Под защитой государства
В январе 2008 года в России начала работать «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам академик РАЕН, профессор Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса Геннадий КУЛИК видит положительные перемены в российском АПК.
Одна из целей, которую ставили перед собой авторы программы, – приблизить условия жизни на селе к городским. И сегодня уже есть о чем говорить. В 2008 году вместо запланированных 1489,2 тыс. м2 в эксплуатацию введено 1760,17 тыс. м2 жилья, почти половина из них – для молодых семей и специалистов. Превышены планы газификации и снабжения сельских населенных пунктов питьевой водой. Благодаря мерам Правительства и Минсельхоза России, направленным на сдерживание роста цен на минеральные удобрения, село получило 2,2 млн тонн удобрений, при этом государство компенсировало им 30 процентов затрат. На эти цели ежегодно выделяется 8 млрд рублей.
Не забыты и сельскохозяйственные угодья. Сельским труженикам удалось сохранить для севооборота 914 тыс. га земли, спасти от водной эрозии и подтопления – 95 тыс. га, вернуть в сельскохозяйственный оборот – 60 тыс. га земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Государство поддерживает и техническую, и технологическую модернизацию сельского хозяйства, выделяет льготные кредиты, создало специальную лизинговую организацию ООО «Росагролизинг». В прошлом году с учетом лизинга приобретено 23,8 тыс. тракторов, 9,6 тыс. зерноуборочных и 3,2 тыс. кормоуборочных комбайнов, что очень выручило российских сельхозпроизводителей.
В связи с увеличением валового сбора зерновых и зернобобовых растут объемы их реализации на внутреннем рынке. В 2008 году, например, было продано 52 млн тонн зерна – на 4,2 процента больше запланированного. А вот экспорт сократился на 12 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Причина в том, что в ряде регионов, получивших рекордный урожай зерна, его негде хранить. Чтобы минимизировать потери зерноводов, государство должно предоставить им субсидии, снизить тарифы на перевозку зерна по железной дороге, договориться с потенциальными покупателями нашего зерна о возможном увеличении объемов закупок, в том числе на условиях предоставления Россией связанных кредитов.
Но главное в том, что параллельно создавались условия для привлечения собственных финансовых ресурсов, улучшения социального положения работников сельскохозяйственных предприятий и условий оплаты их труда, создавалась необходимая инфраструктура: строились и модернизировались поликлиники, школы, детские сады, спортивные учреждения.
Но сказать о том, что решены все проблемы, нельзя. Например, в Западной Европе на каждый вырученный евро фермер получает дополнительно до 30 евроцентов – на развитие. Наш крестьянин в 2008 году на каждый реализованный рубль получил 13 копеек.
Да, Россия серьезно модернизировала и перестроила свою аграрную политику. Из бюджетов всех уровней – федерального, региональных, местных – село в 2008 году получило около 100 млрд рублей. В 2003-м – только 17. И сразу замечу, что в 2009 году, несмотря на кризис, инвестиции в сельское хозяйство выросли за счет увеличения уставного капитала Россельхозбанка более чем на 45 млрд рублей и лизинговой компании «Росагролизинг» – на 25 млрд рублей.
В последние годы государство предпринимает ряд мер в поддержку отечественных сельхозпроизводителей. Например, в текущем году подписано соглашение с производителями топлива о том, что в первой половине года цены на дизельное топливо меняться не будут. А в связи с ущербом, который в этом году нанесла нашим зерноводам засуха, Владимир Путин принял решение оказать им финансовую поддержку.
Сегодня Россия стоит на
3-ем месте в мире по продаже зерна, продавая около 13-14 млн тонн зерна в год. Мы можем полностью удовлетворить внутренние потребности и сохранять свое присутствие на мировом рынке. Понимая важность этого, государство закупило у крестьян излишки прошлогоднего зерна, чтобы иметь резерв на случай неблагоприятных погодных условий. Кредитует такую закупку зерна Российский сельскохозяйственный банк. В этом году закуплено 9,7 млн тонн, хозяйствам выплачено порядка 46 млрд рублей. Это выгодно и государству, и хозяйствам: они смогли не только реализовать зерно, но и пустить деньги в оборот.
Но это одна сторона дела. Мы знаем и о другой. На рынке до сих пор ощущается некоторое притеснение интересов крестьянства. Доля крестьян в цене, которую в магазине платит потребитель, остается крайне низкой. Статистика говорит о том, что последние годы выручка сельхозпроизводителя от реализации в розничной сети снижается и составляет сегодня от 40 до 50 процентов. Остальные уходят посредникам. За литр молока крестьянин получает не больше 6-7 рублей. Это меньше стоимости питьевой воды, которой торгуют розничные сети.
Необходимо наконец отдать приоритет отечественному производителю. Но качество его продукции должно строго соответствовать показателям, утвержденным техническими регламентами и другими регулирующими документами.
И здесь нельзя не вспомнить о том, что правительство меняет позицию вступления в ВТО.
Условия, предъявляемые ВТО, беспокоят отечественных сельхозпроизводителей. По многим показателям мы не можем конкурировать с крупнейшими производителями продовольствия, без экономической поддержки наших сельхозтоваропроизводителей и защитных мер, которые бы оградили внутренний рынок от поглощения. Но условия деятельности ВТО позволяют на определенный период времени сохранять действующие нормативы и законодательные акты, регулирующие взаимоотношения государства с отечественными товаропроизводителями до вступления в ВТО. Я знаю, что многие страны так и поступали.
Финляндия, например, вступив в ВТО, сохранила государственную монополию на торговлю водкой. Многие страны очень обстоятельно оговаривали условия, связанные с организационными формами производства, принимали закон, по которому, например, фермерское хозяйство не подлежит разделу даже среди родственников, а переходит по наследству или покупается как цельное хозяйство. При этом конкретные особенности экономической системы и законодательства государства могут быть сохранены. Скажем, мы на определенный период времени можем сохранить действующую заградительную систему пошлин и квот на поставку товаров и продуктов на наш рынок, оговорить и другие условия, отвечающие интересам наших стран. Наши переговорщики, думаю, за 10 лет набрались опыта, который не позволит принести стране новую беду. Недаром у нас говорят: семь раз отмерь, один – отрежь.