Природа предупреждает
Союзному государству необходим комплекс мер, которые позволили бы снизить негативные последствия опасных климатических проявлений Одна из проблем, волнующих сегодня всех, – глобальное изменение климата, его воздействие на природную среду, экономическую деятельность и каждого из нас. О том, как эти вопросы прорабатываются в Союзном государстве, рассказывает начальник Управления научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, к.т.н. Виктор БЛИНОВ.
Одна из проблем, волнующих сегодня всех, – глобальное изменение климата, его воздействие на природную среду, экономическую деятельность и каждого из нас. О том, как эти вопросы прорабатываются в Союзном государстве, рассказывает начальник Управления научных программ, международного сотрудничества и информационных ресурсов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, к.т.н. Виктор БЛИНОВ. Деятельность человека – один из основных факторов, влияющих на окружающую среду. Неслучайно в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был принят Киотский протокол, по которому развитые страны и страны с переходной экономикой взяли обязательства сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Сегодня он ратифицирован 188 странами мира. В феврале 2005 года протокол вступил в силу и в России. Первый этап реализации договоренностей начался 1 января 2008 года и закончится 31 декабря 2012-го. Новое международное соглашение о параметрах защиты климатической системы должно быть подписано на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Копенгагене в декабре этого года.
Ситуация, с одной стороны, предельно ясна: человечество обязано сплотиться и выработать параметры будущего мирового соглашения, чтобы снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду; экономики – адаптироваться к изменению климата. С другой стороны, найти решение, которое бы устроило всех, крайне сложно. Каждая страна, определяя степень своего участия, прежде всего исходит из национальных особенностей и интересов – социальных, экономических, политических.
В основе сокращения антропогенных выбросов лежат технологические новации, а это – огромные деньги. Сегодня развитые страны, особенно ЕС, активно продвигают введение так называемого признака «климатически дружественный товар или услуга», которые будут вырабатываться на основе климатически дружественных технологий. Россия и Беларусь такой подход не поддерживают, поскольку он чреват созданием искусственных барьеров в торговле и сфере оказания услуг. Конечно, в идеале все страны должны стремиться внедрять такие технологии, но сделать это одномоментно, да к тому же в кратчайшие сроки невозможно. Согласиться в этом вопросе с ЕС – значит, дискриминировать большинство стран. Сам же принцип выработки товаров и оказания услуг на климатически дружественных условиях, безусловно, перспективное направление.
Глобальное потепление отмечается и на территории Союзного государства.
Его ощущают все климатозависимые отрасли: энергетика, транспорт, связь, сельское и лесное хозяйство, здравоохранение, жилищно-коммунальный сектор. Поэтому перед нами стоит задача выработать и реализовать меры, которые позволят снизить негативные последствия опасных климатических проявлений. Российская и белорусская метеослужбы, объединенные в единый Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, работают над практическими задачами. К предстоящему Совету Министров Союзного государства мы подготовили доклад «О последствиях влияния изменения климата на экономику и социальную сферу Союзного государства» и надеемся, что его рассмотрение поможет союзным структурам власти и законодателям выработать четкое понимание ситуации и наметить практические шаги по минимизации негативных последствий изменения климата для экономик и населения.
Важное значение необходимо придавать и разработке законодательных основ по реализации политики и мер в области защиты климатической системы и адаптации к изменениям климата.
Законодатели Союзного государства, России и Беларуси должны четко продумать свои место, роль и понимание, как законодательно поддержать наши обязательства. Пока в России нет ни одного закона, принятого в поддержку исполнения обязательств по Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Во многих странах мира политика и меры, которые должно реализовывать государство для выполнения международных обязательств, скомпонованы в единые программы и планы. Мы надеемся, что подобные документы в ближайшее время будут разработаны и у нас.
Российская Федерация заявила параметры своего видения будущего участия в глобальном сотрудничестве после 2012 года – сокращение выбросов парниковых газов в диапазоне от 10 до 15 процентов по сравнению с уровнем 1990 года. Это очень ответственный объем сокращений, который может быть достигнут только за счет внедрения новых технологий с привлечением значительных финансовых средств. Все это требует соответствующей законодательной поддержки. Как и решение повысить до 2020 года энергоэффективность нашей экономики на 40 процентов.
Поэтому, на мой взгляд, союзным законодателям можно подумать и над тем, как заинтересовать производителей товаров и услуг переходить на новые технологии, безопасные источники энергии, сокращать антропогенное воздействие на окружающую среду.
В конце года пройдут два ключевых события: заседание Совета Министров Союзного государства, на рассмотрение которого мы выносим наш доклад, и Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Копенгагене, на которой будут приняты новые параметры защиты климатической системы и обязательства по глобальному сотрудничеству в этой области. Поэтому, на наш взгляд, в конце декабря необходимо провести расширенное заседание Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий по обсуждению итогов и решений, принятых Советом Министров Союзного государства и Конференцией в Копенгагене, с привлечением широкого круга экспертов, ученых, специалистов из разных отраслей, в том числе здравоохранения, для выработки консолидированных дальнейших действий, требующих существенной поддержки депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.