Продовольственная безопасность Союзного государства
Пути ее обеспечения парламентарии, практики и ученые двух стран обсуждали в Гродно Специальный выпуск газеты “Союзное вече”
Специальный выпуск газеты “Союзное вече” Человечеству грозит тотальная нехватка продуктов питания, что дестабилизирует геополитическую ситуацию и ведет к острому кризису в беднейших районах планеты.
Согласно выводам экспертов, чтобы избежать кризиса, производство продуктов к 2050 году должно быть удвоено. А значит, правительства всех стран уже сейчас должны предпринимать шаги для развития сельского хозяйства.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, на сегодняшний день более 1 миллиарда человек в мире голодают. Это означает, что при малейшем ухудшении экономической ситуации появляется угроза безопасности любой продовольственной системы, особенно если это связано с ростом цен.
– В принципе, для мирового рынка рост цен на сырье и продовольствие не является чем-то особенным, мировые цены в той или иной мере повышаются уже более тридцати лет, – говорит заведующая отделом рынка Республиканского научного унитарного предприятия “Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, доктор экономических наук, член-корреспондент НАН Беларуси Зинаида Ильина. – Однако особенность нынешней ситуации в том, что если раньше после некоторого роста они снижались, причем иногда до прежнего уровня, то после 2000 года этот процесс уже становится необратимым. За три года мировые цены на пшеницу выросли на 181 процент, на продовольствие в целом – на 83 процента, и снижения их в ближайшем будущем не предвидится. Рост цен на фоне общего дефицита продовольствия основательно ухудшил обеспечение населения многих стран, в первую очередь, зависимых от импорта.
В большинстве стран мира усугубляется поиск оптимальных решений продовольственной проблемы. Не исключение здесь Беларусь и Россия. Проведению согласованной аграрной политики и обеспечению продовольственной безопасности Союзного государства и было посвящено очередное заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам союзного строительства, прошедшее в Гродно. В нем приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, научной общественности двух стран.
Участники семинара всесторонне проанализировали состояние и ключевые проблемы экономической интеграции Беларуси и России в аграрной сфере. Отмечая, что развитие агропродовольственного сектора экономики Союзного государства является одним из основных приоритетов социально-экономической политики, гарантирующим продовольственную безопасность двух стран, участники семинара пришли к выводу о настоятельной необходимости проведения согласованной аграрной политики.
Да, интеграция агропромышленных комплексов Беларуси и России дала уже положительные плоды. Обеспечен устойчивый рост производства сельхозпродукции и продовольствия, увеличен их экспорт. Объем товарооборота между нашими странами только по продовольственной группе в 2008 году составил около 3 миллиардов долларов. В прошлом году впервые сформированы пятилетние совместные балансы спроса и предложения по мясу, молоку и сахару, направленные на стимулирование роста производства и взаимной торговли. Разрабатываются и реализуются совместные программы, финансируемые из бюджета Союзного государства — “Лен”, “Картофель”, “Молоко”, “Плодоовощная продукция”.
В то же время, несмотря на положительные результаты экономической интеграции государств — участников Союзного государства в агропромышленной сфере остается ряд экономических, организационных и технологических проблем, из-за чего потенциал взаимодействия двух стран в аграрном секторе, в сфере поставок продовольствия и повышения его конкурентоспособности использован далеко не полностью. Имеются различия в системе государственной поддержки агропромышленного производства, в политике ценообразования и налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Существуют барьеры в торговле продовольствием и сельхозсырьем с обеих сторон. Это говорит о том, что формирование единой аграрной политики требует дальнейшей поэтапной синхронизации важнейших ее направлений.
Во время проведения семинара состоялось также заседание Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике. Члены комиссии проанализировали работу по учету, оценке и управлению активами Союзного государства, обсудили, как идет подготовка проектов порядка разработки и реализации программ Союзного государства и порядка проведения конкурсов по исполнению мероприятий программ Союзного государства. Представители Постоянного Комитета Союзного государства представили отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 и 2009 год.
В рамках семинара союзные парламентарии посетили филиал ОАО “Гроднохлебопродукт” племптицерепродуктор “Юбилейный” и ОАО “Василишки”, чтобы на практике посмотреть на решение производственных и социальных проблем села.
___________________
Владимир САВЧЕНКО, председатель Гродненского облисполкома:
“Регион высокой культуры земледелия”
Несмотря на несколько разные подходы Беларуси и России к проведению своей аграрной политики, в рамках Союзного государства необходимо двигаться в сторону создания единого продовольственного рынка. В частности, унифицировать нормативную базу и стандарты, снять квоты и ограничения в торговле сельхозпродукцией в отношении друг друга. И то, что вопрос продовольственной безопасности Союзного государства активно обсуждают законодатели, от которых зависит создание нормативной базы, правил, по которым мы будем в дальнейшем торговать и взаимодействовать, обнадеживает. Так считает Владимир Савченко, губернатор области, на базе которой проходил семинар.
– Гродненская область вносит значимый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. На это работают 187 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности, а также целый ряд предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Государственная поддержка селу позволила в последние годы еще более укрепить позиции Гродненщины как высокоразвитого сельскохозяйственного региона: технически перевооружить агропромышленный комплекс, улучшить условия труда работников, а главное – повысить экономическую эффективность аграрного производства.
За пять последних лет объем производства валовой продукции сельского хозяйства в области увеличился почти на 40 процентов. За этот же период перерабатывающие предприятия мясо-молочной промышленности Гродненщины увеличили объем товарной продукции на 70 процентов. В прошлом году средняя урожайность зерновых составила 52 центнера с гектара, в текущем – 44,9 центнера (но это без учета зерна кукурузы).
Было бы ошибкой видеть секрет щедрости гродненской нивы в каком-то особенном климате или составе почвы. Это важные факторы, но отнюдь не решающие. Основной составляющей стабильной работы АПК области является высокий уровень культуры земледелия, который складывался на протяжении многих лет. И сегодня наши высокообразованные специалисты продолжают неустанно работать в этом направлении. Основным направлением развития сельского хозяйства региона мы считаем животноводство. На животноводческих фермах области содержится 613 тысяч голов крупного рогатого скота и около 640 тысяч свиней. Мы отмечаем значительную прибавку надоев, привесов на откорме, что обеспечивается комплексом технических и организационных мер. В частности, в молочном животноводстве упор сделан на создание крупных молочных ферм, оснащенных самым современным доильным оборудованием с компьютерным управлением. Перед собой мы ставим задачу – в ближайшие 3–4 года сократить общую численность молочных ферм с устаревшей технологией в три раза, сконцентрировав все дойное стадо области на 350 крупных молочных комплексах нового типа с численностью 600–1000 и более голов. Это обеспечит значительный рост производительности труда и улучшение экономической эффективности молочной отрасли.
Значительную научную и методическую помощь по внедрению в практику современных технологий специалистам-аграриям оказывают ученые Гродненского государственного аграрного университета и Гродненского зонального института растениеводства Академии наук Беларуси.
