Восхождение на «Памир»
В Минске открылось представительство Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»
Перед зданием Физико-технического института НАН стоит памятник сове - птице мудрой и понимающей, что к чему. И пока Запад пугает нас, что поставит Киеву снаряды с обедненным ураном, мы развиваем мирный атом. На базе Физико-технического института НАН Беларуси в минском Академгородке открыли представительство Курчатовского института. Ему в эти дни как раз исполняется восемьдесят лет, за которые он прошел путь от маленькой секретной лаборатории № 2 до крупнейшего международного исследовательского центра. Когда-то здесь за шестнадцать месяцев разработали и создали первый в СССР ядерный реактор, потом - ядерную бомбу. После чего институт работал уже над мирным проектами: АЭС и атомным ледокольным флотом. Сейчас в распоряжении «Курчатника» 47 установок мегакласса мирового уровня. Что явно вызывает зависть у многих на Западе, поэтому институт тоже под санкциями.
Открытие представительства в Минске - событие историческое. Это первый филиал института за пределами России. То, что на базе физтеха НАН - тоже логично. В свое время его специалисты разработали одну из основных деталей для российского коллайдера - ниобиевый резонатор. Фактически сердце.
Президент «Курчатника» Михаил Ковальчук рассказал, что в минском представительстве будут работать шесть новых лабораторий, оборудование и оснащение которых в скором времени завершат.
Чем же здесь будут заниматься?
- Мы сначала детально вникли и посмотрели, кто что делает и у кого какие сильные стороны. И мы можем блестяще дополнять друг друга. Например, исследованиями в области микроэлектроники, в чем особо сильны белорусы. Сегодня это один из важнейших приоритетов, особенно для машиностроения. Второе направление - сельское хозяйство, генетика для растениеводства, животноводства, аквакультур. Генетическую часть будем развивать очень быстро. Сейчас решаем, что надо закупить для лаборатории. Третье - материаловедение, в том числе для космоса. Беларусь крайне много делает для этой сферы, то, чего не делаем мы. Четвертое - ядерные технологии, в том числе ядерная медицина. Работает АЭС в Островце, есть институт «Сосны», который был частью советского атомного комплекса. Планируем их активно развивать. И еще одно направление - когнитивные и социогуманитарные исследования, что очень важно сейчас, когда идет воздействие цифровой сферы на психическое здоровье нации. Другая сторона этого направления - изучение исторического наследия.
Еще во времена СССР «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны» под Минском создал два единственных в мире мобильных ядерных реактора «Памир». Но после Чернобыльской аварии проект свернули. А сейчас они были бы нам крайне нужны - и для внутреннего потребления, и на экспорт.
И белорусские ученые не против вместе с коллегами из Курчатовского института возродить этот проект.
- Есть идея вернуться к мобильным ядерным установкам, мобильным атомным станциям. Документация сохранилась. Создана группа, которая работает над восстановлением этого уникального изобретения, - заявил председатель Президиума НАН Владимир Гусаков.