Понять друг друга
Заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства, кандидат экономических наук Альберт СТЕПАНОВ считает, что государствам-участникам удалось достичь взаимопонимания и найти компромиссное решение проблем, ранее казавшихся неразрешимыми. Об этом он рассказал «СВ», комментируя недавнее заседание Совета Министров Союзного государства.
Если говорить о главном финансовом документе Союзного государства, то с удовлетворением констатирую: на протяжении трех последних лет он принимается и утверждается в рамках текущего года. Это значит, что финансирование союзных программ и мероприятий мы начинаем с 1 января.
Есть и разочарования: бюджет 2010 года, вопреки традициям прошлых лет, увеличен не будет.
Несмотря на то что нам не хватает средств на финансирование пяти новых научно-технических программ, работу над ними решено продолжить. По мере готовности будем просить у Совмина дополнительные ресурсы – из остатков долевых взносов 2007 года. К счастью, не пришлось урезать социальные программы, принятые ранее, а вот новые инициативы включить в бюджет не удалось. Как и отразить проблемы, связанные с союзной собственностью, тем не менее в 2010 году собираемся активно работать над этой проблемой.
На заседании много внимания было уделено выполнению совместного антикризисного плана. Как и в любой работе, в его реализации есть недоработки, на которые участники в первую очередь обратили внимание национальных министров экономики и подсказали, на чем необходимо сконцентрировать внимание в первую очередь. Конечно, мы понимаем, что антикризисный план не решает все проблемы Беларуси и России и нацелен не столько на преодоление кризиса, сколько на послекризисное сотрудничество, поиск его новых форм и направлений. Поэтому, на мой взгляд, его можно назвать и стратегией развития Союзного государства.
Анализ противоречий, время от времени возникающих между государствами-участниками, показал, что зачастую они возникают из-за элементарного недопонимания позиций друг друга и легко устранимы, как, например, произошло на рынке сельскохозяйственной техники России и Беларуси. Экспорт белорусских тракторов в Россию – ощутимая поддержка агрокомплекса Беларуси. Для России тоже хорошо, когда на ее полях работает качественная, хорошо знакомая белорусская техника. Но России необходимо развивать и собственное тракторостроение. И белорусы наконец поняли, что нужно россиянам, стали искать новые формы сотрудничества. Теперь поставляют не только готовую продукцию, но и машинокомплекты, развивая производство белорусской сельскохозяйственной техники и на территории России.
Но особенно порадовало, что разработана программа расширения российско-белорусского сотрудничества в сложнейшей топливно-энергетической сфере. Правда, пока это прообраз программы, в ней сохраняются противоречия, различия в позициях, ее необходимо дорабатывать. Но, несмотря на это, документ позволяет двум странам от ручного управления перейти к программированию, прописать направления дальнейшей работы. К тому же белорусская сторона, по-видимому, поняла и приняла позицию российской стороны при расчете формулы цены на энергоносители, в основу которой заложен принцип равнодоходности на внутреннем и внешнем рынках, которую я считаю правильной. Иными словами, стороны наконец заговорили на одном методологическом языке. А это очень важно для развития союзного строительства, особенно в кризисные и послекризисные годы.