Развитию села, безусловно, способствует всемерное развитие его социальной инфраструктуры. До конца 2010 года на Гродненщине предусмотрено преобразовать в агрогородки 239 сельских населенных пунктов. Уже стали агрогородками 144 центральные усадьбы хозяйств, заканчиваются работы еще в 44 деревнях, а в следующем году обустроим еще 51 населенный пункт. В целом же в социальные объекты села вложено 2,3 триллиона рублей.
Инновационное развитие переживают и предприятия пищевой промышленности АПК. Их удельный вес в объеме промышленного производства области достаточно велик и составляет почти 22 процента. В области действуют 5 мясокомбинатов и
9 молокоперерабатывающих пред-приятий. Четверть мясной и более половины молочной продукции мы экспортируем. В том числе и в Россию.
Невзирая на существующие квоты и различные ограничения, возникающие порой другие неожиданные недоразумения, благодаря хорошему соотношению цены и качества она востребована российскими потребителями. Как и хорошая российская продукция всегда востребована на белорусском рынке. Но наша общая задача — сделать все возможное, чтобы убрать все существущие проблемы во взаимной торговле в рамках нашего Союзного государства.
__________________
Отрадно, что проблематика строительства Союзного государства обсуждается все активнее.
Владимир НИКИТИН,
заместитель Ответственного секретаря
Парламентского Собрания Союза Беларуси и России:
– Активнее формировать общий продовольственный рынок Беларусь и Россию подталкивают не только внутренние, но и внешние факторы. В частности, вступление наших государств во Всемирную торговую организацию. В ходе переговоров о вступлении в ВТО одной из главных тем является именно государственная поддержка аграрного сектора.
Сейчас, когда принято решение, что Беларусь, Россия и Казахстан будут вступать в ВТО единой таможенной территорией, мы будем попросту обязаны согласовывать свои позиции по столь важному вопросу. Поэтому все страны, и прежде всего Россия должны еще раз подумать и усилить переговорные позиции с точки зрения возможности увеличения помощи своему сельскому хозяйству. Это могут быть не прямые дотации, а использование механизмов льготного кредитования, льготных лизинговых схем.
Конечно, этот вопрос будет детально осуждаться и в рамках Таможенного союза Беларуси, России, Казахстана. Поэтому не может не удовлетворять, что взаимопроникновение проблематики строительства Союзного государства и взаимодействия в рамках Таможенного союза сегодня становится все более активным.
______________
Аграрная политика определяет качество жизни
Поэтому продовольственная безопасность стоит в одном ряду с национальной и военной
Это мнение, не раз звучавшее в ходе прошедшего в Гродно заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства, корреспонденту “СВ” еще раз напомнил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по аграрным вопросам, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Сергей КРЫЖЕВИЧ.
– По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50 процентов определяется образом жизни, на 20 – окружающей средой, на 20 – наследственностью, на 10 процентов – уровнем здравоохранения. При этом термин “образ жизни” главным образом определяется системой питания, отмечает Сергей Крыжевич. – Следовательно, продовольственная сбалансированность и состояние окружающей среды являются основными критериями в структуре формирования и поддержания здоровья человека. А они в свою очередь напрямую связаны с аграрной политикой.
Значимость продовольствия в мире увеличилась настолько, что стала в один ряд с национальной и военной безопасностью, а в отдельных случаях и приоритетной.
– Насколько продовольственная безопасность обеспечена в Беларуси?
– В республике сохраняется позитивная тенденция обеспечения сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке сырья и продовольствия в основном на базе собственного производства, объемы которого по ряду продуктов превышают потребность в 1,5 – 2 раза.
Годовое потребление основных продуктов питания в 2008 году составило 3200 килокалорий в сутки. В натуральном выражении относительно нормативной потребности оно составляет: мясо – 94 процента, молоко – 60, яйцо – 95, рыба – 99, сахар – 103, растительное масло – 120, овощи – 116, плоды – 76, картофель – 112, хлеб – 113 процентов. Эти данные указывают на некоторую несбалансированность питания и неоптимальную его структуру.
Суточное количество потребляемых питательных веществ по отношению к нормативным параметрам в 2008 году составило: по белкам – 107 процентов, углеводам – 105, жирам – 94, суммарной энергетической ценности рациона – 91 процент. В целом интегральный индекс потребления продуктов на душу населения республики составил 0,99, что гарантирует достаточность продовольствия при несбалансированности по питательным веществам.
– Как, на ваш взгляд, должна решаться проблема продовольственной безопасности в рамках Союзного государства?
– Продовольственная безопасность Союзного государства должна гарантироваться государственными программами и национальными проектами по возрождению и развитию села, реализация которых позволила бы обновить социальную и производственную сферы, обеспечить условия устойчивого развития сельской территории, повысить доходы населения, престижность проживания на селе, а также улучшить демографическую ситуацию.
Для обеспечения другой стороны продовольственной безопасности – повышения качества продуктов питания – в рамках Союзного государства проводится гармонизация белорусских нормативных требований с российскими, а также со странами Европейского союза. К примеру, в течение 2007–2008 годов с Россией гармонизировано 35 нормативных документов. В настоящее время законодательной ветвью власти Беларуси организовано рассмотрение заинтересованными органами проекта закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в “Технический регламент на молоко и молочную продукцию”.
Уверен, что сотрудничество обоих субъектов Союзного государства на законодательном уровне будет способствовать объединению аграрных рынков двух стран и соблюдению баланса их взаимных интересов.
Все это стимулирует развитие торгово-экономической интеграции Беларуси и России, так как все принятые нормативные правовые акты нацелены на создание условий для свободного продвижения товаров и услуг. К настоящему времени многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства. Во исполнение этих договоренностей Беларусь и Россия практически не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы на экспорт или импорт товаров с таможенных территорий этих государств.
– Тем не менее проблемы у наших стран во взаимной торговле все же существуют...
– Да, несмотря на принятие основополагающих документов, регулирующих развитие экономической интеграции между Беларусью и Россией, барьеры в торговле продовольствием остаются. Препятствием в межгосударственной торговле являются в основном нетарифные барьеры: запрет экспорта (импорта) определенных товаров, ужесточение технических требований на таможне, валютные ограничения, лицензирование импорта, стандарты и сертификация, налогообложение и другие. В отдельных случаях применяется протекционизм и в тарифной политике, особенно в отношении таких товаров, как сахар, некоторые молочные и мясные продукты.
К сожалению, до настоящего времени не подписано соглашение о принципах и правилах применения субсидий, в том числе и сельскохозяйственных, которое необходимо было принять еще до 1 октября 2007 года. Причина в том, что Россия предъявляет более жесткие требования к субсидированию сельского хозяйства, чем это предусматривается нормативными документами, принятыми в рамках ВТО. Она считает, что более высокий уровень поддержки сельского хозяйства в нашей стране позволит ей иметь одностороннее преимущество. Однако если подходить реально к проблеме неравнозначности поддержки аграрного сектора в Беларуси и России, то, как показывают расчеты, финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в нашем государстве не может оказать существенного влияния на экономику сельскохозяйственной отрасли Российской Федерации.
