государства ее функции исполняют Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.
В ходе пленарных заседаний сессий Парламентского Собрания депутаты заслушивают доклады уполномоченных представителей Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь о результатах проверки отчета Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства. Так, на прошедшей в Москве в ноябре прошлого года тридцать шестой сессии мы рассмотрели отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2007 год.
– А почему же так поздно?
В конце 2009 года рассматривать отчет об исполнении бюджета за 2007 год?
– Есть определенный регламент. Годовой отчет об исполнении бюджета Союзного государства представляется Советом Министров в Парламентское Собрание в течение полугодия, следующего за отчетным периодом. Далее Парламентское Собрание направляет его в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь, которые, в свою очередь, в течение четырех с половиной месяцев проводят проверку отчета и готовят соответствующее заключение. И уже после получения этого заключения отчет об исполнении бюджета в течение полутора месяцев рассматривает Парламентское Собрание. Соблюдая эти правила, а также принимая во внимание графики проведения заседаний Совета Министров Союзного государства, совместных заседаний Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Счетной палаты Российской Федерации, а также сессий Парламентского Собрания, сроки утверждения отчетов Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства немного сдвигаются.
– Хорошо, а как, например, депутаты реагируют на замечания, содержащиеся в заключениях контрольных органов?
– Положительно. Ведь любая конструктивная критика продуктивна. Тем более что контроль за исполнением союзного бюджета осуществляется на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. И мы благодарны руководителям контрольных органов России и Беларуси Сергею Степашину и Зенону Ломатю за то, что в заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства всегда содержатся предложения по совершенствованию бюджетного процесса и более эффективному использованию средств союзного бюджета. То есть даже критику и замечания мы рассматриваем как помощь и своеобразную подсказку, необходимые при принятии нормативных правовых актов Союзного государства, регламентирующих работу по формированию и исполнению бюджета Союзного государства.
– Союзному государству – десять лет. Согласитесь, это небольшой срок для государственных структур. Можно ли уже говорить об устоявшейся системе взаимодействия контрольных органов России и Беларуси и Парламентского Собрания?
– Вполне. И более того – мы давно перешли от простого финансового контроля к конструктивному сотрудничеству. Представители Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь не просто выступают в роли сторонних наблюдателей и критиков, но имеют возможность наблюдать за ходом бюджетного процесса, что называется, изнутри, выступать с докладами на сессиях Парламентского Собрания, общаться с российскими и белорусскими депутатами. Совместная работа Парламентского Собрания и контрольных органов России и Беларуси позволяет эффективнее расходовать средства бюджета Союзного государства. А это – дополнительные деньги для финансирования ряда союзных социальных и экономических программ, что, в конечном счете, дает всем нашим гражданам возможность испытать на себе положительное влияние российско-белорусской интеграции.
Кстати, совсем недавно, 15 января, Счетной палате Российской Федерации исполнилось пятнадцать лет. Пользуясь случаем, хотел бы от всей души поздравить всех ее работников с юбилеем и пожелать им сил и успехов в их нелегкой работе по осуществлению контроля за исполнением федерального бюджета, как, впрочем, и бюджета Союзного государства.
Беседовал Сергей ЯСЮНАС