Бюджетная арифметика
Комитет госконтроля Беларуси и Счетная палата России на заседании сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России подвели финансовые итоги деятельности Союзного государства в 2007 году Как отмечалось на заседании, на выполнение союзных программ и мероприятий, финансирование других расходных статей бюджета в 2007 году было предусмотрено направить 3,8 миллиарда российских рублей. В ходе исполнения бюджета его доходная и расходная части были увеличены почти на 409 миллионов рублей за счет целевых остатков средств бюджета, не использованных главными распорядителями в предыдущем году. Эти деньги направлены на эти же цели дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете на 2007 год. В целом бюджет по доходам исполнен на 98 процентов, а это 4,1 миллиарда рублей. Об итогах прошедшей совместной коллегии КГК РБ и Счетной палаты РФ корреспонденту газеты «Союзное вече» рассказывает заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Раиса СаврицкаЯ.
Как отмечалось на заседании, на выполнение союзных программ и мероприятий, финансирование других расходных статей бюджета в 2007 году было предусмотрено направить 3,8 миллиарда российских рублей. В ходе исполнения бюджета его доходная и расходная части были увеличены почти на 409 миллионов рублей за счет целевых остатков средств бюджета, не использованных главными распорядителями в предыдущем году. Эти деньги направлены на эти же цели дополнительно к ассигнованиям, предусмотренным в бюджете на 2007 год. В целом бюджет по доходам исполнен на 98 процентов, а это 4,1 миллиарда рублей. Об итогах прошедшей совместной коллегии КГК РБ и Счетной палаты РФ корреспонденту газеты «Союзное вече» рассказывает заместитель председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Раиса СаврицкаЯ. – Раиса Петровна, есть ли замечания у контролеров к расходованию средств бюджета 2007 года?
– Расходы бюджета профинансированы на 84,2 процента и составили 3,5 миллиарда рублей. Основная их доля приходится на финансирование 42 программ, подпрограмм и мероприятий. Неполное освоение средств, как и в предыдущем году, сложилось при выполнении нескольких программ по разделам «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства» и «Промышленность, энергетика, строительство». В частности, из денег, выделенных на организацию производства комплексов высокопроизводительных сельхозмашин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-240 л.с., освоено менее половины.
– Странная ситуация, одни сетуют на нехватку денег, другие их получают и не используют. Почему?
– Основными причинами недоосвоения средств стало позднее утверждение программ и мероприятий (четвертый квартал 2007 года) и ненадлежащий уровень организации работы отдельных госзаказчиков по выполнению программ. Например, план совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства был утвержден только в конце октября, а программа обустройства внешней границы Союзного государства на 2007-2011 годы – в последней декаде 2007 года.
Замечу, что тогда из бюджета Союзного государства не были востребованы и средства, предназначенные для возмещения части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам (480 млн рублей), для организации учета, оценки и управления активами Союзного государства (15 млн рублей), средства Резервного фонда (3 млн рублей), деньги на проведение экспертизы программ. Остались также неиспользованными средства, зарезервированные в бюджете Союзного государства на финансирование предполагаемых к утверждению в 2007 году новых программ, так как отдельные министерства и ведомства двух стран не согласовали их с финансовыми и экономическими органами государств-участников. Речь идет о таких программах, как «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России», «Разработка и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем уровня 0,5-0,25 мкм».
– Какие еще выявлены финансовые нарушения?
– На содержание органов Союзного государства и Телерадиовещательной организации в 2007 году использовано 428 миллионов рублей. Но не всегда эти деньги правильно расходовались. В частности, были допущены нарушения при определении порядка оплаты труда, заключении договоров, предоставлении служебных квартир, использовании автотранспорта. Общая сумма средств, использованных не по целевому назначению, составила 1,3 миллиона рублей. Эти деньги подлежат возврату в бюджет Союзного государства.
– Где их возьмут Постоянный комитет и Секретариат Парламентского собрания, если они не занимаются хозяйственной деятельностью?
– Как вариант, им может быть уменьшено финансирование текущего года на ту сумму, которая подлежит возврату в бюджет.
– КГК Беларуси и Счетная палата России ведут оперативный контроль за исполнением бюджета Союзного государства. Каково положение дел на сегодняшний день?
– Да, мы ежеквартально информируем Парламентское собрание об исполнении бюджета Союзного государства. И хочу сказать, что наметилась положительная динамика в освоении средств. Если за 9 месяцев в 2007 году освоение бюджетных средств составляло почти 47 процентов, в 2008-м за тот же период – 55 процентов, то за 9 месяцев нынешнего года – 63 процента. Это радует. А огорчает то, что все равно каждый год остаются значительные суммы неизрасходованных средств. Поскольку они накапливаются, то на 1 октября 2009 года остаток неиспользованных средств бюджета Союзного государства составлял уже 2,2 миллиарда российских рублей.
Кроме того, мы проверяем, как используются средства при реализации совместных программ. В прошлом году проанализировали четыре, в 2009 году – три программы. Отчет о результатах проверок направлен председателю Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Борису Грызлову. Проинформирован председатель Совета Министров Союзного государства Владимир Путин.
– Раиса Петровна, какая, на ваш взгляд, остается главная нерешенная проблема в организации бюджетного процесса и расходовании средств бюджета Союзного государства?
– Несовершенство нормативной базы. Например, требует доработки порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Минфина России и органы государственного казначейства Минфина Беларуси. До сих пор не разработаны новый порядок составления и реализации совместных программ и нормативный документ по учету, оценке и управлению активами Союзного государства. Не урегулирован вопрос использования Телерадиовещательной организацией доходов, полученных от предпринимательской и иной деятельности. Надо сказать, что парламентарии поддерживают наши предложения в части разработки нормативных документов.
Беседовал Николай ГУСЕВ