– Так каковы же перспективы сотрудничества субъектов хозяйствования Союзного государства?
– Несмотря на возникающие некоторые разногласия по поводу механизмов внешнеторговой политики Беларуси и России, более глубокая экономическая интеграция между странами в сфере продовольственной безопасности является объективной необходимостью. Она вызвана потребностью сохранения стабильного и устойчивого продовольственного рынка и рынка средств производства в агропромышленном комплексе; наличием взаимодополняемой сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности, а также исторической общностью и географической близостью государств. Не следует забывать, что и для Беларуси, и для России продовольственный рынок стран ЕС и США в перспективе будет достаточно закрытым, так как при значительной финансовой поддержке сельского хозяйства здесь производят продовольственных товаров в достаточном количестве не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.
______________
К чему ведут “непатриотичные” цены на энергоносители
Николай КОНДРАТЕНКО, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.
На мой взгляд, самый большой удар по сельскому хозяйству России нанесла политика цен на энергоносители. Поэтому данная проблема требует обсуждения не только в Совете Министров Союзного государства, но и в профильных национальных и союзных правительственных инстанциях. И вот почему.
И Россия, и Беларусь – холодные засушливые континентальные страны. В Беларуси в зоне земледелия выпадает до 600 мм осадков, в России на 92 процентах пахотных земель – до 400–500, а кое-где и 200 мм.
Как же можно заставлять крестьян холодной континентальной и засушливой России, в которой очень короткий вегетационный период и низкая сумма эффективных для произрастания сельскохозяйственных растений температур, платить за энергоносители столько же, сколько и семерка самых успешных европейских стран, находящихся в гораздо лучших климатических условиях. К тому же российские крестьяне в силу перечисленных обстоятельств иногда собирают всего по 13–15 центнеров зерна с гектара, а упомянутая семерка – в среднем до 68 центнеров, Франция, Голландия, страны Бенилюкса еще больше – 82–86 центнеров. А ведь затраты на гектар у наших крестьян даже выше. Какая же это конкурентная среда?!
Мы проигрываем в подобной конкуренции полностью! И отнюдь не потому у нас низкие урожаи, что мы глупее, а потому, что в России, обладающей огромными собственными запасами нефти, газа, угля неэффективная, непатриотичная политика цен на энергоносители для собственного народа, изменить которую пока не получается.
Новый закон о торговле способен защитить отечественного сельхозпроизводителя локально, но изменить ситуацию кардинально, спасти его не в состоянии. Как и любой другой закон. Потому что даже существующие небольшие дотации тут же съедаются ценами на энергоносители. В структуре себестоимости любого вида продовольствия – зерна, мяса, молока, свинины, баранины, говядины, мяса птицы – они составляют не менее 60 процентов. В условиях рыночной экономики никто не будет инвестировать в убыточную отрасль. Инвестор не отдаст денег, не почуяв запаха прибыли. А его напрочь “перебивают” существующие цены на энергоносители. Поэтому, считаю, необходимо вынести эту проблему на обсуждение союзного Совмина, чтобы все, от кого зависит ее решение, очнулись и поняли: если в ближайшее время не изменим ситуации, навсегда вылетим из конкурентной среды.
_____________________
Требуются прогрессивные технологии
Дмитрий НОЗДРИН, директор по технике и технологиям производства и переработки сельскохозяйственной продукции ОАО “ЦК МПФГ “Формаш”
Проведенный Минсельхозом России анализ показал, что в пищевых производствах как в России, так и в Беларуси продолжает остро стоять проблема использования вторичных ресурсов, образующихся в процессе переработки сельскохозяйственной и рыбной продукции. При этом помимо прямых потерь ценных пищевых и кормовых компонентов возникают экологические проблемы, так как большое количество вторичных ресурсов выбрасывается в отходы, чем наносится серьезный урон окружающей среде. В настоящее время проходит согласование программа Союзного государства “Повышение эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники”. Предложение о ее разработке одобрено постановлением Совета Министров Союзного государства от 27 февраля 2009 года. Сегодня нам необходимо объединить научные, производственные, финансовые и материальные ресурсы России и Беларуси для реализации данной программы, которая поможет укрепить продовольственную безопасность наших стран.
Наиболее остро обстоит дело в спиртовой, молочной, рыбной и пивоваренной промышленности. Указанные отрасли относятся к ресурсо- и энергоемким и их безотходное функционирование кроме решения экологических проблем в современных условиях обеспечит повышение эффективности производства также и за счет снижения энергозатрат. Поэтому данную проблему предлагается решать в трех аспектах: экологическом, экономическом и энергетическом путем разработки и внедрения безотходных и малоотходных комплексных технологий производства продукции, предусматривающих переработку или утилизацию отходов.
Показатели эффективности реализации мероприятий программы свидетельствуют о высокой ее экономической и социальной значимости. Выполнение ее в полном объеме силами российских и белорусских ведущих институтов, конструкторских бюро и предприятий пищевой и перерабатывающей отраслей промышленности в течение трех лет (2010—2012 годы) позволит создать 18 прогрессивных безотходных технологий и 20 видов оборудования для переоснащения предприятий пищевой промышленности.
Для убедительности приведу примеры. В России ежегодно при производстве спирта образуется не менее 10 млн тонн жидкой барды, утилизируется же лишь незначительная ее часть. Количество спиртзаводов, имеющих оборудование по переработке барды, не превышает 10 процентов. Из-за того что жидкая барда имеет высокий показатель загрязнения стоков, ее нельзя подавать на очистные сооружения, и при отсутствии оборудования по переработке ее в основном сливают в овраги и водоемы. Последствия такой безответственности объяснять не нужно.
В молочной промышленности при производстве сыра и творога образуется не менее 2,5 млн тонн сыворотки, причем объем ее переработки не превышает 3 процентов. Сыворотка загрязняет воду в 100 раз больше, чем хозяйственно-бытовые стоки, и в 35 раз больше, чем производственные стоки молочных предприятий. Практикуемый сейчас сброс сыворотки также наносит большой экологический ущерб окружающей среде.
Решение проблем переработки вторичных сырьевых ресурсов рыбоперерабатывающих предприятий, что особенно актуально для России, позволит получать новые виды кормовых белковых концентратов и белковых масс. В настоящее время при переработке рыбы теряется до 250 тысяч тонн сырья, богатого полноценным белком, жирными полиненасыщенными кислотами, полным набором макро- и микроэлементов.
В пивоваренной отрасли образуется значительное количество отходов, включающих зерновые, солодовые ростки, сырую пивную дробину, белковый отстой и остаточные пивные дрожжи. Внедрение современной технологии их переработки позволит использовать эти отходы для вскармливания сельскохозяйственных животных. Названная проблема, безусловно, актуальна и для Беларуси.
