Аграриям грозит кадровый неурожай
Аграрные вузы Беларуси и России объединяют давние академические связи, единые традиции, общая методология преподавания, языковое пространство и совместные научные школы. Все это является основой интеграции высшего образования. Однако в последние годы престиж сельскохозяйственного образования в наших странах падает.
БГСХА имеет 29 договоров о сотрудничестве с вузами Российской Федерации. Наиболее успешно развиваются контакты с Российским государственным аграрным университетом – МСХА имени К.А. Тимирязева. Участие белорусских ученых в работе диссертационных советов вузов и НИИ России позволяет соотносить актуальность научных исследований в области сельского хозяйства. Студенты также вовлечены в мероприятия, проводимые в рамках двусторонних договоров: это научные студенческие конференции, фестивали, олимпиады, спортивные соревнования. Так, за последние 3 года проведено более 20 таких мероприятий с участием нескольких сотен студентов из России.
Что касается перспектив обучения студентов из России в Беларуси, то, по данным Министерства образования Беларуси, их число преобладает среди других иностранных студентов. Однако, несмотря на большие возможности, предоставленные межправительственными соглашениями, количество студентов – граждан России в БГСХА постоянно уменьшается. Статистика последних лет такова: если в 2003 году обучалось 50 студентов-россиян, в этом году только пять граждан России поступили на первый курс очного обучения.
В качестве одной из причин можно назвать проблемы, связанные с условиями приема в вузы, в частности взаимное непризнание результатов Централизованного тестирования и ЕГЭ, ухудшающуюся демографическую ситуацию, непрестижность сельскохозяйственного образования. Другим фактором в недалеком будущем может стать позиция наших стран относительно Болонского процесса. То есть встает вопрос: будут ли и далее признаваться документы о высшем образовании ввиду разной продолжительности, содержания обучения и разных уровней образования. Особенно ощутимо различие в содержании обучения на уровне магистратуры. Вызывает озабоченность и отношение к чисто сельскохозяйственным специальностям и специализациям, хотя это и соответствует международным тенденциям. Падение престижа сельскохозяйственного образования в мире не могло не сказаться и на его спросе среди белорусских и иностранных учащихся. В Беларуси, Грузии, Молдове, России, Украине сельскохозяйственные профессии выбирает 6-8 процентов всех студентов, и этот процент, к сожалению, продолжает уменьшаться. Думается, что эта ситуация требует тщательного анализа на уровне Союзного государства.
Александр КУРДЕКО