Жизнь без границ
В проект Таможенного кодекса Таможенного союза вносят последние изменения В конце сентября на восьмом заседании Комиссии Таможенного союза в Алма-Ате проект Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) был одобрен и направлен в Беларусь, Россию и Казахстан для проведения внутригосударственного согласования. Документ планируется к подписанию главами трех государств на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября в Минске.
В конце сентября на восьмом заседании Комиссии Таможенного союза в Алма-Ате проект Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) был одобрен и направлен в Беларусь, Россию и Казахстан для проведения внутригосударственного согласования. Документ планируется к подписанию главами трех государств на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября в Минске. Как сообщила пресс-служба ФТС России, правовые нормы Таможенного кодекса ТС, не имеющие отсылочного характера, будут являться нормами прямого действия. Начало мероприятий по вступлению в силу данного правового акта отнесено на 1 июля 2010 года. Национальное законодательство в области таможенного дела, а также нормы административного, уголовно-процессуального, гражданского и иных видов законодательства будут трансформироваться под правовые нормы ТК ТС. Таможенный кодекс РФ сохранит свое действие в измененном виде.
Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина считает, что нужно прежде всего согласовать механизм сбора и распределения средств, поступающих от таможенных пошлин, чтобы соблюсти баланс интересов всех стран и не потерять какие-либо сборы, чтобы не было выпадающих доходов из-за администрирования.
В Республике Беларусь в настоящее время проводится обсуждение проекта ТК ТС в органах государственного управления. Таможенный кодекс Беларуси будет изменен в соответствии с нормами ТК ТС. Об этом заявил недавно начальник управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Александр Нистюк. В Таможенный кодекс Беларуси будут внесены изменения, так как международный договор, который утвердит кодекс Таможенного союза, будет иметь приоритет перед национальным законодательством.
Кипит работа и в Казахстане. Проект единого Таможенного кодекса планируется внести на рассмотрение в парламент азиатской республики в ноябре текущего года. Об этом сообщил министр индустрии и торговли Республики Казахстан Асет Исекешев.
Для такого сложного дела, как создание Таможенного союза, события развиваются чересчур стремительно. Это многих беспокоит. Например, проект Таможенного кодекса вызывает много вопросов у перевозчиков.
«Отдельные положения проекта документа возлагают на участников перевозочного процесса дополнительные расходы и ответственность, превышающую установленную Таможенным кодексом РФ», – заявил начальник отдела организации и функционирования складов временного хранения и железнодорожных пограничных переходов управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Руслан Розанов. Он подчеркнул, что в компании поддерживают идею создания Таможенного союза, однако многие статьи нового кодекса нуждаются в доработке.
Существенное замечание к проекту – положение о реестре владельцев складов временного хранения, таможенных перевозчиков и статусе уполномоченных экономических операторов. Чтобы попасть в реестр, компания в течение предшествующего года не должна привлекаться к административной ответственности за то или иное таможенное правонарушение.
«В ходе своей деятельности во внешнеэкономической сфере крупная фирма, которая осуществляет огромные объемы перевозок, однозначно будет привлекаться к ответственности, и не всегда справедливо», – поясняет Руслан Розанов. Он отмечает, что непонятно, почему при своевременной оплате штрафов и отсутствии текущей задолженности перед таможенными органами компания может лишиться права заниматься своей деятельностью. «Допустим, завели на нас дело, мы его обжаловали. Пока оно идет по судам, что может длиться годами, нас не будут включать в реестр? А если мы это дело выиграем?» – рассуждает Розанов.
Директор по операциям холдинга STS/RLS Logistics Сергей Фалин также называет такое требование некорректным. «Это очень жесткая мера, которая лишает крупные компании права участвовать в транспортном процессе союза», – считает он.
Есть вопросы и к самому процессу работы над кодексом. «Над ним трудится рабочая группа при комиссии по созданию ТС. Мы раз в месяц получаем отредактированный документ из Минтранса и вносим туда коррективы, прямого выхода на разработчиков у нас нет», – поделился Розанов.
– Замечания к документу есть не только у РЖД, но и у моряков, авто- и авиаперевозчиков. Мы согласовать документ в таком виде не можем, – говорит директор департамента законопроектной деятельности Минтранса РФ Алексей Дружинин.
Многие уверены, что формирование единого таможенного законодательства займет не один год. В 1968 году начал функционировать Таможенный союз в Европе. Из сорока лет его существования двенадцать лет европейцы потратили на унификацию пошлин и тарифов, снятие внутренних границ. Еще двадцать лет убирали шероховатости. И только в 1993 году процесс формирования Европейского таможенного союза был в целом завершен.
По словам начальника аналитического управления ФТС России Владимира Ивина, процесс формирования унифицированного законодательства должен пройти всего за полтора-два года. «С Беларусью реализация этих планов вполне реальна, процесс уже идет в рамках Союзного государства и приобрел необратимый характер», – отметил он. Но режим пропуска через российско-казахстанскую границу существенно отличается, таможенная служба в Казахстане является частью Минфина, и касающиеся таможни нормативные акты оформляются здесь на уровне решений правительства. Это становится большой проблемой для ТК ТС. Кроме того, Беларуси и Казахстану, например, придется восстановить фитосанитарный контроль на своих внешних границах, от которого они уже давно отказались.
60% белорусского и 90% казахстанского экспорта совпадает с российским по товарным группам. Поэтому для обеспечения действительно равного положения производителей придется не только согласовать таможенные законодательства и практику, но и обеспечить равные условия производства. Проблемой является и реэкспорт российских товаров с территории других стран Таможенного союза, где действует совершенно другой таможенный режим. Например, экспорт леса в России облагается таможенными пошлинами, а в Казахстане – нет.
Из существующего проекта ТК ТС пока непонятно, каким образом благодаря союзу на три наших государства прольется обещанный золотой дождь. Однако все обещания звучат сейчас крайне убедительно.
Одним из важнейших соглашений является договор о создании секретариата комиссии Таможенного союза. Этот наднациональный орган будет обеспечивать деятельность будущего объединения. В секретариат, который будет расположен на территории РФ, войдут штатные сотрудники, должностные лица будут иметь статус международных служащих. Определено, что секретариат возглавляет Ответственный секретарь Комиссии ТС. Нынче на этой должности находится уникальный человек – академик РАН Сергей Глазьев. Он уверен, что, несмотря на все сложности, союз состоится.
«Формирование полноценного Таможенного союза давно назрело, – уверен Сергей Юрьевич. – Его появление означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулируя экономическую активность и повышая товарооборот. Ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве является важнейшим направлением совместных антикризисных мер, поскольку позволит расширить возможности экономического роста и модернизации экономики на современной технологической основе. Мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой. Кризисное явление в ней будет сказываться еще долго. Таким образом, региональный ТС – это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках».
По мнению Сергея Глазьева, экономический смысл интеграции состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 процента от современного уровня ВВП, Беларусь – 16,1, Казахстан – 14,7 процента.
Николай АЛЕКСЕЕВ