Хочу заметить, что по инициативе ОАО “ЦК МПФГ “Формаш” и РУП “Институт овощеводства” НАН Беларуси начата также разработка научно-технической программы Союзного государства “Повышение эффективности производства овощей и грибов в защищенном грунте на основе прогрессивных технологий техники”.
В мировой практике тепличное производство развивается динамично и является высокоэффективной отраслью АПК. Повсеместно имеет место переход к современным интенсивным технологиям и способам выращивания овощей, грибов и декоративно-цветочных культур в современных культивационных сооружениях.
Ситуация, сложившаяся в данной отрасли в наших странах на сегодняшний день, подтверждает существенное снижение эффективности ее работы, что связано с объективными причинами: 80-процентной амортизацией культивационных сооружений, построенных в 80-х годах XX века, неэффективностью работы предприятий отрасли в новых, рыночных экономических условиях и т.д.
По данным Госкомстата, для обеспечения потребления минимальной медицинской нормы свежих тепличных овощей годовой объем производства продукции защищенного грунта в России должен составлять около 1,9 млн тонн. По данным ассоциации “Теплицы России”, реально производится лишь около 630 тысяч тонн овощей в год. Таким образом, в среднем на одного жителя России производится лишь 4,3 килограмма овощной продукции защищенного грунта в год. Для сравнения: в Китае, существенно отличающемся по агроклиматическим показателям от России, в защищенном грунте производится продукции в 12 раз больше, т.е. около 50 килограммов на человека в год.
Повышение эффективности производства возможно лишь при постройке новых и модернизации старых тепличных комбинатов, которая ведется в настоящее время, в основном за счет импортных полнокомплектных поставок дорогостоящего тепличного оборудования из Голландии, Италии, Франции, Финляндии. Поэтому нам следует найти отечественную альтернативу.
_________________
Необходим специальный орган, который бы занимался созданием общего рынка
Иван УШАЧЕВ,
академик, вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства:
– Создание институциональной сферы общего продовольственного рынка Союзного государства будет способствовать его развитию, а согласованная аграрная политика Беларуси и России обеспечит продовольственную безопасность Союзного государства.
Необходимо сформировать специальный орган, который бы занимался созданием общего рынка. У нас этим занимаются все и никто, вот почему нужен такой координирующий орган – скажем, комиссия при Совете Министров Союзного государства, которая бы согласовывала работу в этом направлении. Одновременно, по примеру ЕС, целесообразно сформировать также союзный фонд по регулированию рынка.
Среди организационных механизмов следует выделить создание товаропроводящей системы общего рынка, поскольку на логистику приходится до четверти конечной цены продукта. Особое внимание стоит уделить и созданию отраслевых союзов обоих государств, наделив их полномочиями, которые позволят предотвращать взаимные конфликтные ситуации.
_______________
Не конкуренты, а партнеры
Анна ШАРЕЙКО, член Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности, директор ОАО “Витебская бройлерная птицефабрика”, кандидат сельскохозяйственных наук
Россия является основным внешнеторговым партнером Беларуси по экспорту продуктов питания. За последние пять лет сельхозорганизации Беларуси увеличили объем производства на 44 процента, что практически позволяет обеспечить перерабатывающие предприятия белорусским сельскохозяйственным сырьем. Безусловно, важнейшую роль в достижении таких высоких результатов сыграла эффективная государственная поддержка села. При этом я убеждена, что государственная поддержка аграрной сферы в Беларуси ни в коей мере не мешает развитию села России и не создает конкуренции российским производителям продовольствия. Так, по информации Минсельхозпрода Республики Беларусь, в соответствии с балансом спроса и предложения потребность России в мясе в настоящее время составляет 9 млн тонн, а производится только 6 млн тонн. При этом Беларусь может поставить в Россию 100–150 тысяч тонн. Цифры говорят сами за себя.
На примере предприятия “Витебская бройлерная птицефабрика” хочу отметить отсутствие каких-либо острых проблем в вопросах поставок мяса птицы и продуктов ее переработки на российский рынок. Объем поставок мясопродукции в Российскую Федерацию мы увеличиваем ежегодно. В 2007 году экспорт составил 2,6 млн долларов США, в 2008-м – 3,9, в 2009-м планируется более 6 млн долларов. Продукция фабрики, которая одной из первых белорусских сельхозорганизаций успешно прошла инспектирование госветнадзором России, реализуется в Смоленской, Московской, Псковской и Ленинградской областях.
Говоря о товаропроводящей системе реализации продукции, хочется отметить, что существенных успехов в увеличении объемов продажи мясных продуктов на российский рынок Витебская бройлерная птицефабрика добилась благодаря созданию собственного торгового дома “Витебский бройлер – Смоленск” в форме общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом фабрики в 100 процентов. Наличие такой структуры позволяет непосредственно на территории России отслеживать динамично изменяющуюся конъюнктуру рынка на продукцию из мяса птицы, гибко реагировать на ее изменения, принимая соответствующие маркетинговые управленческие решения для увеличения экспортных продаж.
На примере нашего предприятия могу с уверенностью говорить об отсутствии какого-либо предвзятого отношения со стороны Россельхознадзора при проведении инспектирования и аттестации на право поставок продукции животного происхождения в Россию. Минсельхозпрод Республики Беларусь и компетентные службы России слаженно и оперативно работают при выдаче ветеринарных разрешений на ввоз продукции животноводства оптовым покупателям в России, хотя несколько лет назад существовали определенные бюрократические проволочки и недопонимание, на что жаловались наши российские контрагенты. Инспектирование российской стороной белорусских предприятий – экспортеров продовольствия является мощным стимулом их эффективного развития и модернизации производств. Считаю инспектирование вполне цивилизованным подходом, позволяющим проверить качество продукции в той стране, откуда она поставляется, и являющимся действенным способом защитить российских потребителей от продукции низкого качества.
Сегодня мы имеем на продовольственном рынке высококачественный продукт в широком ассортименте. Как практик, могу утверждать, что система обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов на ведущих предприятиях Беларуси практически не отличается от системы качества западноевропейского уровня, поэтому производимая ими продукция пользуется высоким спросом в Российской Федерации.
Крайне необходимым в практическом отношении является выработка единых требований к проверке качества производимой продукции, соблюдению ветеринарного и санитарного контроля в Союзном государстве, а также к самим нормативам определения качества продовольственных товаров.
Для снятия определенной напряженности в отношении лабораторных проверок качества продовольствия положительную роль сыграло бы создание независимой системы экспертиз от взятия проб до проведения анализов продукции.
В целом же между Беларусью и Россией, полагаю, нет непреодолимых противоречий. И идущий конструктивный диалог способствует развитию сельского хозяйства и пищевой промышленности Союзного государства. Главной задачей органов государственного управления в части выработки и реализации согласованной аграрной политики является повышение уровня и качества жизни населения Союзного государства, обеспечение населения качественными продуктами по справедливой цене, снижение удельного веса импортной продукции в Союзном государстве.
Экономики Беларуси и России имеют высокий уровень интегрирования во многих отраслях, соответственно и наши агропромышленные комплексы должны дополнять друг друга, так как многие задачи решать эффективнее вместе, чем конкурировать на общем рынке.
