Границу закроют на «электронный замок»
Облик современных рубежей меняется с каждым днем Когда-то после распада Союза бывшим республикам пришлось возводить границы в спешном порядке, по временной схеме. Тогда пограничникам приходилось ютиться в вагончиках и пользоваться примитивным оборудованием. Ситуация изменилась только в 1997 году – тогда впервые была принята союзная программа развития пограничных пунктов пропуска. Затем в 2002 году стартовала еще одна аналогичная программа, согласно которой осуществлялось строительство объектов пограничной инфраструктуры на белорусском участке внешней границы Союзного государства (граница с Республикой Латвия и Республикой Литва) и оснащение их средствами связи и инженерным оборудованием. Сегодня действует новая союзная программа по обустройству внешних границ на период 2007-2011 годов.
Когда-то после распада Союза бывшим республикам пришлось возводить границы в спешном порядке, по временной схеме. Тогда пограничникам приходилось ютиться в вагончиках и пользоваться примитивным оборудованием. Ситуация изменилась только в 1997 году – тогда впервые была принята союзная программа развития пограничных пунктов пропуска. Затем в 2002 году стартовала еще одна аналогичная программа, согласно которой осуществлялось строительство объектов пограничной инфраструктуры на белорусском участке внешней границы Союзного государства (граница с Республикой Латвия и Республикой Литва) и оснащение их средствами связи и инженерным оборудованием. Сегодня действует новая союзная программа по обустройству внешних границ на период 2007-2011 годов. По словам руководителя Управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Елены Китовой, обустройство пунктов пропуска на белорусском участке не вызывает нареканий. «На данный момент у нас практически все пункты обустроены. Шестьдесят процентов средств дает Российская Федерации, а сорок процентов – Беларусь. Сейчас встает вопрос дооснащения пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами», – сказала она.
Напомним, что осенью этого года делегация Росграницы вместе с ее руководителем Дмитрием Безделовым посетила Беларусь. Россияне изучили работу пунктов пропуска «Котловка», «Бенякони», «Козловичи» и таможенного поста «Брест-Западный», обсудили вопросы проектирования, строительства и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации различных видов контроля в пунктах пропуска. В ходе встреч достигнуты договоренности о дальнейшем сотрудничестве по укреплению и обустройству внешних границ Союзного государства. По словам руководителя Федерального агентства по обустройству Государственной границы РФ Дмитрия Безделова, его впечатления от Беларуси «самые наиприятнейшие».
Между тем в отличие от Беларуси, по словам Елены Китовой, на границе с Казахстаном дело обстоит намного хуже. Там сохраняется угроза наркотрафика и завоза болезней. Сегодня границу с Казахстаном, а она самая протяженная (7512 км), только начали обустраивать – на данный момент ведется ее демаркация.
Между тем строительство границы – дело дорогое. Информация о тратах закрыта, но есть цифры из других стран. Дмитрий Безделов привел пример американцев, где модернизация одной тысячи километров границы обходится в полтора миллиарда долларов.
Однако не только участок с Казахстаном требует пристального внимания. Сегодня, по словам Безделова, около половины всех пунктов пропуска (ПП) в России требуют модернизации технологического оборудования и технического оснащения. Так, из 177 автомобильных ПП самыми обустроенными являются пункты, расположенные в Северо-Западном федеральном округе, а самыми плохо обустроенными – на границе с Украиной и Казахстаном.
Между тем руководство Росграницы изучает зарубежный опыт оборудования пунктов пропуска. В качестве идеала Дмитрий Безделов назвал один из пограничных пунктов пропуска в Сингапуре, который пропускает 250 тысяч человек и 20 тысяч транспортных средств в сутки, при этом не создавая никаких очередей. «Мы изучаем технические возможности пропуска большой массы людей, автомобилей с целью устранения пробок и увеличения перевалки грузов в Российской Федерации», – сказал он.
Росграница будет также заниматься обустройством арктических морских границ, что связано с геополитическими интересами России в этом регионе.
Пограничники намерены использовать в своей работе беспилотные летательные аппараты. Например, на Каспии с помощью них уже отслеживают браконьеров. От мини-самолета не спрячешься – он фиксирует факты нарушения практически без звука.
Не исключено, что беспилотники вскоре будут приняты на вооружение и на внешних границах Союзного государства.
Как отмечают представители Росграницы, для пограничного контроля будут применяться самые современные технические средства, основанные на принципах визуализации, сигнализации и радиолокации. Электроника и стоит порой дешевле, и караулит незаметнее, и оповещает оперативнее.
Дмитрий НЕРАТОВ