Остается пройти не больше четверти пути
По итогам заседания Совета министров Союзного государства премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что из 989 мероприятий, предусмотренных 28 программами интеграции наших стран, уже выполнены около 75 процентов. И теперь мы спускаемся на новый микроуровень: принятие подзаконных актов
Действительно, за прошедшие с момента принятия программ полтора года сделано очень много. Настоящий прорыв произошел 27 марта, когда на заседании Союзного Совмина было подписано межправительственное соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве, приняты резолюции «О разработке стратегии научно-технологического развития Союзного государства», «О программах Союзного государства в области космоса (о создании спутника (спутниковой группировки) и проведении совместных исследований по дистанционному зондированию Земли)», «О сотрудничестве Беларуси и России в области развития микроэлектронных технологий, проектирования и производства электронной компонентной базы и электронного машиностроения» и так далее.
Вообще, если посмотреть на темпы развития союзного строительства, можно признать, что идет оно если и не семи-, то уж четырех-пятимильными шагами точно. Еще в самом начале года Роман Головченко говорил, что реализовано 671 мероприятие, то есть – 68 процентов из общего числа. Причем семь программ, касающиеся вопросов прослеживаемости товаров, транспортного, валютного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля, финансового сектора, бухгалтерского учета, а также развития атомной энергетики к тому времени были выполнены в полном объеме. Уже 12 января Премьер Беларуси отчитался, что процент реализации вырос до 70. А 17 февраля Александр Лукашенко на встрече с Владимиром Путиным рассказал, что союзные программы реализованы на 80 процентов.
Тем не менее, по словам Головченко, не все в нашей интеграции пока идет быстро и гладко. Пока пробуксовывают уже подписанные межправительственные соглашения о единой промышленной политике и признании технологических операций в рамках Союзного государства. Ну как пробуксовывают… Не работают.
Немало проблем в логистической сфере. Прежде всего надо справиться с резким повышением транспортных расходов, вызванным изменением транспортно-логистических цепочек и маршрутов. В этой области целый пакет соглашений уже подписан и ждет реализации. В сущности, у нас уже получилось не только переориентировать товарные потоки из Беларуси, но и сделать их экономически выгодными. Между нашими странами достигнута договоренность о поддержке и субсидировании с российской стороны стоимости грузовых перевозок, в первую очередь железнодорожных. Что касается морских маршрутов, то Беларусь сегодня работает более чем с 20 российскими портами России, в которых неизменно пользуется достаточно привилегированными тарифами.
Так что, три четверти пути уже пройдены. Разгон взят, и можно надеяться, что последнюю четверть мы преодолеем успешно. Пусть не без проблем, но быстро. Достигнутыми темпами, мы должны уже через полгода прийти к финишу «дорожных карт» (как первоначально называли союзные программы). Который одновременно станет стартом новой жизни в новом Союзном государстве. И пусть весь мир позавидует нашей интеграции!