____________
Приоритет – интересам Союзного государства
Так считает первый заместитель министра сельского хозяйства
и продовольствия Республики Беларусь Надежда Котковец
Для возрождения белорусского села в постсоветский период были приняты три государственные программы, реализация которых позволила в 2008 году превысить показатель производства валовой продукции сельского хозяйства 1990 года.
Наибольший прирост производства достигнут за годы реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы. За это время темп роста валовой сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составил 122,2 процента, причем в сельхозорганизациях он превысил 144 процента, а это почти 10 процентов прироста ежегодно. Во всех категориях хозяйств намолочено 9 миллионов тонн зерна, произведено более 6,2 миллиона тонн молока, реализовано более 1,2 миллиона тонн мяса скота и птицы.
Тем самым продовольственная безопасность страны и стабильный рост производства основных видов продукции в расчете на душу населения сегодня уже обеспечены. По ряду позиций республика приблизилась к уровню государств с развитым агропромышленным производством.
Экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья за годы реализации вышеназванной программы увеличился в 2,9 раза и достиг 1,6 миллиарда долларов. От общего объема производства на экспорт реализовано 41 процент молока, 10 процентов мяса, 14 процентов яиц. Положительное сальдо внешней торговли составило 567 миллионов долларов. При этом около 90 процентов всей экспортируемой продукции поставлялось в Российскую Федерацию. В текущем году доля экспорта туда несколько снизилась, но она по-прежнему значительна – 85 процентов.
На недавнем совместном заседании коллегий Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была рассмотрена Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси. Ее основными направлениями признаны:
обеспечение продовольственной безопасности стран и Союзного государства в целом;
повышение экономической стабильности и устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Союзного государства;
формирование продуктовых рынков на основе стимулирования рыночного спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в каждой стране и в Союзном государстве в целом;
развитие общего аграрного рынка, определение мер по его регулированию;
определение согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях, в том числе с третьими странами;
создание необходимых нормативных правовых и экономических условий для движения товаров и услуг на общем аграрном рынке;
создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов;
гармонизация нормативной правовой базы, связанной с функционированием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, научно-технического сотрудничества;
недопущение количественных и экономических ограничительных мер во взаимных поставках продовольствия (кроме случаев нарушения действующих ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований, норм технических регламентов).
Таким образом, реализация основных положений Концепции направлена на углубление интеграции аграрных рынков в рамках Союзного государства, обеспечивающей повышение эффективности и устойчивости функционирования АПК. Особо подчеркну: эффективная реализация основных направлений аграрной политики России и Беларуси возможна только при соблюдении основного принципа – приоритет Союзного государства во взаимной торговле России и Беларуси.
Важно исходить из того, что сельское хозяйство наших государств должно иметь взаимодополняющие цели и задачи. Это значит, что продукция, которая в какой-то мере является дефицитной в одной из стран Союза, должна в первую очередь обеспечиваться за счет поставок другой страны. Этот приоритет необходимо закрепить юридически. Если он не будет узаконен, то вряд ли можно надеяться на успешную роль данной Концепции и совместной аграрной политики в целом.
Речь в данном случае не идет о доминировании поставок одной страны на рынке другой. Бесспорно, должны соблюдаться условия конкуренции. Но взаимные поставки Беларуси и России при соблюдении всех санитарно-гигиенических норм и поддержании высокого качества продукции должны быть приоритетными по отношению к поставкам из третьих стран.
Фактические объемы производства наших стран, а также взаимной торговли свидетельствуют, что никакой опасности в этом нет. Например, при сложении всех объемов продаж белорусских товаров на рынке России, даже при максимальном использовании потенциала роста продукции, Беларусь не сможет доминировать на ее рынке даже по тем же молочным продуктам.
Прогнозы спроса и предложения Союзного государства на основные виды продукции – это первый шаг на пути создания общего аграрного рынка.
Рассматривая проблему согласованных и оперативных балансов, важно учитывать то обстоятельство, что они должны быть направлены на стимулирование роста взаимного производства продукции и роста товарооборота, тогда как квотирование может сдерживать данный рост.
Мировые тенденции развития продовольственного рынка и экономические условия развития национальных отраслей сельского хозяйства и переработки Беларуси и России свидетельствуют, что основной целью согласованной аграрной политики Союзного государства должно быть повышение устойчивого и эффективного развития агропромышленных комплексов стран – участниц Союзного государства, обеспечение населения продовольствием, стабилизация рынков товаров и услуг в отрасли на основе взаимовыгодной торговли, а также использования преимуществ экономической интеграции посредством формирования общего аграрного рынка.
Таким образом, более глубокая экономическая интеграция между Россией и Беларусью в аграрной сфере является объективной необходимостью.
Кроме того, в агропромышленных комплексах Беларуси и России существуют и другие проблемы, которые эффективнее решать вместе. В частности, это все еще низкий уровень промышленной переработки и недозагруженность мощностей перерабатывающих предприятий; недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания и несоответствие некоторых показателей качества продовольствия основным требованиям международных стандартов; недостаточное внедрение инновационных разработок в аграрное производство; непрогнозируемый скачок цен на основные продукты питания и сельскохозяйственную продукцию, связанный с зависимостью от тенденций на мировых продовольственных рынках и др.
Влияние быстро развивающихся процессов глобализации, а также возникающих проблем обеспечения продовольственной безопасности на национальных и международном уровнях практически во всем мире приводит к корректировке акцентов относительно либерализации продовольственных рынков. Поэтому в аграрной политике Беларуси и России также необходима переоценка приоритетов исходя из позиции обеспечения продовольственной безопасности стран – участниц Союзного государства.
_____________
Все проблемы можно решать быстро и конструктивно
В этом убежден заместитель директора департамента регулирования агропродовольственного рынка Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Сергей Сухов
Формирование единой политики должно строиться на основе детального и системного анализа состояния агропромышленных комплексов наших стран и взаимной торговли. В последние годы сохраняется положительная динамика производства продукции сельского хозяйства как в России, так и в Беларуси. За период с 1999 по 2008 год в Российской Федерации производство выросло почти на 55 процентов. В прошлом году его индекс в России составил 110,8, в Беларуси – 108,6 процента.
Сельское хозяйство было и остается одной из важнейших отраслей экономики наших стран. Доля агропромышленного комплекса во внутреннем валовом продукте России в 2007 году составляла 4,6, в 2008-м – 4,7 процента. В Беларуси этот показатель существенно выше, соответственно 11,6 и 8,4 процента.
Безусловно, одними из ключевых факторов, обеспечивающих позитивную динамику развития сельского хозяйства, являются меры и формы государственной поддержки, направляемой в агропромышленный комплекс. В обеих странах она носит системный и плановый характер. В ее основу положена серьезная законодательная и нормативная правовая база. И в России, и в Беларуси осуществляется реализация государственных программ в рамках национальных проектов развития сельского хозяйства.
