«Особые» задачи КБ «Кунцево»
В советское время это конструкторское бюро называлось особым. Здесь полным ходом шла разработка и производство систем ПВО. В наши дни приставку «особое» убрали, однако статус предприятия не изменился – конструкторское бюро до сих пор решает особые задачи, связанные с обороной страны. О новых направлениях, планах и проблемах поддержки военной промышленности рассказывает генеральный директор ОАО КБ «Кунцево» Сергей Николаевич ИГНАТЬКОВ.
– Наше предприятие входит в межгосударственную финансово-промышленную группу «Оборонительные системы», которая объединяет как белорусские, так и российские предприятия. Самая известная крупная разработка – это модернизация зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-125, который получил новое название – ЗРК «Печора-2М».
ЗРК С-125 «Нева» (экспортное наименование – «Печора») был принят на вооружение войск ПВО страны в 1961 году и предназначен для защиты политических и административных центров, стратегических объектов от маловысотных и высокоманевренных средств воздушного нападения вероятного противника. В 1988 году его производство было прекращено и только через 12 лет, в 2000 году, КБ приступило к модернизации.
В этой работе принял участие ряд белорусских предприятий: научно-производственное дочернее унитарное предприятие «ВОЛАТАВТО», НРУП «Алевкурп», ПРУП «Минский завод колесных тягачей». В результате совместных усилий был создан современный, весьма востребованный в настоящее время на внешнем рынке научно-технический продукт. Сегодня можно с уверенностью сказать, что зенитные ракетные комплексы «Печора-2М» станут основой современных систем ПВО многих зарубежных стран.
За всю историю военно-технического сотрудничества СССР с зарубежными странами в 35 стран мира было поставлено более 500 комплексов С-125 «Печора».
Первое боевое крещение комплекс получил в начале 80-х годов на Ближнем Востоке, а уже в конце XX века этот, считающийся морально устаревшим комплекс в ходе агрессии США против Югославии сбил самолет-невидимку F-117.
К сожалению, в Российской Федерации этот комплекс был снят с вооружения, но в Республике Беларусь он до сих пор успешно выполняет свои задачи. Кстати, не отказались от него даже в странах НАТО, например в Польше.
– Может, он действительно устарел как морально, так и технически?
– Вы знаете, у американцев есть самолет B-52, который успешно эксплуатируется на протяжении последних 50 лет и будет летать еще лет 30. За океаном его никто списывать не собирается – наоборот, его постоянно совершенствуют, меняют начинку. А вот если бы у нас на вооружении стоял такой самолет, уверен, его давно бы разрезали на металлолом. Утилизация военной техники – «золотое дно», потому что это самый простой источник получения дорогостоящего лома металлов: алюминия, латуни, серебра, золота. Ломать научились быстро, ясное дело – душа не болит.
Что же касается ЗРК «Печора-2М», то мы увеличили зону поражения почти в два раза, повысили скрытность, надежность и мобильность комплекса, продлили ресурс эксплуатации еще на 15 лет. ЗРК прошел все необходимые виды испытаний с пуском более 80 боевых ракет.
– Что может уничтожить «Печора»?
– Самолеты стратегической и тактической авиации типа В-1В,
В-2, F-16, F-18, ракеты типа «Томагавк» и АЛКМ, дистанционно пилотируемые вертолеты и другие летательные аппараты.
– Но самому комплексу тоже могут угрожать ракеты?
– Действительно, есть такие ракеты, предназначенные для уничтожения ЗРК. Впервые они были применены в 1966 году во время агрессии США против Вьетнама. Эти ракеты наводятся на высокочастотное и сверхвысокочастотное излучение антенн.
Для защиты ЗРК «Печора-2М» нашим предприятием разработан и успешно испытан в 2005 году комплекс радиотехнической защиты ЗРК от атак противорадиолокационных ракет типа AGM-88 HARM. По ЗРК было пущено шесть ракет, и все они не достигли цели, были уведены в сторону на безопасное расстояние. Эти системы мы, к сожалению, продаем только за границу, в Российской Федерации наш опыт и технические наработки не востребованы.
