Телохранители для дальнобойщиков
Трасса «Брест – Москва» вскоре станет одной из самых безопасных МВД России и МВД Беларуси готовятся к созданию специального автомобильного коридора «Москва – Брест», в рамках которого будет обеспечена безопасность передвижения автотранспорта. Данный проект может быть реализован уже в 2010 году.
МВД России и МВД Беларуси готовятся к созданию специального автомобильного коридора «Москва – Брест», в рамках которого будет обеспечена безопасность передвижения автотранспорта. Данный проект может быть реализован уже в 2010 году. Мероприятия в рамках проекта нашли свое дальнейшее отражение в союзной программе «Борьба с преступностью на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на период 2008-2012 годов», в соответствии с которой предусмотрено проведение совместных учений МВД Республики Беларусь и МВД Российской Федерации в 2009-2011 годах.
С российской стороны за претворение в жизнь плана по созданию коридора безопасности отвечает Департамент государственной защиты имущества (ДГЗИ) МВД России. Начальник департамента, генерал-лейтенант милиции Вадим Савичев, к слову, хорошо знаком с братской республикой. Перед тем как окончить адъюнктуру Московской высшей школы милиции МВД СССР, он получил диплом юридического факультета Белорусского государственного университета.
– В текущем году на дорогах и трассах России вне населенных пунктов совершено 9,7 тысячи преступлений, из них 180 разбойных нападений, 424 грабежа, – рассказывает Вадим Савичев. – В общем количестве преступлений, совершенных на загородных автодорогах, отдельно необходимо отметить кражи грузов. Данный вид преступного промысла достиг сегодня почти 30 процентов от общего количества зарегистрированных преступлений на автодорогах. Несмотря на снижение числа таких преступлений, вероятность совершения указанных видов преступлений все еще сохраняется.
По мнению Вадима Савичева, одним из важных факторов, определяющих сложную криминогенную ситуацию на загородных автодорогах, является значительная удаленность наиболее опасных участков от населенных пунктов, что негативно сказывается на возможности оперативного прикрытия и контроля со стороны органов внутренних дел. В этих условиях на помощь милиции приходят новые технические средства и системы.
Сегодня все системы мониторинга автотранспорта, используемые МВД России в рамках автокоридора, применяют отечественные приемники позиционирования ГЛОНАСС/GPS. Таким образом обеспечивается возможность приема и передачи сообщений адресату в рамках единого пространства РФ и РБ.
Проводятся мероприятия по унификации систем спутниковой навигации и средств картографии, выработаны конкретные шаги по обеспечению возможности приема и передачи сообщений охраняемых автотранспортных средств адресату в рамках автокоридора «Москва – Брест».
В подразделениях территориальных органов внутренних дел Московской и Смоленской областей, расположенных в непосредственной близости от трассы, развернуты диспетчерские центры, служебные автомобили вневедомственной охраны оснащены системами мониторинга. Головной диспетчерский центр подразделений вневедомственной охраны России по контролю за автотранспортом на автомобильном коридоре «Москва – Брест» организован в Межрегиональном координационном центре по охране имущества при его транспортировке МВД России.
По словам Вадима Савичева, в настоящее время достигнута работоспособность всех элементов технических средств мониторинга подвижных объектов на участке трассы, проходящей по территории Российской Федерации.
В сентябре этого года на территории Беларуси проводилось тактико-специальное учение подразделений Департамента охраны МВД Беларуси и ДГЗИ МВД России. Согласно сценарию российское автотранспортное средство, оборудованное навигационно-мониторинговой системой, следовало в пункт пропуска «Козловичи». Перевозчиком якобы осуществлялась доставка ценного груза в Республику Польша. При выезде грузового автомобиля «МАЗ» с автозаправки ему преградил проезжую часть дороги легковой автомобиль. В кабину «МАЗа» проникли преступники и, угрожая пистолетом, заставили водителя пересесть на пассажирское кресло. Тот вынужден был подчиниться, но при этом незаметно нажал тревожную кнопку.
Через три секунды после нажатия кнопки на компьютеры диспетчерских центров России и Беларуси поступил сигнал тревоги. Для обнаружения и остановки контролируемого транспортного средства дежурный диспетчерского центра задействовал ближайшие к месту нахождения наряды милиции. Во время операции связь с ними не прерывалась ни на минуту.
Захваченный грузовой автомобиль вместе с сопровождающей его легковушкой отправился на склад. Вскоре на его территории появился наряд группы задержания. Увидев приближающийся милицейский автомобиль, преступники открыли огонь из огнестрельного оружия, взяли в заложники грузчиков и укрылись в гаражном блоке.
Через тридцать секунд на полигон прибыл наряд ГАИ и вместе с экипажем группы задержания заблокировал склад. А для оказания помощи задействованным нарядам дежурный направил группу специального подразделения по борьбе с терроризмом.
В итоге грабители были обезврежены и задержаны, а заложники освобождены. На территории России проведение подобных учений запланировано на 2011 год.
Иван НИКОЛАЕВ