Результатом осуществления правительствами обеих стран мероприятий по поддержке и развитию сельского хозяйства в рамках вышеназванных госпрограмм стало увеличение в прошлом году производства сельхозпродукции. В России выращивание скота и птицы на убой увеличилось на 6,7 процента и составило 9,3 миллиона тонн, производство молока – на 1,1 процента, или 32,4 миллиона тонн. В Беларуси с 2004 года производство скота и птицы на убой в живом весе выросло на 32 процента и составило 1,2 миллиона тонн, молока – на 21 процент, достигнув показателя 6,2 миллиона тонн.
В обеих странах в прошлом году собраны рекордные урожаи зерновых. В результате реализации государственных программ рост производства зерновых в России и Беларуси в 2008 году по отношению к 2007 году составил соответственно 33 и 28 процентов. Положительная динамика наблюдается и по другим показателям.
Повторюсь, рост производства сельскохозяйственной продукции в наших странах во многом связан с государственной поддержкой из бюджетов всех уровней. Однако анализ использования бюджетных ассигнований показывает, что структура государственной поддержки в России и Беларуси различается.
В Российской Федерации почти половина от всего объема бюджетного финансирования – это субсидии на возмещение затрат на уплату процентных ставок по кредитам. (Для сравнения: в Беларуси на эти цели используется 12 процентов бюджетного финансирования.) Остальные средства в России идут на поддержку мясного и молочного животноводства (26%), поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства (13%), федеральные целевые программы по плодородию почв и социальному развитию села. Кроме того, сельхозтоваропроизводители получают косвенную поддержку за счет льготного налогообложения.
В Беларуси государственная поддержка помимо компенсации процентов по кредитам включает в себя следующие направления:
— государственные капитальные вложения на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных сельскохозяйственных объектов, а также на приобретение сельскохозяйственной техники – 47%,
– субсидии на растениеводство – 31%, на реализацию целевых программ – 8%, на животноводство – 2%.
Создание общего продовольственного рынка требует дальнейшей унификации как направлений и форм государственной поддержки, так и мер по государственному регулированию продовольственного рынка. Нам приходится искать и находить компромиссные решения. Опыт нашего взаимодействия показывает, что имеющиеся проблемы можно решать быстро, конструктивно и без ущерба для сельхозпроизводителей.
Что касается взаимных поставок продовольствия, то следует отметить, что объем внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Российской Федерации и Республики Беларусь в последние годы растет. По итогам 2008 года объем поставок сельскохозяйственной продукции из России в Беларусь зафиксирован на уровне 979 миллионов долларов, из Беларуси в Россию – 1 миллиард 838 миллионов долларов (рост с 2004 года почти в 2 раза).
За последние годы в нашем торговом обороте Беларусь стала устойчивым нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции, а Россия – нетто-импортером. Товарная структура поставок, естественно, различается. В поставках из Беларуси в Россию преобладает животноводческая продукция, прежде всего молочные продукты. Они формируют около 47 процентов от всего российского импорта. Почти половина всего молока, производимого в Беларуси, экспортируется в Россию. Из Беларуси поступает также 3 процента от общего объема импорта мяса, 61 процент от импорта сахара.
Удельный вес нашей западной страны-соседки в общем объеме импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Российскую Федерацию в последние годы стабилен и составляет более 5 процентов. Она занимает 5-е место по объему импорта сельхозпродукции в Россию.
В общем объеме российского экспорта поставки в Беларусь занимают 10,4 процента. Основными позициями в экспорте являются зерно и продукты его переработки, включая муку, макароны, хлебобулочные изделия. Значительными статьями экспорта в Беларусь также являются рыбопродукты, пиво, соки, безалкогольные напитки и шоколад.
Необходимо отметить, что к наиболее чувствительным товарам по импорту в Россию мы относим прежде молочные продукты, мясо и сахар. Объемы ввоза этой продукции из Беларуси в последние годы устойчиво увеличиваются.
Одним из успешных механизмов оптимизации взаимной торговли являются прогнозные балансы спроса и предложения, разработка которых ведется уже 12 лет. Ежегодные прогнозные балансы не являются инструментом количественного ограничения взаимной торговли. Они отражают экономически обоснованные объемы производства, потребления и взаимной торговли и предполагают взаимный учет интересов сторон. Поэтому соблюдение согласованных объемов поставок основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия свидетельствует о готовности наших стран к построению единого аграрного рынка.
По мясу, молоку и сахару было принято решение о разработке прогнозных балансов на 5-летний период (с 2008 по 2012 год). Это позволит нам повысить качество разработки среднесрочных прогнозов, обеспечит предсказуемость ситуации на наших рынках.
В настоящее время Минсельхозом России, Минсельхозпродом и Минэкономики Беларуси разработаны прогнозные балансы на 2010 год по трем важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия: мясо и мясопродукты; молоко и молокопродукты; сахар-песок. Они выполнены на основе согласованных ранее пятилетних балансов спроса и предложения по указанным видам продукции до 2012 года. Следует отметить, что общие объемы поставок этой продукции сохранились на уровне, согласованном на текущий год.
При составлении балансов использовались данные государственной и таможенной статистики, учитывались целевые показатели государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (Российская Федерация) и возрождения и развития села на 2005–2010 годы (Республика Беларусь).
Согласование объемов взаимных поставок в рамках разработки прогнозных балансов отражает интересы обеих сторон. Так, в 2009 году в России повышены пошлины на ввоз молочной продукции из стран дальнего зарубежья. При этом на 2010 год были сохранены (а по отдельным позициям – увеличены) согласованные объемы поставок белорусской молочной продукции в Россию. Это подтверждает, что согласование балансов спроса и предложения по основным видам продукции является значимым этапом в процессе построения общего продовольственного рынка Союзного государства.
_______________
Холдинг, работающий на перспективу
ОАО «Гроднохлебопродукт» – крупное агропромышленное предприятие, которое стало первопроходцем в Беларуси
по созданию производственного холдинга на базе предприятий хлебопродуктов области
Сегодня эта кооперативно-интеграционная структура, в состав которой входит 12 подразделений, связала в единое целое производство, переработку и реализацию продукции. Это свиноводческие комплексы общей мощностью около 100 тысяч голов, комплекс по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, птицефабрика, унитарные сельскохозяйственные предприятия, комбинат хлебопродуктов. И трудно поверить, что еще в начале 2000 года это ныне ведущее предприятие в АПК Беларуси едва сводило концы с концами.
– К созданию холдинга нас подтолкнула не дань моде, а сложная экономическая ситуация, в которой на те годы оказалось предприятие, – рассказывает генеральный директор Федор Хворик. – Нашему коллективу первому доверили взяться за создание современного зернопродуктового комплекса как единой экономической системы, включающей в себя производство, переработку и реализацию продукции. И с этой задачей мы справились.