– Какие еще интересные разработки есть в КБ?
– Прежде всего это система ремонта сложнейшей радиоэлектронной аппаратуры – на предприятии налажены контроль и диагностика элементов плат, ячеек и блоков зенитно-ракетной системы С-300 на современном унифицированном оборудовании АС5-4У и СКИП-У. В настоящее время проводятся опытно-конструкторские работы по организации ремонта газотурбинных двигателей, систем гидравлики и механики, систем автономного электроснабжения, СВЧ-техники и антенных систем.
Во-вторых, КБ – разработчик станции внешнетраекторных измерений «Кама-Н», с помощью которой «поставлены на крыло» многие типы ракет и космических аппаратов.
В-третьих, мы проводим разработки новых помехоустойчивых систем связи, которые кроме использования в системах управления тактическим оружием могут быть использованы и для удаленных населенных пунктов. Всего в одной статье не перечислишь.
– Ваше конструкторское бюро занималось не только безопасностью наших воздушных рубежей, но и разрабатывало комплексы безопасности для аэропортов.
– Конструкторское бюро с конца 1980-х годов занималось инспекционно-досмотровой тематикой и осуществляло сопровождение серийного производства рентгенотелевизионных установок «Контроль-1» на Московском радиотехническом заводе. Затем по заданию ГТК СССР КБ создало рентгенографические установки «Контроль-1М» и «Визир-1», которые по своим параметрам в 2003 году не уступали зарубежным аналогам.
Дальнейшее развитие данной тематики было осуществлено в рамках конверсионных программ комиссии Гора – Черномырдина, в результате чего были достигнуты серьезные, прорывные на тот момент и не имевшие аналогов в мире научные и конструкторские решения. Опытные образцы новых установок прошли успешные испытания Федеральной авиационной администрацией США в аэропорту Ла Гвардиа (Нью-Йорк). Последняя модификация таких установок под названием «Интроспект» экспонировалась на авиасалоне «МАКС-2005» и была поставлена в Турцию.
– Почему они не нашли применения в нашей стране?
– Есть масса примеров, когда российские достижения не находят коммерческого применения в нашей стране, зато успешно используются за рубежом. Все дело в отношении к своей собственной науке и промышленности. Перед наукой нужно ставить современные задачи, а промышленности нужны долгосрочные заказы. Пока ни того, ни другого нет.
Наше КБ развивается не благодаря поддержке государством своей промышленности, а вопреки этому. Только благодаря поддержке ОАО «Оборонительные системы» КБ продолжает серьезнейшую работу по созданию нового класса инспекционно-досмотровых систем для проверки крупногабаритных грузов и транспорта. Мы искренне считаем, что применение таких систем крайне необходимо на границах Союзного государства и, что самое главное, такие комплексы должны производиться не за рубежом, а в нашем государстве.
Потому, что это вопрос безопасности страны, безопасности ее граждан, вопрос создания возможностей для инновационного развития во многих отраслях науки и промышленности. Мы уверены, что продолжать закупать для государственных задач только импортные комплексы неверно и недальновидно.
– Вы считаете, что разработки КБ по тематике ИДК (инспекционно-досмотровые комплексы) еще актуальны на сегодняшний момент?
– Не только актуальны, а крайне необходимы, особенно в таком большом государстве, как наше. У Союзного государства самая протяженная граница в мире, огромный поток транзитных грузов и транспорта, который нужно контролировать и пресекать поток контрабанды, оружия и наркотиков.
Если запустить долгосрочное плановое промышленное производство ИДК, то в промышленности и науке поднимутся с колен минимум двадцать направлений и отраслей, несколько десятков предприятий получат новые заказы, а наши граждане – стабильную и высокооплачиваемую работу. Для этого нужна политическая воля и серьезная союзная программа по производству ИДК и научному развитию рентгенографической техники. А промышленность – не подведет.
Беседовал
Дмитрий НЕРАТОВ