Реорганизация предприятия проходила поэтапно. Начали с присоединения экономически несостоятельных заготовительных и комбикормовых предприятий к работающим более эффективно. A чтобы снизить образовавшуюся в то время большую задолженность за поставленные комбикорма, повысить экономическую эффективность, в состав холдинга было передано четыре свиноводческих комплекса в разных районах мощностью 24 тысячи голов каждый, а также комплекс по производству говядины мощностью 5 тысяч голов. Для обеспечения комплексов собственным зерном были присоеденены три низкорентабельных сельскохозяйственных кооператива. Следующим этапом стало включение в состав холдинга предприятия “Племптицерепродуктор Юбилейный”, которое на тот момент тоже было убыточным.
Безусловно, для развития столь масштабного предприятия понадобились немалые средства. К примеру, в реконструкцию комплексов, которые достались холдингу в плачевном состоянии, было вложено около 45 миллиардов белорусских рублей. Деньги вкладывались с расчетом на перспективу: развивали не только производство, но и переработку продукции. При этом на покупку современного оборудования, соответствующего европейским стандартам, не поскупились. И не ошиблись.
Генеральный директор подчеркивает, что предприятие, получив такой импульс к развитию, довольно быстро перешло в разряд прибыльных, что позволит ему досрочно рассчитаться с кредитами.
К примеру, в минувшем году ОАО “Гроднохлебопродукт” реализовало 40 тысяч тонн мяса в живом весе, это 20 процентов от общего объема по области. За восемь месяцев текущего года холдингом получено 287,9 млрд рублей выручки, прибыль от реализации составила 22 млрд рублей.
Сегодня особой гордостью холдинга является филиал “Племптицерепродуктор Юбилейный”, на котором побывали и российские гости во время проведения на Гродненщине заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. До включения в состав холдинга эта птицефабрика семь лет была убыточной.
С момента основания одно из основных направлений в работе филиала – производство мяса птицы. Переломным стал 2006 год, когда впервые после длительного спада удалось увеличить его объемы. В 2008 году производство мяса птицы достигло 20 тысяч тонн в год, яиц получено 14,4 млн штук. Для сравнения: в 2005 году объем производства составлял 2,1 тысячи тонн мяса и 1,9 млн штук яиц.
В декабре минувшего года здесь был построен и введен в эксплуатацию новый цех убоя и переработки мяса птицы, аналогов которому в области нет. Современное оборудование от лучших мировых производителей позволяет получить продукцию очень высокого качества. Мощность цеха составляет 6 тысяч птиц в час с перспективой расширения до 12 тысяч. А холодильное хозяйство мощностью более 500 тонн единовременного хранения позволяет принимать на переработку птицу из других хозяйств области.
Еще один мясоперерабатывающий цех, который филиал открыл уже в этом году, – единственный в регионе, позволяющий перерабатывать мясо цыплят-бройлеров, свинину и говядину одновременно. На его создание ушло два года и 22 млрд рублей. Но таким образом холдинг завершил создание мощного мясоперерабатывающего комплекса, на котором используется только собственное мясное сырье высокого качества. Впечатляет и ассортимент продукции цеха – 60 наименований, перечень которых дополнит еще 40 новых видов.
– Мясо птицы, которое поступает из цеха убоя и переработки, не содержит генно-модифицированных образований, так же как и мясо свинины и говядины, которое поставляют наш филиал “Мостовский кумпячок” и унитарное предприятие “Дубно”, – рассказывает генеральный директор.
Совместное использование в производстве мяса птицы, свинины и говядины позволяет производить вкусные комбинированные продукты, а также повысить рентабельность производства до 25–30 процентов. Кстати, в месяц здесь планируется перерабатывать 45 тонн говядины и 205 тонн свинины, 750 тонн мяса птицы.
Следует заметить, что строительство нового цеха позволило не только увеличить объемы производства, расширить ассортимент продукции и улучшить ее качество, но и создать около 700 новых рабочих мест. Для небольшого городка Скидель, где разместился филиал, это практически сняло проблему трудоустройства.
Большая часть продукции нового производства в настоящее время идет на внутренний рынок, на котором пока спрос на вкусную натуральную продукцию превышает предложение. Однако, по словам Федора Хворика, современное оснащение новых цехов заложило хорошую базу для экспорта. В текущем году в Российскую Федерацию предприятие отгрузило 1000 тонн мяса птицы и свинины. По мнению генерального директора ОАО “Гроднохлебопродукт”, потенциал предприятия гораздо выше. Белорусские производители готовы поддержать союзную инициативу, тем более что филиал “Юбилейный” включен в список предприятий, аттестованных для поставок продукции в Россию.
______________
Анатолий ЛОКОТЬ, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного саморегулирования:
– Думаю, что предприятия, подобные ОАО “Гроднохлебопродукт”, как раз и способны составить основу нашей продовольственной безопасности. Это очень интересный опыт создания холдинга, где сосредоточено производство, переработка и реализация продукции. Если мы наладим общий продовольственный рынок Союзного государства, на который подобные предприятия смогут свободно выходить и свободно на нем конкурировать, то тем самым обеспечим потребителя собственной качественной продукцией, а также дадим стимул для развития подобных холдингов в наших странах.
________________
Будущее села – за молодежью
С 7 по 9 октября 2009 года в Смоленске прошел второй форум сельской молодежи Центрального федерального округа России “Сельская молодежь и инновационное развитие”. Главная цель форума – привлечь внимание общества к проблемам сельской молодежи и молодых специалистов на селе, обсудить пути решения актуальных проблем молодых сельчан, определить роль молодого поколения в социально-экономическом развитии сельских территорий.
В своем приветствии форуму Полномочный представитель Президента России в ЦФО Г. Полтавченко отметил, что “в современной политике Российской Федерации особая роль отведена как раз тем направлениям, которые напрямую связаны с жизнью сельской молодежи. Это и реализация национальных проектов, ориентированных на развитие агропромышленного комплекса, и совершенствование системы образования, здравоохранения, стимулирование рождаемости, обеспечение молодых семей жильем.
Примечательно, что форум проходил в Смоленске – области, очень тесно связанной экономическими, политическими и социальными узами с братской Беларусью. Приветствуя участников форума, Государственный Секретарь Союзного государства Павел Бородин подчеркнул, что “серьезное внимание к проблемам сельской молодежи и совершенствование механизмов системной работы с молодежью – одно из важных направлений работы государственных органов России и Беларуси. В течение ряда лет руководством приграничных территорий развивается и внедряется то лучшее, что накоплено в Смоленской, Витебской, Московской, Белгородской и других областях в осуществлении молодежной политики. Союзное государство также активно содействует интеллектуальному и творческому развитию деловых и дружеских контактов подрастающего поколения”.
На пленарное заседание форума, которое проходило в режиме видеоконференции, директор Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ Б. Гусев проинформировал собравшихся, что начиная с 2010 года на территории Российской Федерации планируется создание многофункциональных центров по работе с молодежью. Руководитель постоянной комиссии по реализации молодежной политики Общественного совета ЦФО В.Понявин напомнил, что в 2010 году планируется приступить к пилотному проекту – формированию сельских жилищных комплексов, в том числе и на территории Смоленской области, договоренность о чем с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уже достигнута. О создании условий для обеспечения трудоустройства, занятости молодежи, предоставлении ей жилья и организации деятельности по закреплению молодых специалистов на селе на опыте своего хозяйства рассказал генеральный директор ЗАО “Агрофирма-Катынь” О.Аксенов.
На протяжении всего общения и выступлений делегатов самыми главными были вопросы о том, что нужно сделать, чтобы молодежь оставалась в своих селах, а не искала лучшей жизни в больших городах. По мнению участников форума, для этого необходимо обеспечить молодых сельских специалистов постоянной работой, дать им достойную заработную плату, жилье, организовать досуг.
Во второй день работы форума делегаты посетили перспективное сельхозпредприятие ЗАО “Агрофирма-Катынь”, где осмотрели строящийся жилой комплекс для сельской молодежи, а также Козинский тепличный комбинат – ведущий производитель овощей в Смоленской области (на снимке).
По итогам форума прошел круглый стол “Совершенствование механизмов системной работы органов по делам молодежи ЦФО в поддержке молодых специалистов, работающих на территории сельской местности”, на котором были внесены рекомендации в итоговую резолюция форума. Среди предложений – создание информационного молодежного издания и его тиражирование на территориях сельских поселений; совершенствование механизмов обеспечения жильем молодых семей в сельской местности, их законодательное закрепление на федеральном уровне; развитие системы среднепрофессионального сельскохозяйственного образования; закрепление за абитуриентами рабочих мест в действующих агрофирмах при условии их поступления в учебные заведения по профилям деятельности; придание системности работе специалистов по делам молодежи на уровне сельских поселений и другие.
____________
Городок мечты нашей
Так союзные парламентарии назвали агрогородок Василишки
Жители агрогородка Василишки уже привыкли, что гости, впервые приехавшие сюда, нередко задаются вопросом: а не потемкинскую ли деревню им показывают? Ведь едва ли не каждый социальный объект здесь вызывает неподдельное восхищение.
Будь то сад-ясли, где местным ребятишкам настолько комфортно, что позавидовать им могут воспитанники любого городского дошкольного учреждения, или местная школа, имеющая два бассейна и все необходимое современное оборудование. Или взять центр культуры и отдыха, который еще год назад ютился в помещении, где для мероприятий была всего одна комната. Сегодня ЦДК, в котором уже выступали с концертами известные белорусские и российские артисты, прописался в стильном с архитектурной точки зрения двухэтажном здании. Работают восемь кружков, музыкальная школа, библиотека, есть компьютерный кабинет, помещение для занятий хореографией и прекрасный актовый зал.
Тем не менее этот агрогородок в Щучинском районе Гродненской области вовсе не уникальный. Хотя бы потому, что он далеко не единственный в Беларуси, где имеется такая же инфраструктура и для людей созданы условия для жизни не хуже, чем в городах.
Не назовешь “потемкинским хозяйством” и само сельхозпредприятие “Василишки” – в республике есть и более успешные. Но то, что ОАО “Василишки” является одним из крупнейших и стабильных в Беларуси сельхозпредприятий, – это факт. На его территории расположен 91 населенный пункт, где проживает 6,5 тысячи человек. Хозяйственную деятельность ОАО “Василишки” ведет на площади 20,7 тысячи гектаров, а это едва ли не третья часть всего Щучинского района. Но главное все же не размеры хозяйства, а то, что оно по праву считается лидером региона.
ОАО “Василишки” создано в процессе разгосударствления и приватизации собственности РУП “Совхоз-комбинат “Василишки” в феврале 2005 года, к которому несколько ранее были присоединены четыре хозяйства. Сегодня это многоотраслевое сельскохозяйственное предприятие, которое специализируется на производстве свинины, говядины, молока, зерна и кормов. Хозяйство содержит 12,5 тысячи голов крупного рогатого скота, из которых 3,7 тысячи – дойное стадо. На свиноводческом комплексе имеется 53 тысячи свиней. Правда, скоро их будет значительно больше. Это когда закончится реконструкция комплекса и будет построена ферма на 36 тысяч голов поросят-отъемышей.
...Участники семинара с неподдельным интересом осматривали помещения молочно-товарной фермы “Василишки”, где содержится 2200 голов крупного рогатого скота. Технология здесь такова: скот содержится в боксах на мягкой подстилке, навозоудаление и кормление животных мобильное. Маленьких телят выращивают по интенсивной системе, за счет чего получают по 820 граммов среднесуточных привесов на одну голову. Довольно высокие и надои молока – 5800 килограммов на корову в год.
Таких результатов, объясняет заместитель директора ОАО “Василишки” Вячеслав Насута, позволили достичь два основных фактора: сбалансированное кормление животных и ведение племенной работы.
Поскольку в хозяйстве активно развивается животноводство, основной его специализацией в растениеводстве стало выращивание зерна для производства комбикормов. К слову, в текущем году валовый сбор зерновых и зернобобовых составил почти 31 тысячу тонн при урожайности 54,2 центнера с гектара. В 2008 году был введен в эксплуатацию собственный комбикормовый цех. Рядом с ним находится зерносушильно-складской комплекс мощностью 15 тысяч тонн, позволяющий соединить сушку, складирование, хранение зерна и его переработку.
Кто-то из гостей поинтересовался: дескать, почему нет роботов, как на фермах ряда европейских государств?
– Да потому что там дефицит кадров – профессия животновода в Европе не из числа престижных. У нас же ситуация иная, – говорит директор ОАО “Василишки” Владимир Серехан. – Никто у ворот фермы не стоит с плакатом “Пустите меня в животноводы”, хотя молодежь довольно охотно идет сюда работать. Главный стимул для них – жилье, приличная зарплата и социальные блага, которые может предоставить хозяйство.
Только в нынешнем году сдан 51 дом со всеми удобствами. Примерно столько будет возведено домов и в следующем году. И не только в Василишках, но и других деревнях хозяйства, где есть или строятся животноводческие комплексы, а значит, нужны и кадры.
_________________
Сергей УШКЕВИЧ, председатель Щучинского райисполкома:
– За эти годы в ОАО “Василишки” инвестировано 440 миллиардов белорусских рублей, 330 миллиардов из которых вложены в строительство и реконструкцию производственных объектов, а 33 миллиарда – в социальную сферу. Деньги, судя по показателям хозяйства, потрачены не зря. Продукция производится качественная. В ином случае российские регионы ее не покупали бы. А поставляет ОАО “Василишки” туда молоко, мясо. Есть у хозяйства и 210 гектаров фруктового сада, плантация земляники садовой, а весной будет заложена и делянка голубики. Так что и на продаже фруктов и ягод можно будет иметь неплохой дополнительный доход.
________________
Материалы спецвыпуска подготовили Николай ГУСЕВ, Елена СЕМЕНОВА, Наталья ДОЛГУШИНА, Игорь КРЫЛОВ. Фото Александра ШАБЛЮКА. Ответственный за выпуск Владимир НИКОЛАЙЧУК.